ART 201030
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
2020, № 05 (май)
УДК 378.147
как фактор повышения эффективности подготовки
студентов к межкультурной коммуникации
Технология профориентационных веб-квестов
Апанасюк Лариса Ахунжановна1
Российский государственный социальный университет, Москва, Россия
apanasyuk-L@yandex.ru
Зацепина Елена Александровна2
Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия
myshila@mail.ru
Рудинова Юлия Ивановна3
Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия
yu_rudinova@mail.ru
Очача Маргарита Владимировна4
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Москва, Россия
margaritadaisy15@yandex.ru
Амбарцумян Екатерина Меружановна5
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
katrin01_89@mail.ru
Аннотация. Актуальность исследования в статье обусловлена развитием в современном мире процессов глобализации
и интенсификацией международного сотрудничества в различных сферах профессиональной деятельности,
что влечёт за собой насущную необходимость в подготовке студентов к межкультурной коммуникации.
Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование технологии профориентационных
веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. В
исследовании использованы теоретические методы (изучение и анализ педагогической, методической литераПоступила
в редакцию
Received
Принята к публикации
Accepted for publication
28.02.20
27.03.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Апанасюк Лариса Ахунжановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры языковой подготовки
для нелингвистических специальностей ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»,
г. Москва, Россия
2 Зацепина Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского и иностранных
языков ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
3 Рудинова Юлия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков
ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
4 Очача Маргарита Владимировна, старший преподаватель кафедры английского языка отделения языковой
подготовки ФГБОУ ВО «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации», г. Москва, Россия
5 Амбарцумян Екатерина Меружановна, преподаватель департамента языковой подготовки ФГОБУ ВО «Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия
Получена положительная рецензия
Received a positive review
Опубликована
Published
27.03.20
31.05.20
Стр.1
Л. А. Апанасюк, Е. А. Зацепина, Ю. И. Рудинова, М. В. Очача, Е. М. Амбарцумян
туры, материалов и публикаций педагогической и публицистической печати по проблемам исследования, а также
конкретизация, аналогия, моделирование и анализ педагогического опыта вузов) и эмпирические методы (анкетирование,
беседа, интервьюирование, опрос, тестирование, анализ результатов учебной деятельности студентов, наблюдение,
констатирующий и формирующий эксперименты, качественный и количественный анализ данных эксперимента
и их математическая обработка). По итогам исследования в статье представлены теоретическое и практическое
обоснование необходимости и значимости использования технологии профориентационных веб-квестов как фактора
повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику обучения иностранному языку в аспекте
подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Результаты исследования отображают принципы организации
работы на основе применения технологии профориентационных веб-квестов при обучении иностранному
языку; расширяют представление о технологии профориентационных веб-квестов; обосновывают критерии и показатели
готовности студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных вебквестов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке оценочного инструментария, позволяющего
определять эффективность подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных
веб-квестов; во внедрении в учебно-образовательный процесс технологии профориентационных
веб-квестов с целью подготовки студентов к межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: технология профориентационных веб-квестов, межкультурная коммуникация, модель, проект,
международное сотрудничество, информационные задания, проблемно ориентированные задания, навыки поисковой
и исследовательской деятельности.
Введение
Оптимизация сотрудничества на международном рынке труда делает особенно
важным исследование проблем межкультурной коммуникации специалистов различных
профилей. В этом плане особую актуальность приобретает подготовка студентов
неязыковых вузов по иностранному языку. Изучение иностранного языка в неязыковом
вузе не всегда осуществляется с учётом лингвокультурной специфики страны изучаемого
языка, результатом чего становится невозможной полноценная межкультурная
коммуникация в будущей профессиональной деятельности. Однако использование информационно-коммуникационных
технологий в учебном процессе вузов способствует
формированию знаний, умений и навыков в области поисково-аналитической и
научно-исследовательской деятельности, овладению знаниями в области межкультурной
коммуникации, повышению автономной активности студентов, развитию мотивации
к изучению профессионально ориентированного иностранного языка.
