10 Легкая атлетика в программе физического воспитания школьников… <...> 148 Типичные ошибки при обучении технике метания гранаты и мяча и рекомендации по их исправлению (по А. М. Шурину, переработано)151 Техника толкания ядра …………………………………. <...> . Проведением международных соревнований по легкой атлетике, регистрацией мировых и региональных рекордов ведает ИААФ (Международная любительская легкоатлетическая федерация). <...> В соревнованиях применяется особый вид ходьбы – спортивная ходьба. <...> В легкой атлетике различают гладкий бег, бег с препятствиями, эстафетный и кроссовый бег. <...> Бег с препятствиями имеет две разновидности: 1) барьерный бег, проводимый на беговой дорожке на дистанциях от 60 до 400 м с однотипными препятствиями, расставленными равномерно по дистанции (каждый спортсмен бежит по отдельной дорожке); 2) бег на 3000 м с препятствиями (стипль-чез) проводится по беговой дорожке с прочно установленными барьерами и ямой с водой в одном из секторов стадиона (все спортсмены бегут по общей дорожке). <...> Эстафетный бег – это командный бег, в котором дистанция разделена на этапы. <...> Цель эстафетного бега – с наибольшей скоростью пронести эстафетную палочку от старта до финиша, передавая ее друг другу. <...> Мужчины соревнуются в десятиборье (первый день - бег на 100 м, прыжки в длину, толкание ядра, прыжки в высоту, бег на 400 м; второй день - бег на 100 м с барьерами, метание диска, прыжки с шестом, метание копья, бег на 1500 м). <...> Женщины соревнуются в семиборье (бег на 100 м с барьерами, толкание ядра, прыжки в высоту, бег на 200 м, прыжки в длину, метание копья, бег на 800 м). <...> Рост рекордов происходил главным образом за счет совершенствования техники выполнения легкоатлетических упражнений, улучшения системы тренировки и модернизации спортивного инвентаря. <...> Легкая атлетика – популярный и наиболее массовый вид спорта во всем мире. <...> Пользуясь любой справочной литературой, заполните в рабочей тетради таблицу 1, указывая фамилию с инициалами <...>
Практикум_по_лёгкой_атлетике_учебное_пособие_для_студентов_высших_учебных_заведений_физкультурной_направленности.pdf
ББК 75.711
С 29
Селиверстова, Н.Н. Практикум по легкой атлетике: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений физкультурной направленности / Н.Н.
Селиверстова, И.Ш. Мутаева, З.М. Кузнецова, И.Е. Коновалов. –
Набережные Челны : Издательство НФ Поволжской ГАФКСиТ, 2012. – 176 с.
Печатается по решению учебно-методического совета НФ Поволжской
государственной академии физической культуры, спорта и туризма
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент Поволжской ГАФКСиТ А.М. Имашев;
доктор педагогических наук, доцент ЧГПУ им. И.Я. Яковлева А.И. Пьянзин.
Редактор – к.филол.н. Р.Р. Данилова
Учебное пособие написано в соответствии с требованиями курса по
направлению подготовки 032100.62 «Физическая культура», профилю
«Спортивная тренировка в избранном виде спорта», квалификации
выпускника «Бакалавр физической культуры».
В работе рассматриваются техника и методика обучения видам легкой
атлетики, которые входят в учебную дисциплину «Теория и методика
обучения легкой атлетике»; впервые представлена разработанная авторами
система письменных заданий для студентов, а также показаны типичные
ошибки при изучении техники видов легкоатлетических упражнений.
Пособие может быть полезно студентам очной и заочной форм обучения
профильных учебных заведений и учителям физкультуры.
© Селиверстова Н.Н., Мутаева И.Ш., Коновалов И.Е., 2012
© Оформление. Издательство НФ ФГБОУ ВПО Поволжской ГАФКСиТ
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание…………………………………………………………………….…3
Объяснительная записка……………………………………………………….5
История легкой атлетики………………………………………………………6
Легкая атлетика в программе дошкольных учреждений………………...10
Легкая атлетика в программе физического воспитания школьников…13
Легкая атлетика в программах средних специальных и высших учебных
заведений………………………………………………………………………...15
Структура занятия по легкой атлетике……………………………………..18
План-конспект подготовительной части урока (образец 1)…………....27
Список предварительных задач, решаемых на уроках по легкой
атлетике…………………………………………………………………………..30
План-конспект урока по легкой атлетике (образец 2)……………….....33
Обучение технике легкоатлетических упражнений…………………...…35
I. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ХОДЬБЫ И БЕГА………………….………...38
1. Техника спортивной ходьбы…………………………………….43
Методика обучения технике спортивной ходьбы………………………47
Типичные ошибки при обучении технике спортивной ходьбы и
рекомендации по их исправлению (по Т.Р. Реннелю)……………….....49
Распределение задач обучения технике спортивной ходьбы по
занятиям…………………………………………………………………...52
2. Техника бега на средние и длинные дистанции……………...55
Методика обучения технике бега на средние и длинные
дистанции………………………………………………………………….57
Типичные ошибки при обучении технике бега на средние и длинные
дистанции и рекомендации по их исправлению (по В.Г. Алабину и
М.М. Сидоренко)……………………………………………...…………..59
Распределение задач обучения технике бега на средние и длинные
дистанции по занятиям………………………………………………...…61
3. Техника бега на короткие дистанции……….…………………66
Методика обучения технике бега на короткие дистанции…………..…70
Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие дистанции и
рекомендации по их исправлению (по В.Г. Алабину и М.М.
Сидоренко)………………………………………………………………...73
Распределение задач обучения технике бега на короткие дистанции по
занятиям………………………………………………………………...…76
4. Техника эстафетного бега………………………………………..84
Методика обучения технике эстафетного бега………………………....87
Типичные ошибки при обучении технике эстафетного бега
и рекомендации по их исправлению ………………………………...….89
Распределение задач обучения технике эстафетного бега по занятия...91
5. Техника барьерного бега…………………………………............96
Методика обучения технике барьерного бега …………..………...........98
Распределение задач обучения технике барьерного бега по
3
Стр.3
занятиям………………………………………………………………….101
II. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ…………………………………..107
1. Техника прыжка в длину с разбега…………………………...112
Методика обучения технике прыжка в длину с
разбега……………………………………………………………………116
Типичные ошибки при обучении технике прыжка в длину и
рекомендации по их исправлению (по В.Г. Алабину и Е.А.
Масловскому)……………………………………………………………119
Распределение задач обучения технике прыжка в длину по
занятиям………………………………………………………………….121
2. Техника прыжка в высоту с разбега…………………………128
Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»………………129
Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом
«перешагивание»……………………………………………………………….132
Техника прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»………………..135
Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом
«фосбери-флоп»……………………………………………………………...…138
Типичные ошибки при обучении технике прыжка в высоту способом
«фосбери-флоп» и рекомендации по их исправлению (по В.П.
Портнову, Р.Н. Крашенинникову)……………………………………...141
III. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ МЕТАНИЙ……………………………..…....143
Техника метания гранаты и малого мяча………………………………146
Методика обучения технике метания гранаты и мяча………………...148
Типичные ошибки при обучении технике метания гранаты и мяча и
рекомендации по их исправлению (по А. М. Шурину, переработано)151
Техника толкания ядра ………………………………….………………158
Распределение задач обучения технике толкания ядра по занятиям...160
Зачетные требования…………………………………………………………170
Рекомендуемая литература………………………………………………….173
4
Стр.4