Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
УчРедители:
Министерство образования Новосибирской
кации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Новосибирский институт повышения квалифиобласти
Заместитель
главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор,
ректор НИПКиПРО
главный РедактоР
дВасилий Яковлевич Синенко, академик РАО,
енный учитель РФ
Редакционная коллегия:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсльной психологии НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
специа детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и
укова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела
и инновационной по кадровой политики Министерства образования, науки
ИЛ. Б. Баряева, д-р пед. наук, проф., РГПУ им. А.И. Герцена
литики Новосибирской области
. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естественнонаучного
образования НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального образования
МПГУ, г. Москва
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Я. Большунова, д-р психол. наук, проф. каф. общей психологии
и истории психологии НГПУ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманиМ.
тарного образования НИПКиПРО
Бэррэт, д-р философии, проф. университета Айовы, США
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
РГПУ каф. философской антропологии и истории философии
О. Г школы, г. Санкт-Петербург
им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
Л. В. Меньшикова, д-р психол наук, проф. каф. педагогики
А. и психологии НГТУ
. Матасов, д-р псих. наук, проф., РГПУ им. А. И. Герцена
В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования НИПКиПРО
Н. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского
языкознания БГУ, г. Минск, Белоруссия
Г. М. Вартапетова, канд. пед. наук, доцен, зав. каф. специА.
Ю. Гального и инклюзивного образования НИПКиПРО
триев, д-р пед. наук, проф. декан факультета специальной
педагогики и психологии МГОУ
Н. А. Корниенко, д-р психол. наук, проф. каф. технологии
обучения, педагогики и психологии НГАУ
антор, д-р пед. наук, проф., РГПУ им. А. И. Герцена
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Корректор Алена Запрометова
адРес Редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.10.19. Формат 60x84/8.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 11,16. Заказ № 52. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2019
Ш. Петер, канд. филос. наук, преподаватель-референт
института им. Гёте, г. Мюнхен
льном образовании КРИРПО, г. Кемерово
орбунова, канд. пед. наук, доцент каф. специального
и инклюзивного образования НИПКиПРО
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и псиА.
А Дмихологии НИПКиПРО
А. Н. Иоффе, д-р пед. наук, проф каф педагогических технологий
непрерывного образования МГПУ
Канг Ин Ук, доктор пед. наук, профессор, декан универсиВ.
З. Ктета Кёнхи, Южная Корея
В. А. СЛ. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, НИПКиПРО
и спорта НИПКиПРО
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
Ю. Т г. Москва
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, зам. губернатора Новосибирской
области
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра иснаследований
инновационной деятельности в профессиоВ.
Б. Рубанович, д-р мед. наук, проф. каф. физ. культуры и
спорта НИПКиПРО
емиреков, канд. пед. наук, доцент каф физ. культуры
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, проф. каф. начального
образования НИПКиПРО, почетный работник общего
образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Розалии Грачевой
А. М. Сидоркин, доктор философии, канд. пед. наук, декан
Колледжа образования, Сакраменто, США
Литературные редакторы:
Т. В. Савельева, З. Е. Лазарчук
жоктор педагогических наук, професcор, заслу
Стр.1
колонка главного редактора
Научное обеспечение
«Национального проекта "Образование"»
Национальным проектом «Образование» в качестве
фундаментальных поставлены сложнейшие
амбициозные цели по обеспечению глобальной
конкурентоспособности российского образования,
вхождению Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования,
а вместе с тем, по воспитанию гармонично развитой
и социально ответственной личности. Анализ
его содержания позволяет выделить необходимый
комплекс условий эффективности этого проекта.
Среди них, к примеру, и материально-технические
условия, и кадровые условия, и условия по обеспечению
социального статуса учителя, и, наконец, научно-организационные условия (в числе которых,
безусловно, доминируют психолого-педагогические основы современного образования).
И если все предыдущие условия реализовать вполне реально (построить современные школы и
детские сады, приобрести новое современное оборудование, даже объективно повысить зарплату
учителям, наконец-то увеличив ставки, и т. д.), то эффективная реализация научно-организационных
условий и, особенно, психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса
при нынешнем к ним отношении весьма проблематична.
Все десять проектов и программ и соответствующие им задачи могут быть успешно реализованы
только при условии надежного, грамотного, системного психолого-педагогического сопровождения.
Как обеспечить это сопровождение? Кто должен отслеживать и содержательно корректировать научное
сопровождение проектов и программ?
При ответе на эти вопросы, на наш взгляд, присутствуют серьезные ошибки. Во-первых, в каждом
регионе предлагается создавать специальную группу людей, которая будет следить за реализацией
проекта. Получается, что мы, таким образом, не доверяем работникам педагогических организаций
в реализации Национального проекта. Дело в том, что Национальный проект должен стать не чемто
дополнительным к общему образованию, а уже с конца 2018 года (когда был утвержден паспорт
проекта) стать основной сутью этого образования, т. к. десять направлений проекта охватывает все
аспекты образования. И деятельность учителей и управленцев в системе общего образования должна
строиться на основе реализации Национального проекта. А если создавать отдельные структуры
по его реализации, то произойдет отчуждение проекта от учительства. Во-вторых, при научном психолого-педагогическом
сопровождении процесса реализации Национально проекта крайне необходимо
обеспечивать управление этим процессом. Почему-то считается, что достаточно пригласить
ученого психолога, педагога, дидакта, который что-то расскажет учителям, и научное внедрение в
учебно-воспитательный процесс будет обеспечено, т. е. учителя будут готовы научно сопровождать
свою деятельность.
Внедрение научных положений в учительскую практику является сложным, многоэтапным, а порой
и противоречивым процессом, а поэтому требует серьезного управленческого влияния. Влияния грамотного,
корректного, системного. А это возможно, если руководители образовательных организаций
глубоко погружены во внедряемое научное содержание. Это, однако, не означает, что они должны сами
создавать научные концепции, разрабатывать новые теории, писать диссертации… Хотя и это не исключается.
Только осознавая высокий психолого-педагогический интеллектуальный уровень руководителей,
учительство будет положительно мотивировано к научному познанию для внедрения в свою
практику актуальных научно-педагогических достижений. Самый оптимальный вариант управленческой
деятельности тот, при котором высокоинтеллектуальный руководитель ведет коллектив к успеху.
Авторитарное администрирование уходит в прошлое, оно давно показало свою неэффективность,
а при внедрении научных основ в учебно-воспитательный процесс эффективным может быть
только управление на основе сотрудничества, взаимоуважения.
Стр.2