Серия «Учебные издания для бакалавров»
А. С. Нешитой
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебник
12-е издание, стереотипное
Рекомендовано ФГБОУ ВПО
«Государственный университет управления»
в качестве учебника для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по направлению подготовки
«Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
Регистрационный номер рецензии 574 от 18 декабря 2012 г.
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°»
2019
Москва
312
Стр.1
УДК 336.12
ББК 65.261.3
Н59
Автор:
А. С. Нешитой — кандидат экономических наук, профессор.
Рецензенты:
Кафедра финансов, инвестиций и банковского дела
Российского университета кооперации;
О. Л. Рогова — доктор экономических наук, профессор,
главный научный сотрудник ИЭ РАН.
Нешитой А. С.
Н59
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник
для бакалавров / А. С. Нешитой. — 12-е изд., стер. — М.: Издательскоторговая
корпорация «Дашков и К°», 2019. — 308 с.
ISBN 978-5394-03334-6
В учебнике излагаются теоретические основы бюджета и бюджетной
системы в связи с бюджетной практикой Российской Федерации.
Для наглядности приведены схемы и таблицы аналитического
характера.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению
подготовки «Экономика», а также специалистов, работающих в финансовой
сфере.
Подписано в печать 30.10.2018. Формат 60×88 1/16.
Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 19,5.
Тираж 100 экз.
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»
129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732
Тел.: 8 (495) 668-12-30, 8 (499) 183-93-23
E-mail: sales@dashkov.ru — отдел продаж;
office@dashkov.ru — офис; http://www.dashkov.ru
ISBN 978-5394-03334-6
© Нешитой А. С., 2013
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2013
313
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Раздел I
И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Глава 1. Экономическая сущность и роль
государственного бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.1. Содержание и основные черты государственного
бюджета как экономической категории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2. Функции государственного бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.3. Роль государственного бюджета как финансовой
базы социально-экономического развития общества . . . . . . . 19
1.4. Бюджетная политика государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система. . . . . . . . . 25
2.1. Основы бюджетного устройства в разных типах
государств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.2. Развитие бюджетного устройства и бюджетной
системы в СССР (1920–1990) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3. Принципы построения бюджетной системы
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.4. Бюджетное устройство и бюджетная система
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . . 43
Глава 3. Организационно-правовые основы
бюджетной системы России и бюджетные права органов
государственной власти и местного самоуправления . . . . . . . . . . 43
3
Стр.3
3.1. Бюджетное право и его источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
3.2. Субъекты и нормы бюджетного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
3.3. Бюджетный федерализм — основа построения
бюджетной системы Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . 51
3.4. Понятие и роль бюджетных прав Российской
Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
3.5. Компетенция Российской Федерации
в регулировании бюджетных правоотношений . . . . . . . . . . . . . 57
3.6. Компетенция субъектов Российской Федерации
в регулировании бюджетных правоотношений . . . . . . . . . . . . . 61
3.7. Компетенция муниципальных образований
в области регулирования бюджетных отношений . . . . . . . . . . 63
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . . 66
Глава 4. Бюджетная классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
4.1. Понятие бюджетной классификации и ее состав . . . . . . . 67
4.2. Классификация доходов бюджетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
4.3. Классификация расходов бюджетов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
4.4. Классификация источников финансирования
дефицитов бюджетов и операций сектора
государственного управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . . 79
Глава 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации. . . . . . . . 79
5.1. Понятие бюджетного процесса, принципы
его организации и стадии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
5.2. Полномочия участников бюджетного процесса
федерального уровня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
5.3. Порядок составления проекта федерального
бюджета и внесения его в Государственную Думу. . . . . . . . . . 88
5.4. Рассмотрение и утверждение законодательства
о бюджете на очередной финансовый год
в Государственной Думе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
5.5. Составление, рассмотрение и утверждение
территориальных и местных бюджетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
5.6. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ . . . . . . . 102
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 110
4
Стр.4
БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел II
Глава 6. Федеральный бюджет Российской Федерации . . . . . . 111
6.1. Экономическая роль и законодательные основы
федерального бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
6.2. Доходы федерального бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
6.3. Расходы федерального бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
6.4. Дефицит и профицит бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 128
Глава 7. Бюджеты субъектов Российской Федерации
(региональные бюджеты). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
7.1. Роль региональных бюджетов
в социально-экономическом развитии регионов . . . . . . . . . . . 129
7.2. Доходы бюджетов субъектов Российской
Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
7.3. Расходы бюджетов субъектов Российской
Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 135
