ISSN 2078-7626
ВЕСТНИК
Сургутского
государственного
педагогического
университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
№ 4 (55)
2018
Стр.1
ВЕСТНИК
Основан в августе 2007 г.
№ 4 (55) 2018 г.
Выходит 6 раз в год.
Журнал зарегистрирован
в Федеральной службе по надзору
в сфере массовых коммуникаций, связи
и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г.
Учредитель журнала:
бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет».
СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
Адрес редакции:
ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, каб. 408,
г. Сургут, Тюменская обл.,
ХМАО – Югра, 628417
Телефон: 8 (3462) 22–31–87 (доб. 4-408)
E-mail: vestnik@surgpu.ru
Сдано в печать 19.11.2018 г.
Формат 70х100/16
Авт. л. 23,5
Печать цифровая
Гарнитура DejaVu Serif
Тираж 1000
Заказ № 54
Техническая редакция, вёрстка – РИО СурГПУ
Отпечатано в РИО СурГПУ
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2018
Стр.2
ISSN 2078-7626
Surgut
State
Pedagogical
University
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 4 (55)
2018
Стр.3
SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
This Bulletin has started its publishing activity since 2007
in the form of 6 issues annually.
This academic journal has been registered
in the Russian Federal Agency supervising over the mass media,
tele- and radio- communication saving
in its way the Russian Federation State Cultural Heritage.
The Mass-Media Information Registration Certifi cate
is ПИ № ФС 77-29393, August 24, 2007.
Founder of journal: Budgetary Institution of Higher Education
of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra
«Surgut State Pedagogical University».
The editorial offi ce address is:
50 let VLKSM st., 10/2, room № 408,
Surgut, Tyumen region,
Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra,
Russia, 628417
Telephone number: 8 (3462) 22–31–87 (4-408)
E-mail: vestnik@surgpu.ru
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2018
Стр.4
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 4 (55) 2018
С О Д Е Р Ж А Н И Е
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Зборовский Г.Е.
Шуклина Е.А.,
Ротова Е.В.
Возможно ли формирование системы высшего образования
в макрорегионе? ............................................................................... 9
Управление рисками как фактор формирования культуры
доверия в вузе. Часть 1 .................................................................... 17
Кудринская Л.А., Мнения студентов вуза о социальном взаимодействии,
Шенгальц Е.В.
достоинствах и рисках в инклюзивном образовании .................... 29
Каташинских В.С. Доверие как проблема качества высшего образования:
дисциплинарные подходы к ее исследованию ............................... 41
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Семенов Л.А.
К итогам научно-исследовательской и внедренческой
деятельности по коррекционному развитию кондиционных
физических качеств у детей на основе мониторинга в ДОУ
г. Сургута .......................................................................................... 52
Синявский Н.И., Физическая подготовленность детей дошкольного возраста
Фурсов А.В.
по результатам выполнения нормативов первой ступени
комплекса ГТО .................................................................................. 66
Прокопенко В.И. Традиционное психофизическое закаливание народа
манси (вогулов) ................................................................................. 71
Гимазов Р.М.,
Шаймарданов Р.Х.,
Булатова Г.А., Мотивационная направленность к физкультурным занятиям
Степанова Г.А. старшеклассников северного региона Сибири .............................. 78
Кылосов А.А.,
Деньмухамедова Д.А.,
Шахмирова А.Ш., Влияние утомления от однократной тренировочной нагрузки
Сборцева Т.В.
на быстроту зрительно-моторной реакции волейболисток ........... 85
Аксарин И.В., Исследование зависимости уровня технической
Аксарина И.Ю. подготовленности юных баскетболистов от коэффициента
функциональной асимметрии .......................................................... 91
Буров А.Э.,
Костенок П.И.
Популяционный мониторинг двигательного развития
Жандауова Э.Д. и отношения к физическому саморазвитию студенческой
молодежи России и Казахстана ...................................................... 99
Безопасность личности как педагогический феномен ................. 107
Верченко И.А., Соотношение показателей психологического здоровья
Галущак К.Ю. школьников и студентов .................................................................. 114
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Данилова Л.Н.
Развитие требований к личности и профессиональной компетентности
учителя в русской педагогической мысли XIX в. ................ 119
Стр.5
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 4 (55) 2018
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Степаненкова З.В. Оценка В.В. Берви-Флеровским образовательных реформ
1860–1870-х годов ............................................................................. 128
Фролова Н.В.
Суетин И.Н.
Государственная политика в области организации историкообшествоведческого
образования в школах Севера
Западной Сибири в 1920–1930-е годы ............................................. 136
Диверсификация отечественного музыкального профессионального
образования в условиях миграционных процессов
1941–1945 годов ............................................................................... 146
Арасланова А.А. Сотрудничество высших учебных заведений и производственной
сферы в СССР во второй половине ХХ столетия .......................... 154
Малахова Л.П.
Историческая грамотность молодежи как основа гражданской
идентичности и патриотизма ......................................................... 159
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Гераскевич Н.В., Анализ уровня сформированности навыков аргументированной
Файзуллин Ф.Р.
Коваленко А.В.
письменной речи на английском языке у обучающихся старших
классов в школьном образовании (по результатам ОГЭ и ЕГЭ)
.... 165
Аутентичные видеофильмы как средство формирования
профессиональной компетенции бакалавров неязыковых
направлений подготовки на занятиях по английскому языку
в педагогическом вузе ................................................................... 172
Быстров А.Н.,
Современный подход в повышении уровня освоения
Харитонова И.В. иностранного языка ....................................................................... 180
Никитина Т.В.
