Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Концепт

Концепт №3 2020 (249,00 руб.)

0   0
Страниц155
ID688229
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2020 .— №3 .— 155 с. — URL: https://rucont.ru/efd/688229 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№3_2020.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№3_2020.pdf
ART 201016 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2020, № 03 (март) в дискурсе развития soft- и self-компетенций1 Дубовер Денис Анатольевич2 Полнодневное образование в Германии Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия ddubover@yandex.ru Ющенко Дина Ивановна3 Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия Dina_pshonko@mail.ru Аннотация. Развитие школ полного дня в Федеративной Республике Германия связано с качественным перестроением системы общего образования. Так, с 2002 года начался бум развития полнодневного образования, что выразилось в массовой перестройке принципов организации обучения школьников. Землей-пионером в развитии школ полного дня стал Гамбург, где в середине 2000-х годов все средние школы (включая районные школы и гимназии) стали школами полного дня. Одним из ключевых принципов в функционировании школ полного дня становится проектная работа, которая обеспечивает гибкие траектории обучения, отказ от домашней работы в традиционном виде. Также в последние годы наметилась устойчивая тенденция к развитию медийно-информационного образования, которое связывается с формированием медиакомпетенций, в свою очередь обеспечивающих достижение метапредметных результатов, таких как soft- и self-компетенции. В статье рассматриваются ключевые позиции в области современного изучения школ полного дня как в немецком, так и в российском научном дискурсах. Анализируется современное законодательство в области достижения медиа- и цифровой грамотности. Также важным фокусом становится критическое осмысление практики реализации модели полнодневного образования через призму восприятия самих обучающихся, а также педагогов, руководителей образовательных организаций. Цель статьи – проанализировать успешный опыт развития soft- и self-компетенций в школах полного дня Гамбурга как земли, где данная форма является единственной, а также выявить особенности организации проектной, в частности медиаобразовательной, деятельности школьников. Ключевым результатом статьи становится описанная механика организации проектной работы в школах полного дня Германии, особенности реализации медиаобразовательных проектов, направления для диссеминации на отечественной почве. В частности, данные методы могут быть применимы также и в секторе высшего образования в процессе развития студенческой проектной активности в рамках специализированного, а также и интегрированного в другие направления медиаобразования. Теоретическую значимость представляет обзор научной литературы по направлению исследования, предложение авторского определения термина «школа полного дня»; практическую значимость составляет эмпирический материал, проанализированный в исследовании, который дает представление о практике реализации медиаобразовательных проектов в различных школах полного дня ФРГ. Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, проектная деятельность, социальные и личностные компетенции. Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 26.12.19 31.01.20 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Работа была выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Немецкой службы академических обменов по программе «Иммануил Кант» (DAAD) в рамках выполнения государственного задания на проведение прикладных научных исследований № 49.040.1. 2 Дубовер Денис Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Россия 3 Ющенко Дина Ивановна, магистрант кафедры медиаменеджмента и медиапроизводства ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 31.01.20 25.03.20 УДК 37.018.5
Стр.1
Д. А. Дубовер, Д. И. Ющенко Введение В условиях постиндустриального общества значение информации возрастает с неконтролируемой скоростью, что ставит новые вызовы перед образовательной средой, в особенности перед общеобразовательными учреждениями. Повышение медийно-информационной грамотности, с одной стороны, и профессиональное медийно-информационное образование, с другой – становятся ключевыми направлениями в процессе обучения школьников и студентов, готовых к жизни в условиях динамично изменяющихся процессов. Цель статьи – проанализировать современное состояние развития школ полного дня в области использования технологий проектного обучения через призму восприятия самих обучающихся и преподавателей. Методами эмпирического исследования стали наблюдение, экспертные интервью и опросы, проведенные в рамках реализации исследования по программе ДААД «Иммануил Кант» в 2019 году в Европейском университете г. Фленсбурга и школах полного дня г. Гамбурга, а также научно-исследовательской работы в Германии с целью анализа системы проектного обучения в школах полного дня различных федеративных земель с 2011 по 2017 год. В исследовании используются результаты опросов и глубинных интервью с 300 обучающимися различных школ полного дня ФРГ. Также исследование базируется на тридцати экспертных интервью с преподавателями, директорами школ полного дня, координаторами второй половины дня, профессорами университета г. Фленсбурга. Кроме этого в исследование включены результаты изучения научно-методической литературы, которое легло в основу формирования представлений о развитии системы полнодневного образования в Германии, а также в гайды