Higher School of Social Sciences,
Humanities and International Communication
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
Н.Н. Белошицкая
POLITICAL DISCOURSE ANALYSIS IN SOCIO-CULTURAL
PARADIGM: THEORY AND PRACTICE
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ
В СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Учебное пособие
Arkhangelsk
2019
Стр.1
УДК 81ʹ42(075)
ББК 81.2 Англ-923
Б 43
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией
Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной
коммуникации Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Автор: кандидат филологических наук, Н.Н. Белошицкая
Рецензенты:
Е.В. Тряпицына, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой
английской филологии, языков северных стран и лингводидактики Северного
(Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова;
О.И. Воробьева, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой
иностранных языков и русского языка как иностранного Северного государственного
медицинского университета
Б 43
Белошицкая, Н.Н.
Political Discourse Analysis in Socio-Cultural Paradigm: Theory and Practice =
Политический дискурс-анализ в социо-культурной парадигме: теория и практика
[Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Белошицкая; Сев. (Арктич.) федер.
ун-т им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ,
2019. – 115 с.
ISBN 978-5-261-01371-6
Учебное пособие призвано расширить кругозор студентов по теоретическим
направлениям и школам лингвистических исследований на стыке лингвистики,
прагмалингвистики, лингвоантропологии, политологии, культурологии. Важной
составляющей пособия является языковой материал с продуманной системой заданий,
направленных на формирование вдумчивого, критического и бережного отношения
к языку. В качестве материала используются дискурсивные отрывки из
художественных произведений, научных статей и монографий зарубежных исследователей,
видных представителей и идейных создателей школ дискурс-анализа,
теорий аргументации, критического дискурс-анализа. Данный материал позволит
студентам окунуться в сложный, но захватывающий мир академического дискурса
на предмет языка политики во всем разнообразии его составляющих под руководством
преподавателя-наставника.
Издательский дом им. В.Н. Булатова
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д.56
ISBN 978-5-261-01371-6
© Белошицкая Н.Н., 2019
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2019
Стр.2
Contents
Введение ......................................................................................................................... 4
Introduction ..................................................................................................................... 6
I. Political Discourse: Theoretical Background ....................................................... 9
1.1. Critical Discourse Analysis ........................................................................... 9
1.2. Argumentation Theories.............................................................................. 13
1.3. Follow-up Activities .................................................................................... 20
1.4. Media texts analysis in the light of Argumentation Theory ....................... 26
1.5. Follow-up Activities .................................................................................... 37
1.6. Revision Section .......................................................................................... 40
II. Discursive Strategies: Speech Influence ............................................................ 42
2.1. Pragmatic Nature of Discursive Strategies ................................................. 42
2.2. Discursive Strategies Implementation in Political Speeches ...................... 43
2.3. Follow-up Activities .................................................................................... 47
2.4. Revision Section .......................................................................................... 48
III. Socio-Cultural Issues ........................................................................................ 49
3.1. The Overview of Classical Pragmalinguistics Theories. Pragmatic
Principles ..................................................................................................... 49
3.2. Face-Threatening Speech Acts Implementation through Politeness
Strategies...................................................................................................... 53
3.3. Cultural Script. Natural Semantic Metalanguage ....................................... 56
3.4. Follow-up Activities .................................................................................... 62
3.5. Revision Section .......................................................................................... 62
IV. Political Texts. Genres. Stylistics of Political Texts ........................................ 65
4.1. Approaches to Genre Classification of Political Texts ............................... 65
4.2. Tasks on Text Analysis ............................................................................... 65
4.3. Stylistic Analysis: Speech Figures and Tropes in Political
Communication ........................................................................................... 80
4.4. Individual Speech Style of a Politician as a Component of the Political
Portrait ......................................................................................................... 95
4.5. Revision Section .......................................................................................... 98
References ................................................................................................................... 100
Appendix 1 .................................................................................................................. 103
Appendix 2 .................................................................................................................. 105
Glossary ....................................................................................................................... 108
3
Стр.3
Введение
Пособие «Политический дискурс-анализ в социо-культурной парадигме:
теория и практика» предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки «Лингвистика» профиль «Теория и практика межкультурной коммуникации»
45.03.02. Пособие может быть использовано при изучении курсов: «Теория
первого иностранного языка: стилистика», «Социолингвистика», «Медиакоммуникация»,
«Введение в теорию: основы языкознания». Содержание пособия отражает
проблематику исследований языка как инструмента социального воздействия, взаимовлияния
языка и общества, языка как основного медиума идеологии, пропаганды
и формирования общественного сознания. В этой связи, пособие может быть
также полезно для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Международные
отношения» 41.03.02 и «Зарубежное регионоведение» 41.03.01.