Глава 8. Местные бюджеты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
8.1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом
развитии муниципальных образований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
8.2. Формирование доходов местных бюджетов . . . . . . . . . . . . 138
8.3. Расходы местных бюджетов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 144
Глава 9. Консолидированный бюджет
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
9.1. Понятие консолидированного бюджета
и его использование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
9.2. Показатели консолидированного бюджета
Российской Федерации за 2000 и 2004 годы . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 148
Глава 10. Государственные внебюджетные фонды . . . . . . . . . . . . 148
10.1. Понятие и правовые основы
образования внебюджетных фондов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
10.2. Пенсионный фонд Российской Федерации,
его правовой статус, характеристика, состав бюджета. . . . 153
5
Стр.5
10.3. Фонд социального страхования Российской
Федерации, его правовой статус, характеристика,
состав бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
10.4. Фонды обязательного медицинского страхования,
их правовой статус, характеристика, состав бюджета . . . . 169
10.5. Отраслевые внебюджетные фонды научных
исследований и опытно-конструкторских работ . . . . . . . . . . . 177
10.6. Страховые взносы, зачисляемые
в государственные внебюджетные фонды. . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 190
Раздел III
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ И СТРУКТУРА
РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 11. Налоговые доходы бюджетной системы. . . . . . . . . . . . . 192
11.1. Классификация налогов Российской Федерации . . . . . 192
11.2. Федеральные налоги, их характеристика
и роль в формировании доходов бюджетной системы . . . . .194
11.3. Региональные налоги, их характеристика
и роль в формировании доходов бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
11.4. Специальные налоговые режимы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
11.5. Местные налоги, их характеристика
и роль в формировании доходов бюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 233
Глава 12. Расходы бюджетной системы на управление,
правоохранительную деятельность и обеспечение
безопасности государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
12.1. Расходы на государственное управление
и местное самоуправление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
12.2. Расходы бюджетной системы на судебную
власть, правоохранительную деятельность
и обеспечение безопасности государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
12.3. Расходы на международную деятельность
и национальную оборону. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 241
6
Стр.6
Глава 13. Расходы бюджетной системы на науку,
государственную поддержку и развитие отраслей
экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
13.1. Бюджетные расходы на фундаментальные
научные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
13.2. Бюджетные расходы на поддержку национальной
экономики (промышленно-энергетического
потенциала). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
13.3. Бюджетные расходы на поддержку сельского
хозяйства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
13.4. Бюджетные расходы на поддержку
и развитие транспорта, связи и информатики . . . . . . . . . . . . . 251
13.5. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. . . . . . 253
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 255
Глава 14. Бюджетные расходы на социальную сферу . . . . . . . . . 255
14.1. Характеристика общих расходов бюджета
на социальную сферу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
14.2. Бюджетные расходы на образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
14.3. Расходы бюджета на поддержку отраслей
культуры, искусства, кинематографии и средств
массовой информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
14.4. Расходы бюджета на здравоохранение
и физическую культуру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
14.5. Расходы бюджета на социальную политику . . . . . . . . . . 263
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 266
Глава 15. Обслуживание государственного долга . . . . . . . . . . . . . . 266
15.1. Экономическое содержание государственного
долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
15.2. Формы долговых обязательств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
15.3. Бюджетные расходы на обслуживание
и погашение государственного долга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
15.4. Управление государственным и муниципальным
долгом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 282
7
Стр.7
Глава 16. Финансовая поддержка субъектов Федерации
и муниципальных образований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
16.1. Принципы межбюджетных отношений . . . . . . . . . . . . . . . 282
16.2. Формы финансовой поддержки
бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов
из федерального бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
16.3. Формы предоставления межбюджетных
трансфертов из бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
16.4. Предоставление бюджетных кредитов
субъектам Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 290
Глава 17. Государственный и муниципальный
бюджетно-финансовый контроль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
17.1. Понятие, назначение и виды финансового
контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
17.2. Формы и методы финансового контроля . . . . . . . . . . . . . . 294
17.3. Государственные органы, осуществляющие
финансовый контроль в бюджетной сфере,
их полномочия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
17.4. Государственные органы, осуществляющие
налоговый контроль. Формы проведения налогового
контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Контрольные вопросы для самопроверки. . . . . . . . . . . . . 306
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
8
Стр.8