ВЕСТНИК
ПРАВОСЛАВНОГО
СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО
ГУМАНИТАРНОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Журнал выходит четыре раза в год.
Основан в 1997 г.
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
IV: 44
январь
февраль
март
Москва 2017
Стр.2
ББК 86.372я5 В-38
протоиерей Владимир Воробьёв
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
А. Н. Лебедев, академик РАЕН, д-р биол. наук, проф.
Д. В. Лифинцев, д-р пед. наук, проф.
Н. И. Лифинцева, д-р пед. наук
С. Ю. Дивногорцева, д-р пед. наук, доцент
И. В. Егоров, канд. психол. наук, доцент
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
Е. А С. И. Абрамов, канд. пед. наук
чков, д-р психол. наук, проф.
М. Р. Александрова, д-р пед. наук, проф.
И. В. Ва. Битянова, канд. психол. наук
Г. Ю. Мартьянова, канд. психол. наук, доцент
И. В. Метлик, д-р пед. наук
Т. В. Склярова, д-р пед. наук, доцент (научный редактор)
А. В. Торопова, д-р психол. наук, д-р пед. наук
С. В. Феликсов, канд. филол. наук
М. В. Шакурова, д-р пед. наук, проф.
Л. Ф. Шеховцова, д-р психол. наук, проф.
Л. Б. Шнейдер, д-р псих Т. Т. Щелина, д-р пед. наук, проф.
Т О. В. Москаленко, д-р психол. наук
Л. С. По. И. Петракова, д-р пед. наук, проф.
И. Н. Семенов, д-р психол. наук, проф.
дымова, д-р пед. наук, проф.
Н. Б. Шумакова, д-р психол. наук, проф.
ол. наук, проф.
РЕДАКТОР ВЫПУСКА
Д. В. ПУШКИНА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISSN 2409-5001 (Online)
ISSN 1991-6493 (Print)
© Издательство Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, 2017
Стр.3
UNIVERSITYST. TIKHON'S
REVIEW
The review is published four times a year.
Founded in 1997.
PEDAGOGY. PSYCHOLOGY
IV: 44
January
February
March
Moscow 2017
Стр.4
ББК 86.372я5 В-38
T. V. Skliarova, Chairman of the Editorial Board, Doctor of Pedagogy
S. I. AbramAssociate Professor
Revd. Vladimir Vorobiev
EDITORIAL BOARD:
EDITOR-IN-CHIEF
А. N. Lebedev, Member of Russian Academy of Natural Sciences,
Doctor of Biology, Professor
S. Iu. Divnogortseva, Doctor of Pedagogy, Associate Professor
I. V. Egorov, PhD in Psychology, Associate Professor
S. V. Feliksov, PhD in Philology
Е. А. Aleksandrova, Doctor of Pedagogy, Professor
M. R. Bitianova, PhD in Psychology
ov, PhD in Pedagogy
D. V. Lifi ntsev, Doctor of Pedagogy, Professor
G. Iu. Mar N. I. Lifi ntseva, Doctor of Pedagogy
. Moskalenko, Doctor of Psychology
A. V. Toropova, Doctor of Psychology, Doctor of Pedagogy
I. V. Vachkov, Doctor of Psychology, Professor
M. V. Shakurova, Doctor of Pedagogy, Professor
L. FT. T. Shchelina, Doctor of Pedagogy, Professor
ova, Doctor of Psychology, Professor
L. S. PT. I. Petrakova, Doctor of Pedagogy, Professor
I. N. Seodymova, Doctor of Pedagogy, Professor
menov, Doctor of Psychology, Professor
L. B. Shn. Shekhovtsova, Doctor of Psychology, Professor
N. B. Shumakeider, Doctor of Psychology, Professor
ACADEMIC EDITOR
D. V. Pushkina
LAYOUT EDITOR
M. Ananko
The Review is included in the list of peer-reviewed scientifi c periodicals
of the Higher Attestation Commission of the Ministry of Education
and Science of the Russian Federation
ISSN 2409-5001 (Online)
ISSN 1991-6493 (Print)
© Publishing house of Saint Tikhon's Orthodox
University for the Humanities, 2017
t'ianova, PhD in Psychology, Associate Professor
O. VI. V. Metlik, Doctor of Pedagogy
Стр.5
Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА
ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
УРБАНОВИЧ Л. Н.
Система работы с религиозными понятиями на уроках
духовно-нравственной направленности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
АЛЕХИНА Е. В.
Профилактика родительского экстремизма в образовательных
отношениях между инклюзивной школой и родителями ребенка
с ограниченными возможностями здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
НИКИТИНА Н. И., НИКИШИНА И. Н.
сСоциально-педагогическое сопровождение профессионального
школ-интернатов VIII вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
амоопределения воспитанников специальных (коррекционных)
КАЗАКОВА А. Ю.
Институциональное детство в России: группировка регионов
по масштбам явления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
НЕЦЕНКО О. В.
Диагностика среды в педагогической теории
и современных социально-педагогических практиках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ВОЙТЕНКО Т. П.
Принцип субъектного подхода в психологии и педагогике:
проблема антропологического контекста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГИЯ
КОЛПАКОВА М. Ю.
Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры . . . . . . . 87
5
Стр.6
Содержание
АНДРЕЕВА М. В.
К вопросу о самосовершенствовании субъекта заботы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
РАССКАЗОВА И. Н., СИМАНИНА А. И.
Содержание отдельных компонентов гражданского мировосприятия
студентов религиозных и светских вузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
МИРОНОВА М. Н.
с поТрансформация изобразительного искусства: субъективный взгляд
зиции постнеклассической психологии, ориентированной
на христианскую антропологию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Стр.7
St. Tikhon’s University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology. 2017. Vol. 44
CONTENTS
ARTICLES: PEDAGOGICAL SCIENCE
STUDYING RELIGION AT SCHOOL
URBANOVICH L.
The System of Religious Concepts in School Classes of Spiritual
and Moral Orientation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
SOCIAL PEDAGOGY
ALEKHINA E.
bРrevention of Parental Disruptiveness in Educational Relations
etween Inclusive Schools and Parents of Children with Disabilities . . . . . . . . . . . . . . . . 20
NIKITINА N., NIKISHINА I.
Socio-Pedagogical Support for Professional Choice of Students
of Special (Correctional) Boarding Schools of Type 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
KAZAKOVA A.
tInstitutional Childhood in Russia: The Grouping of Regions According
o the Scale of the Phenomenon . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
NETSENKO O.
The Diagnostics of the Environment in Pedagogical Theory
and in Contemporary Socio-Pedagogical Practices . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY
VOITENKO T.
Principle of Subjective Approach in Psychology and Pedagogy:
The Problem of Anthropological Context . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
ARTICLES: PSYCHOLOGY
KOLPAKOVA M.
Spiritually Oriented Dialogue in Context of Russian Culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
7
Стр.8
Contents
ANDREEVA M.
On the Problem of Caring Subject’s Self-Improvement . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
RASSKAZOVA I., SIMANINA A.
The Content of Civil Worldview of Students of Religious
and Secular Higher Educational Institutions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
MIRONOVA M.
of P Transformation of Fine Arts: A Subjective View from the Perspective
ost-Non-Classical Psychology Focused on Christian Anthropology . . . . . . . . . . . . 134
Стр.9