экспертных интервью. В статье рассматриваются ключевые научные подходы к изучению школ полного дня различных федеративных земель, в частности Гамбурга и Шелзвиг-Гольштензии (на примере г. Фленсбурга). В результате наблюдения было получено представление о формах и методах проектной работы, установлены различные взаимосвязи между медиаобразованием, проектной работой и достижением социальных и личностных компетенций. Проведение 30 экспертных интервью позволило комплексно рассмотреть проблему формирования социальных и личностных компетенций. Проанализированные документы показывают явную динамику в области легализации проектной деятельности и помогают осознать необходимость формирования социальных и личностных компетенций посредством проектной работы. Сформировано целостное представление об исследуемой проблеме в дискурсах немецкой и российской педагогики. Проведение анкетирования и глубинных интервью со школьниками позволило увидеть проблемные аспекты реализации системы полнодневного образования в Германии. Данный этап исследования – это постановка проблемы на основании полученных эмпирических данных. Дальнейшая работа будет построена на экспериментальном подтверждении корреляции между проектным медиаобразованием и достижением социальных и личностных компетенций школьниками и студентами как Германии, так и России в дискурсе сравнительного анализа. Авторы выражают благодарность профессору университета Фленсбурга (Europe Universität Flensburg) доктору Юргену Будде (Jurgen Budde), руководителю отдела медиаобразования института развития образования Гамбурга (Landes Institut für Lehrbildung und Schulentwicklung) Инго Крибишу (Ingo Kriebisch) и экс-председателю Союза школ полного дня Германии (Ganztagsschuleverband) Штефану Аппелю (Stefan Appel) за оказанное содействие в проведении исследований. 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» Обзор отечественной и зарубежной литературы Медийно-информационное образование сегодня, бесспорно, становится одним из наиболее важных инструментов в формировании метапредметных и социальных компетенций. Кроме этого массовизация медиаобразования в школах, вузах, а также центрах дополнительного образования в последние годы приводит к необходимости переосмысления организационно-методических форм его разработки, внедрения, оценивания и дальнейшего масштабирования. Вопросы развития проектной деятельности широко обсуждались в дискурсе немецкой педагогической науки, где главенствующей организационной формой в общем образовании признается школа полного дня. В данной статье под школой полного дня предлагается авторская дефиниция, разработанная в результате комплексного понятийно-терминологического исследования, предпринятого в период написания кандидатской диссертации по педагогике: «Школа полного дня – это многофункциональное общеобразовательное учреждение, работающее не менее 8 часов в день и создающее условия для комплексного развития учащихся, их социализации, достижения личностных, предметных и метапредметных результатов при освоении основной образовательной программы общего образования путем использования новых педагогических разработок в области организации и программно-методического сопровождения образовательного процесса, а также усиливающее связь школы и семьи за счет создания особого социокультурного пространства» [1]. В Германии концепт проектной деятельности в школе полного дня становится ключевым элементом целостной системы образования. Проблемы периодизации, исторического становления и развития школы полного дня в Германии в дискурсе исторического развития школ полного дня (здесь и далее – ШПД) анализируются Г. Людвигом [2], в то же время вопросы современной истории полнодневного образования, и в частности проектных методов в ШПД, поднимаются в трудах П. Цикграфа [3]. Трудовое воспитание как предтеча проектной деятельности в условиях ШПД явилось предметом исследования В. Ладхайма [4]. Исследованию трендов в школьной политике посвящены труды К. Клемма [5] и др. В трудах упомянутых ученых затрагиваются такие вопросы, как необходимые условия для освоения образовательного процесса, где важное место занимает практическая работа – трудовое воспитание. Данные теоретические воззрения находят концептуальный параллелизм в трудах российского педагога Э. Г. Костяшкина, который описал опыт практического внедрения трудового воспитания в условиях школы полного (продленного) дня [6], что, в свою очередь, оказало влияние на развитие немецкой педагогики в Германской Демократической Республике в 1960-е годы [7–9]. Теория и практика реализации модели полнодневного образования в условиях обновления системы школьного образования ФРГ подробно рассмотрены в трудах Ш. Аппеля [10], который создал классификации, теоретически осмыслил различные типы школ полного дня; Ю. Рекуса [11] (модель нормативно-правового обеспечения деятельности ШПД); Л. Штехера [12] (модель развивающих педагогических технологий в условиях полнодневного образования); Г. Рутца [13] (проектная деятельность в области медиаобразования, а также использование технологий выездных практико-ориентированных мероприятий для обоснования тезиса, предложенного Г. Рутцом: «Современные дети хотят понимать, для чего они учатся, где смогут применить полученные знания»). Г. Хольтаппельс внимательно аккумулирует и анализирует статистические материалы по развитию полнодневного образования в ФРГ [14]. Концепции здоровьесбережения в школах полного дня и ритмизации образовательного процесса нашли отражение в трудах К. Хёеман [15]. 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