Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
УчРедители:
Министерство образования Новосибирской
кации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Новосибирский институт повышения квалифиобласти
Заместитель
главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук,
профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
главный РедактоР
дВасилий Яковлевич Синенко, академик РАО,
енный учитель РФ
Редакционная коллегия:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсльной психологии НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
специа детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и
укова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела
и инновационной по кадровой политики Министерства образования, науки
ИЛ. Б. Баряева, д-р пед. наук, проф., РГПУ им. А.И. Герцена
литики Новосибирской области
. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естественнонаучного
образования НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального образования
МПГУ, г. Москва
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Я. Большунова, д-р психол. наук, проф. каф. общей психологии
и истории психологии НГПУ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманиМ.
тарного образования НИПКиПРО
Бэррэт, д-р филос. наук, проф. Айовского университета,
США
А. Ю. Горбунова, канд пед наук, доцент каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
РО
триев, д-р пед. наук, проф. декан факультета специальной
педагогики и психологии МГОУ
А. Н. Иоффе, д-р пед наук, проф каф педагогических технологий
непрерывного образования МГПУ
НВ. З. Кантор, д-р пед наук, проф.
. А. Корниенко, д-р психол. наук, проф. каф. технологии
обучения, педагогики и психологии НГАУ
адРес Редакции и издательства:
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Корректор Алена Запрометова
Г. М. Вартапетова, канд пед наук, доцен, зав. каф. коррекПционной
педагогики и специальной психологии НИПКиТ.
И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и псиА.
А Дмихологии НИПКиПРО
Канг Ин Ук, доктор педагогических наук, профессор, декан
университета Кёнхи, Южная Корея
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
РГПУ каф. философской антропологии и истории философии
О. Г школы, г. Санкт-Петербург
им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
Л. В. Меньшикова, д-р психол наук, проф. каф. педагогики
А. и психологии НГТУ
. Матасов, д-р псих. наук, проф.
В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования НИПКиПРО
Н. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского
языкознания БГУ, г. Минск, Белоруссия
Ш. Петер, канд. филос. наук, преподаватель-референт
института им. Гёте, г. Мюнхен
льном образовании КРИРПО, г. Кемерово
В. А. Семиреков, канд. пед. наук, доцент каф физ. культуры
и спорта НИПКиПРО
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
образовани сотр. научно-методического отдела инклюзивного
я НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
А. М. Сидоркин, доктор философии, кандидат педагогических
наук, декан Колледжа образования, Сакраменто,
США
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Розалии Грачевой
почетный работник
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
Ю. Т г. Москва
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, зам. губернатора Новосибирской
области
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра иснаследований
инновационной деятельности в профессиоВ.
Б. Рубанович, д-р мед наук, проф. каф. физ. культуры и
спорта НИПКиПРО
Литературные редакторы:
Т. В. Савельева, З. Е. Лазарчук
жоктор педагогических наук, професcор, заслу630007,
Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.08.19. Формат 60x84/8.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 13,02. Заказ № 37. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2019
Стр.1
колонка главного редактора
Динамика одаренности учащихся
в условиях индивидуального
и коллективного учебного познания
С каких бы сторон мы ни рассматривали феномен одаренности
ребенка, учащегося, следует все-таки признать,
что она у конкретного индивида изменчива. Одаренность в
ее проявлении по результатам творческой деятельности со
временем может как расти, так и угасать. Все зависит от тех
условий, в которых проживает, обучается, социализируется
ребенок, подросток. Часто родители, зная об одаренности
своего ребенка, принимают решительные меры к такому
его воспитанию, которое направлено на удовлетворение
только родительских амбиций. К сожалению, и школа зачастую
в одаренности ученика видит только отстаивание
конкурсных позиций учебной организации, не считаясь с
интересами самого школьника. Мы сейчас рассматриваем интеллектуальную одаренность, связанную с науками,
которыми овладевают учащиеся в школе. Если у интеллектуально одаренного учащегося в силу различных
причин теряется интерес к учебно-научно-исследовательской деятельности, то ранее проявляющаяся
одаренность будет угасать. Наоборот, если в ходе учебно-познавательной деятельности будут созданы
такие условия, когда интерес к творческим исследовательским поискам будет расширяться и углубляться,
то и одаренность будет принимать более масштабное проявление. Вышесказанное указывает на то, что одаренность
детей весьма динамична, так как в онтогенезе на детском уровне происходит становление того
или иного фактора развития. Нашей задачей является обеспечить положительную динамику одаренности
ребенка. Что же крайне необходимо предпринять для обеспечения этой положительной динамики? Кроме
этого, что важно предпринять для более полного выявления одаренности у детей?
Если мы говорим о динамике одаренности, то нас будут интересовать ее уровни. Нами около десяти лет
назад были выделены пять уровней детской интеллектуальной одаренности. Уровни описаны с опорой на
результаты творческой исследовательской деятельности, которые проявляет учащийся. Самый высокий
уровень — пятый. Начиная с первого уровня, последующие имеют более продвинутое значение и включают
в себя предыдущие. Мы не только выделили пять уровней одаренности детей (они описаны в наших
публикациях), но и привели в соответствие с этими уровнями такие понятия как способность, талантливость,
гениальность, которые нередко считают синонимами. Переход одаренности ребенка из одного уровня в
другой и представляет собой ее динамичность.
Индивидуальное учебное познание. Безусловным приоритетом в учебно-познавательной деятельности
одаренного школьника является его индивидуальная учебно-научно-исследовательская деятельность.
Здесь требуется серьезное ее планирование и роль учителя является ведущей. Важно так планировать
содержание и формы деятельности школьника, чтобы они отвечали его интересам. При этом, согласно
концепции учебного познания, в исследовательской деятельности школьника должна отражаться деятельность
ученого-исследователя со всеми этапами. Безусловно, это и защита проектов, выступление одаренного
школьника на различных семинарах, конференциях и даже публикации статей.
Коллективная исследовательская деятельность в учебном познании. Работая над индивидуальным проектом,
одаренный школьник должен быть включен в коллективный научный поиск в учебном познании.
С этой целью возможно создание творческих групп учащихся для поиска решения той или иной проблемы.
Опытный учитель найдет пути взаимодействия одаренного ученика с остальными учащимися. В этом случае
может решиться проблема отторжения одаренного ученика коллективом его сверстников. Нередки случаи,
когда в таких группах начали выявляться и другие одаренные дети, которых ранее не замечали.
Одаренность детей требует очень серьезного отслеживания и фиксации результатов, чтобы не потерять
наше высокоинтеллектуальное будущее.
Стр.2