Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа психологии и педагогического образования
ВЫПОЛНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
ПО ПСИХОЛОГИИ
Учебно-методические рекомендации
Архангельск
САФУ
2017
Стр.1
УДК 159.9(075)
ББК 88я73
В 927
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Составители:
кандидат биологических наук, доцент Е.В. Казакова;
кандидат психологических наук, доцент М.Л. Кубышкина;
кандидат психологических наук, доцент О.Е. Кузнецова
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
Высшей школы психологии и педагогического образования САФУ
Н.Н. Симонова;
кандидат педагогический наук, доцент, декан факультета клинической психологии,
социальной работы и адаптивной физической культуры СГМУ М.И. Томилова
Выполнение студентами научно-исследовательских работ по
В 927
психологии: учебно-методические рекомендации [Электронный ресурс] / сост.
Е.В. Казакова, М.Л. Кубышкина, О.Е. Кузнецова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т
им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск:
САФУ, 2017. – 72 с.
Даны рекомендации к выполнению выпускных квалификационных работ
(для квалификаций бакалавр, дипломированный специалист, магистр), курсовых
проектов, курсовых работ студентами психологических направлений
подготовки. Включают требования к структуре, содержанию работ, критерии
оценивания, правила оформления текстового документа.
Предназначены для студентов, обучающихся по
подготовки
«Психология», «Психолого-педагогическое образование», «Психология
здоровья», «Психология служебной деятельности», «Психологическое
консультирование», «Организационная психология» дневной и заочной форм
обучения.
Издательский дом имени В.Н. Булатова САФУ
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, Д. 56
© Казакова Е.В., Кубышкина М.Л., Кузнецова О.Е.,
составление, 2017
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2017
2
Стр.2
Оглавление
Введение .......................................................................................................................... 4
1 Понятия: выпускная квалификационная работа, курсовой проект, курсовая работа 5
2 Требования к структуре и содержанию разделов исследовательской работы ..... 6
2.1 Структура работы ............................................................................................. 6
2.2 Титульный лист и задание ............................................................................... 7
2.3 Отзыв, рецензия
............................................................................................. 9
2.4 Аннотация ......................................................................................................... 9
2.5 Оглавление ........................................................................................................ 9
2.6 Определения, обозначения и сокращения ..................................................... 10
2.7 Введение ............................................................................................................ 10
2.8 Основная часть .................................................................................................. 16
2.9 Выводы .............................................................................................................. 17
2.10 Заключение ...................................................................................................... 19
2.11 Список использованных источников............................................................ 20
2.12 Приложения..................................................................................................... 20
3 Правила оформления текстового документа ............................................................. 21
3.1 Общие требования ............................................................................................ 21
3.2 Построение текста документа ......................................................................... 21
3.3 Нумерация страниц .......................................................................................... 22
3.4 Нумерация разделов, подразделов, пунктов и подпунктов текстового
документа ................................................................................................................. 23
3.5 Иллюстрации ..................................................................................................... 24
3.6 Таблицы ............................................................................................................. 26
3.7 Примечания ...................................................................................................... 27
3.8 Список использованных источников.............................................................. 28
3.9 Приложения....................................................................................................... 29
4 Необходимый уровень исследовательских работ и критерии их оценивания ....... 31
4.1 Курсовая работа (проект) на 1-м курсе бакалавриата, специалитета.......... 32
4.2 Курсовая работа (проект) на 2-м курсе бакалавриата, специалитета.......... 34
4.3 Курсовая работа (проект) на 3-м и 4-м курсе бакалавриата, специалитета 37
4.4 Курсовая работа (проект) на 1-м курсе магистратуры ................................. 39
4.5 Выпускная квалификационная работа бакалавра ......................................... 42
4.6 Выпускная квалификационная специалиста.................................................. 44
4.7 Выпускная квалификационная магистра (магистерская диссертация) ....... 46
Список использованной литературы ............................................................................ 51
Приложения .................................................................................................................... 52
3
Стр.3
Введение
Научно-исследовательская работа в рамках учебных планов
профессионального обучения в вузе осуществляется студентом-психологом с 1го
курса. При этом школьное обучение не предполагает освоение методологии
научного познания, поэтому у первокурсника часто наблюдается отсутствие
представлений или искажённое представление о том, как должно
осуществляться научное исследование, что может считаться истинным
(валидным) научным результатом, и каким критериям должны отвечать полученные
данные, выводы, чтобы они могли считаться научными и были
признаны как научный факт.
Задачи по освоению методологии научного познания и формированию
умений и навыков исследования, которые ставятся перед студентами,
усложняются от курса к курсу, поэтому на каждом курсе у студента возникают
новые вопросы. Завершается этот процесс выполнением итоговой выпускной
квалификационной работы (ВКР), которая защищается публично и оценивается
государственной аттестационной комиссией.
Каждый этап выполнения научно-исследовательской работы
предполагает решение ряда задач, каждый раздел оформленной работы –
выполнение определённых требований.
Настоящая работа призвана помочь студенту-психологу на каждом этапе
его становления как исследователя. Пособие содержит не только формальные
(нормативные) требования к оформлению, объёму, структуре выполняемой
работы на разных этапах обучения, но и к её содержанию, а также
рекомендации по организации и осуществлению процесса научного поиска.
В пособии приведены квалификационные требования к работам разного
уровня, начиная с 1-го курса и заканчивая магистерской диссертацией, в том
числе и критерии оценивания выполненной работы.
В приложениях представлены образцы оформления титульных листов и
некоторых документов, необходимых для правильного выполнения работы и
прохождения нормоконтроля.
4
Стр.4