Пособие имеет четкую структуру: введение, четыре раздела основного содержания,
два приложения, глоссарий и список литературы. Каждая часть включает
теоретический материал, вопросы и задания практического характера и завершается
обзорным подразделом.
Первый раздел «Политический дискурс» вводит в проблематику современных
исследований, посвященных этому институциональному виду дискурса. Студенты
имеют возможность проследить эволюцию возникновения критического
подхода к дискурс анализу, узнать основные положения и исследовательскую повестку
этого актуального междисциплинарного направления. Логика изложения
материала предполагает формирование полной картины ландшафта исследований
на стыке лингвистики, политологии, социологии. В этой связи, в первом разделе
пособия студенты узнают также о теориях аргументации и непосредственной
включенности медиатекстов в сферу политического дискурса. Теоретические сведения
подкрепляются выдержками из исследований-первоисточников, обсуждение
которых придаст занятию дискуссионный характер и будет способствовать самостоятельным
научным рефлексиям обучающихся. Практическое осмысление материала
происходит при ответах на вопросы к текстам, самостоятельном анализе
дискурсивных отрывков.
Предметом рассмотрения во втором разделе пособия является понятие «дискурсивные
стратегии». Учитывая общую тематику, стратегии рассматриваются в
аспекте теории речевого воздействия. Студенты получают информацию о возможных
классификациях средств речевого воздействия, преимущественно в политическом
дискурсе, и на примере аутентичных текстов наблюдают дискурсивные стратегии
политиков. Следуя общей структуре пособия, практические задания, направленные
на формирование критического, осмысленного восприятия и анализа политических
текстов, следуют за сведениями теоретического характера.
4
Стр.4
Третий раздел посвящен обзору классических теорий прагмалингвистики и
культурной антропологии: теория речевых актов, максимы общения, культурные
скрипты, единый семантический метаязык. Начинающие исследователи должны
иметь представления о том, что априори слагает общую методологию дискурс анализа.
Максимально избегающий лакунарности подход в подаче теоретического
материала, позволит выстроить стройную картину формирование современных
подходов в логике их научной динамики.
Четвертый раздел пособия фокусирует внимание читателя на прототипическом
компоненте политического дискурса – тексте политической коммуникации с
позиции жанра, стилистики языкового выражения, наблюдения идиостиля конкретного
политика. Работа над текстами политической коммуникации необходима
для формирования социо-культурной компетенции студентов как интегральной части
общей коммуникативной компетенции. Задания нацелены на формирование
умений анализировать сложную структуру текстов политического дискурса с помощью
использования различных видов анализа: филологического, учета исторического
контекста коммуникативной ситуации как комплекса социопрагматических
пресуппозиций, знание и понимание которых необходимо для исчисления
смыслов текстовой ткани.
Дополнительные задания для работы с лексическим материалом предложены
в приложениях к пособию. Наиболее частотные в медийных текстах политического
характера лексические единицы собраны в отдельный глоссарий, работа с которым
может значительно упростить последующее самостоятельное чтение и понимание
студентами политических текстов разных регистров, включая академический.
Освоение материала, практика в самостоятельном анализе дискурсивных отрывков
в широком социально-культурном контексте, несомненно, будут способствовать
развитию умения ориентироваться во всепоглощающем информационном
потоке, критически воспринимать выступления политических лидеров, осознанно
выстраивать собственные дискурсивные стратегии, в то числе стратегии аргументации;
понимать манипулятивные стратегии и уметь им противостоять.
5
Стр.5