На наш взгляд, одной из эффективных педагогических технологий является технология
профориентационных веб-квестов, работа по которой ведёт к формированию
готовности к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности.
Для будущей профессиональной деятельности наличие готовности студентов
к межкультурной коммуникации представляется значимым в процессе их подготовки
в высшем учебном заведении, где уделяется огромное внимание развитию
базы информационно-коммуникационных ресурсов. Изучению проблем интеграции
информационно-коммуникационных ресурсов в подготовку специалистов различных
профилей посвящены работы отечественных и зарубежных ученых.
Так, А. Г. Абросимовым были разработаны теоретические и практические основы
создания информационно-образовательной среды вуза [1]. И. Н. Розина в своей
работе описала значимость педагогической компьютерно опосредованной коммуникации
[2]. Важным представляется исследование Г. Дэвиса и Дж. Хиггинса о роли информационно-коммуникационных
технологий в обучении иностранным языкам [3].
В ходе исследования были изучены научные работы, рассматривающие сущность,
структуру и содержание межкультурной коммуникации как фактора модернизации
языкового образования специалистов различных профилей, а также представляющие
возможности использования дистанционных образовательных технологий в обучении
2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт»
иностранным языкам. Например, Н. Д. Гальскова обосновывает необходимость подготовки
студентов к межкультурной коммуникации для осознания важности и ценности
взаимозависимости и взаимопонимания между народами, национальностями, развития
международного сотрудничества, готовности к конструктивному диалогу и реализации
совместных проектов [4]. Л. К. Гейхман в своей работе представляет интерактивное
обучение иноязычному общению как модель межкультурной коммуникации [5].
Д. Хаймс выделяет особую роль коммуникативной компетенции в познании принципов
и правил участия в межкультурной коммуникации [6].
Анализ научно-педагогической литературы и нормативных документов в системе
высшего образования позволяет сделать вывод о том, что проблема подготовки студентов
неязыковых вузов к межкультурной коммуникации была затронута во многих
научных трудах. Вместе с тем образовательная практика авторов исследования, проведённые
анкетирование и опрос студентов и преподавателей указали на то, что преподавание
иностранных языков не всегда направлено на подготовку студентов к межкультурной
коммуникации в плане ее информатизации и цифровизации. В образовательном
процессе вуза не всегда оптимально задействованы зарубежные информационно-коммуникационные
ресурсы с целью развития и совершенствования универсальной
компетенции в области иностранного языка. Всё это затрудняет образовательный
процесс подготовки студентов неязыковых вузов к межкультурной коммуникации в области
будущей профессиональной деятельности на международном рынке труда.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых педагогических средств,
способствующих не только овладению студентами знаниями, умениями и навыками
в области межкультурной коммуникации, но и формированию готовности к межкультурной
коммуникации в области будущей профессиональной деятельности, осуществляющейся
посредством вовлечения в диалог культур путем использования отечественных
и зарубежных информационно-коммуникационных ресурсов. В этих
условиях проведение данного исследования становится актуальным.
Педагогический опыт авторов исследования позволил выявить ключевое противоречие:
между возрастающими требованиями российских работодателей в специалистах,
способных эффективно решать проблемы межкультурной коммуникации в
профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью педагогических
средств подготовки к межкультурной коммуникации в направлении использования
современных информационно-коммуникационных ресурсов, в частности технологии
профориентационных веб-квестов. Разрешение данного противоречия
определило значимость темы исследования в статье.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
концептуальные тенденции деятельностного, компетентностного и культурологического
подходов в области межкультурного общения;
теоретические основы формирования межкультурной коммуникации;
идеи и методологии информатизации и цифровизации высшего образования.
Особый интерес для нас представляют фундаментальные труды отечественных
ученых, рассматривающих приоритет деятельностного, компетентностного и культурологического
подходов в области межкультурного общения, в системе высшего образования.
Например, П. Р. Атутов рассматривает технологию современного образо3
Стр.3