Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Концепт

Концепт №5 2020 (249,00 руб.)

0   0
Страниц215
ID688231
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2020 .— №5 .— 215 с. — URL: https://rucont.ru/efd/688231 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№5_2020.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№5_2020.pdf
ART 201030 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2020, № 05 (май) УДК 378.147 как фактор повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации Технология профориентационных веб-квестов Апанасюк Лариса Ахунжановна1 Российский государственный социальный университет, Москва, Россия apanasyuk-L@yandex.ru Зацепина Елена Александровна2 Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия myshila@mail.ru Рудинова Юлия Ивановна3 Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия yu_rudinova@mail.ru Очача Маргарита Владимировна4 Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия margaritadaisy15@yandex.ru Амбарцумян Екатерина Меружановна5 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия katrin01_89@mail.ru Аннотация. Актуальность исследования в статье обусловлена развитием в современном мире процессов глобализации и интенсификацией международного сотрудничества в различных сферах профессиональной деятельности, что влечёт за собой насущную необходимость в подготовке студентов к межкультурной коммуникации. Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. В исследовании использованы теоретические методы (изучение и анализ педагогической, методической литераПоступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 28.02.20 27.03.20 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Апанасюк Лариса Ахунжановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры языковой подготовки для нелингвистических специальностей ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Россия 2 Зацепина Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия 3 Рудинова Юлия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия 4 Очача Маргарита Владимировна, старший преподаватель кафедры английского языка отделения языковой подготовки ФГБОУ ВО «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва, Россия 5 Амбарцумян Екатерина Меружановна, преподаватель департамента языковой подготовки ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 27.03.20 31.05.20
Стр.1
Л. А. Апанасюк, Е. А. Зацепина, Ю. И. Рудинова, М. В. Очача, Е. М. Амбарцумян туры, материалов и публикаций педагогической и публицистической печати по проблемам исследования, а также конкретизация, аналогия, моделирование и анализ педагогического опыта вузов) и эмпирические методы (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, тестирование, анализ результатов учебной деятельности студентов, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, качественный и количественный анализ данных эксперимента и их математическая обработка). По итогам исследования в статье представлены теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости использования технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику обучения иностранному языку в аспекте подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Результаты исследования отображают принципы организации работы на основе применения технологии профориентационных веб-квестов при обучении иностранному языку; расширяют представление о технологии профориентационных веб-квестов; обосновывают критерии и показатели готовности студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных вебквестов. Практическая значимость исследования состоит в разработке оценочного инструментария, позволяющего определять эффективность подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов; во внедрении в учебно-образовательный процесс технологии профориентационных веб-квестов с целью подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Ключевые слова: технология профориентационных веб-квестов, межкультурная коммуникация, модель, проект, международное сотрудничество, информационные задания, проблемно ориентированные задания, навыки поисковой и исследовательской деятельности. Введение Оптимизация сотрудничества на международном рынке труда делает особенно важным исследование проблем межкультурной коммуникации специалистов различных профилей. В этом плане особую актуальность приобретает подготовка студентов неязыковых вузов по иностранному языку. Изучение иностранного языка в неязыковом вузе не всегда осуществляется с учётом лингвокультурной специфики страны изучаемого языка, результатом чего становится невозможной полноценная межкультурная коммуникация в будущей профессиональной деятельности. Однако использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вузов способствует формированию знаний, умений и навыков в области поисково-аналитической и научно-исследовательской деятельности, овладению знаниями в области межкультурной коммуникации, повышению автономной активности студентов, развитию мотивации к изучению профессионально ориентированного иностранного языка. На наш взгляд, одной из эффективных педагогических технологий является технология профориентационных веб-квестов, работа по которой ведёт к формированию готовности к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности. Для будущей профессиональной деятельности наличие готовности студентов к межкультурной коммуникации представляется значимым в процессе их подготовки в высшем учебном заведении, где уделяется огромное внимание развитию базы информационно-коммуникационных ресурсов. Изучению проблем интеграции информационно-коммуникационных ресурсов в подготовку специалистов различных профилей посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. Так, А. Г. Абросимовым были разработаны теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза [1]. И. Н. Розина в своей работе описала значимость педагогической компьютерно опосредованной коммуникации [2]. Важным представляется исследование Г. Дэвиса и Дж. Хиггинса о роли информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам [3]. В ходе исследования были изучены научные работы, рассматривающие сущность, структуру и содержание межкультурной коммуникации как фактора модернизации языкового образования специалистов различных профилей, а также представляющие возможности использования дистанционных образовательных технологий в обучении 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» иностранным языкам. Например, Н. Д. Гальскова обосновывает необходимость подготовки студентов к межкультурной коммуникации для осознания важности и ценности взаимозависимости и взаимопонимания между народами, национальностями, развития международного сотрудничества, готовности к конструктивному диалогу и реализации совместных проектов [4]. Л. К. Гейхман в своей работе представляет интерактивное обучение иноязычному общению как модель межкультурной коммуникации [5]. Д. Хаймс выделяет особую роль коммуникативной компетенции в познании принципов и правил участия в межкультурной коммуникации [6]. Анализ научно-педагогической литературы и нормативных документов в системе высшего образования позволяет сделать вывод о том, что проблема подготовки студентов неязыковых вузов к межкультурной коммуникации была затронута во многих научных трудах. Вместе с тем образовательная практика авторов исследования, проведённые анкетирование и опрос студентов и преподавателей указали на то, что преподавание иностранных языков не всегда направлено на подготовку студентов к межкультурной коммуникации в плане ее информатизации и цифровизации. В образовательном процессе вуза не всегда оптимально задействованы зарубежные информационно-коммуникационные ресурсы с целью развития и совершенствования универсальной компетенции в области иностранного языка. Всё это затрудняет образовательный процесс подготовки студентов неязыковых вузов к межкультурной коммуникации в области будущей профессиональной деятельности на международном рынке труда. В связи с этим возникает необходимость поиска новых педагогических средств, способствующих не только овладению студентами знаниями, умениями и навыками в области межкультурной коммуникации, но и формированию готовности к межкультурной коммуникации в области будущей профессиональной деятельности, осуществляющейся посредством вовлечения в диалог культур путем использования отечественных и зарубежных информационно-коммуникационных ресурсов. В этих условиях проведение данного исследования становится актуальным. Педагогический опыт авторов исследования позволил выявить ключевое противоречие: между возрастающими требованиями российских работодателей в специалистах, способных эффективно решать проблемы межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью педагогических средств подготовки к межкультурной коммуникации в направлении использования современных информационно-коммуникационных ресурсов, в частности технологии профориентационных веб-квестов. Разрешение данного противоречия определило значимость темы исследования в статье. Обзор отечественной и зарубежной литературы Теоретико-методологическую основу исследования составляют:  концептуальные тенденции деятельностного, компетентностного и культурологического подходов в области межкультурного общения;  теоретические основы формирования межкультурной коммуникации;  идеи и методологии информатизации и цифровизации высшего образования. Особый интерес для нас представляют фундаментальные труды отечественных ученых, рассматривающих приоритет деятельностного, компетентностного и культурологического подходов в области межкультурного общения, в системе высшего образования. Например, П. Р. Атутов рассматривает технологию современного образо3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.