Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
УчРедители:
Министерство образования Новосибирской обкации
и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Новосибирский институт повышения квалифиласти
Заместитель
главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук,
профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
главный РедактоР
дВасилий Яковлевич Синенко, академик РАО,
енный учитель РФ
Редакционная коллегия:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсльной психологии НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
специа детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и
укова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела
и инновационной по кадровой политики Министерства образования, науки
ИЛ. Б. Баряева, д-р пед. наук, проф., РГПУ им. А.И. Герцена
литики Новосибирской области
. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естественнонаучного
образования НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального образования
МПГУ, г. Москва
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Я. Большунова, д-р психол. наук, проф. каф. общей психологии
и истории психологии НГПУ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманиМ.
тарного образования НИПКиПРО
Бэррэт, д-р филос. наук, проф. Айовского университета,
США
А. Ю. Горбунова, канд пед наук, доцент каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
РО
А. НГ. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц.
НВ. З. Кантор, д-р пед наук, проф.
триев, д-р пед. наук, проф. декан факультета специальной
педагогики и психологии МГОУ
Г. М. Вартапетова, канд пед наук, доцен, зав. каф. коррекПционной
педагогики и специальной психологии НИПКиТ.
И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и псиА.
А Дмихологии НИПКиПРО
. Иоффе, д-р пед наук, проф каф педагогических технологий
непрерывного образования МГПУ
. А. Корниенко, д-р психол. наук, проф. каф. технологии
обучения, педагогики и психологии НГАУ
адРес Редакции и издательства:
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Корректор Алена Запрометова
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
РГПУ каф. философской антропологии и истории философии
О. Г школы, г. Санкт-Петербург
им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
Л. В. Меньшикова, д-р психол наук, проф. каф. педагогики
А. и психологии НГТУ
. Матасов, д-р псих. наук, проф.
НС. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент
. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского
языкознания БГУ, г. Минск, Белоруссия
Ш. Петер, канд. филос. наук, преподаватель-референт
института им. Гёте, г. Мюнхен
льном образовании КРИРПО, г. Кемерово
В. А. Семиреков, канд. пед. наук, доцент каф физ. культуры
и спорта НИПКиПРО
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
образовани сотр. научно-методического отдела инклюзивного
я НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Розалии Грачевой
почетный работник
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
Ю. Т г. Москва
В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ведущий науч. сотрудник научнометодического
центра «Современные технологии»
НИПКиПРО
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра иснаследований
инновационной деятельности в профессиоВ.
Б. Рубанович, д-р мед наук, проф. каф. физ. культуры и
спорта НИПКиПРО
Литературные редакторы:
Т. В. Савельева, З. Е. Лазарчук
жоктор педагогических наук, професcор, заслу630007,
Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.04.19. Формат 60x84/8.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 11,16. Заказ № 19. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2019
Стр.1
колонка главного редактора
Интеграционные процессы
как основа метапредметности
в системе общего образования
Становление человеческой цивилизации тесно связано
с развитием наук. Философские, астрономические, математические,
архитектурные направления в науке пополнялись
выходящими из них естественнонаучными разделами
(физика, химия, биология и т. д.), а потом и гуманитарными
(литература, языки, история и т. д.). В свою очередь новые
названия давали и дают новые ответвления в науке. Таким
образом, формируется «дерево науки», представляющее
гносеологические, философские корни и ствол, а также той
или иной мощности ответвления. Безусловно, без такого роста
наука не могла и не может развиваться. Вместе с тем есть
и негативный аспект такого развития науки. В мировоззренческом
плане очень трудно в сознании обучающихся (особенно школьников) сформировать современную
научную картину мира. У большинства эта картина представляется только фрагментами той или иной науки,
а в целом она видится как хаотично разноцветное лоскутное одеяло вместо красивого гобелена.
Кроме этого, наличие многих наук создает трудности в осознании методологии построения и особенностей
той или иной науки. Безусловно, существуют обобщенные структурные элементы, объединяющие
науки, и знать их очень важно. Но важно также знать и элементные особенности каждой науки. К сожалению,
при построении школьных учебных предметов (да и вузовских) доминирует структура и подходы к
обучению, которые сложились в естественнонаучных и математических науках, что является проявлением
сциентизма (строить науки по образцу физики и математики).
Существует еще ряд проблем, связанных с дифференциацией научного пространства для изучения окружающей
действительности. Так, наличие отдельных наук сказывается на различных подходах к определению
научных понятий, которые носят межнаучный характер, использованию знаков и символов, научного моделирования,
схематического изображения решения учебных и познавательных задач и т. д.
Таким образом, развитие цивилизации вызвало к необходимости появления множества отдельных наук,
что явилось причиной возникновения указанных выше проблем. В 60–80-х годах ушедшего века все проблемы
решались путем реализации межпредметных связей (МПС), теория и практика которых были разработаны
на высочайшем уровне (А. В. Усова, В. Н. Фёдорова и др.). Кроме этого, А. В. Усовой были разработаны
обобщенные планы по изучению понятий, законов, проведению естественнонаучного эксперимента,
исследований и т. д.
В общем образовании в последние два десятилетия реализация идей межпредметных связей, а уж тем
более обобщенных планов учебной деятельности, используется крайне слабо, вне всякой системы. Последние
стандарты общего образования (ФГОС) как важнейшее условие повышения его качества предусматривают
метапредметность, позволяющую решить многие проблемы, связанные с наличием многих учебных
предметов как отражение полинаучности знаний об окружающем мире.
Метапредметность (или надпредметность) необходима для решения как образовательных задач обобщенного
характера, так и различных жизненных ситуаций. Важно иметь в виду, что метапредметные компетентности
тесно увязаны с универсальными учебными действиями, что и актуализирует проблему взаимопроникновения,
взаимосвязи между науками (школьными предметами). Как видим, метапредметность
является методологическим фундаментом современного общего образования.
В связи с этим важно понимать и выделять корни этой фундаментальности. Они заложены в интеграционных
процессах, в сущности понятия «Интергация». В образовании количество и качество знаний зависят
от объединения как отдельных частей науки (учебного предмета), так и науки (учебных предметов) между
собой в единое целое. А так как это объединение может осуществляться по разным основаниям, то интеграция
может охватывать самые различные направления в метапредметности. Если же учесть тот факт, что интеграция
в науке (и образовании) осуществляется на трех уровнях (связь, синтез, целостность), то масштабы
метапредметности значительно расширяются.
Стр.2