Характеристика авторской методики самооценки
профессиональной коммуникативной компетенции курсантов
вузов ФСИН России ........................................................................ 187
Авдонина Н.С.
Семенов А.Н.
Опыт организации занятий в технологии творческой мастерской
у студентов-журналистов ............................................................... 203
Изучение основ теории литературы и работа со словарями
и энциклопедиями .......................................................................... 212
Ферзалиева А.Т., Особенности педагогического сопровождения детей
Зырянова С.М.
с признаками музыкальной одаренности в условиях
дополнительного образования ....................................................... 228
РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ
Логинов С.И.
Рецензия на монографию доцента Гимазова Р.М. «Управление
движениями в спорте: уровень мышечно-суставных увязок
(по классификации Н.А. Бернштейна)» (рукопись: [в 2 ч.] Ч. 2:
Сургут: РИО СурГПУ, 2018) .......................................................... 235
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .............................................................................................. 237
ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ АВТОРАМИ ........................................ 243
Стр.6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 4 (55) 2018
C O N T E N T S
SOCIOLOGY OF EDUCATION
Zborovsky G.E.
Shuklina E A.,
Rotova E.V.
Is it Possible to Form a System of Higher Education
in the Macro-Region? ......................................................................... 9
Risk Management: Forming the Culture of Trust in Higher
Education. Part 1 ............................................................................... 17
Kudrinskaya L.A., The Higher Education Institutions Students Opinions on Social
Shengalts E.V.
Interaction and on the Advantages and Risks of Inclusive
Education ........................................................................................... 29
Katashinskikh V.S. Trust as a Problem of Quality of Higher Education: Disciplinary
Approaches to its Research ............................................................... 41
THEORY AND METHODS
OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
AND BIOLOGICAL PROBLEMS OF SAFETY
OF THE EDUCATIONAL SPACE
Semenov L.A.
To Results of Scientifi c-Research and Innovation Activity
on Correction Development of Conditioning Physical Qualities
in Children based on Monitoring in Preschool Educational
Institutions of Surgut ......................................................................... 52
Sinyavskiy N.I., Physical Preparedness of Preschool Children based upon Results
Fursov A.V.
Prokopenko V.I.
Gimazov R.M.,
Shaimardanov R.H.,
Bulatova G.A., Motivational Orientation to the Physical Training of High-School
Stepanova G.A.
Kylosov A.A.,
Denmukhamedova D.A.,
Shakhmirova A.Sh., Infl uence of Tiredness of Single Training Load on the Quickness
Sbortceva T.V.
Aksarin I.V.,
Aksarina I.Y.
Burov A.E.,
Zhandauova E.D.
Kostenok P.I.
Verchenko I.A.,
Galuschak K.U.
of Taking GTO Complex Standards of the First Level ........................ 66
Traditional Psychophysical Cold Training of the Mansi
(Vogul) People .................................................................................... 71
Students of the Northern Region of Siberia ...................................... 78
of Visual-Motor Reaction of Female Voleyball Players ....................... 85
The Research of Dependence of Technical Preparedness Level
of Young Basketball Players on Functional Asymmetry Index ........... 91
Population Monitoring of Motor Development and Attitudes
to Physical Self-Development of Student Youth in Russia
and Kazakhstan .................................................................................. 99
Security of Person as a Pedagogical Phenomenon ............................. 107
Indicators Correlation of Psychological Health of School Children
and Students ...................................................................................... 114
THE HISTORY OF EDUCATIONAL THOUGHT
Danilova L.N.
Development of Requirements to Teacher’s Individuality
and Professional Competence in Russian Science of Education
in the 19th Century ............................................................................ 119
Стр.7
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 4 (55) 2018
C O N T E N T S
Stepanenkova Z.V. V.V. Bervi-Flerovsky’s Opinion of Education Reforms
in 1860–1870th .................................................................................. 128
Frolova N.V.
Suyetin I.N.
Araslanova A.A.
Malakhova L.P.
The State Policy in the Sphere of Organization Historian and Social
Studies Education in the Schools of North of Western Siberia
in 1920–1930 Years ............................................................................ 136
Diversifi cation of National Musical Vocational Education
in Conditions of Migration Processes in 1941–1945 .......................... 146
Cooperation of Higher Educational Institutions and the Production
Sphere in the USSR in the Second Half of the XX Century ............... 154
Historical Literacy of Youth as a Basis of Civil Identity
and Patriotism .................................................................................... 159
METHODICAL SECTION
Geraskevich N.V., The Analysis of Formation Level of Reasoned Written Speech Skills
Faysullin F.R.
Kovalenko A.V.
in English at Students in the Upper Grades in School Education
(based on the Results of the Final Exams after Grades 9 and 11) ..... 165
Authentic Video Films as the Means of the Development
of Non-Linguistic Bachelor Students' Professional Competence
in the Process of Learning the English Language at Pedagogical
University ........................................................................................... 172
Bystrov A.N.,
Kharitonova V.I.
Nikitina T.V.
Avdonina N.S.
Semenov A.N.
Ferzalieva A.T.,
Zyryanova S.M.
Modern Approach to Raise the Level of Mastering a Foreign
Language ........................................................................................... 180
Characteristic of the Author's Techniques of Self-Assessment
of Professional Communicative Competence of Cadets of Universities
of the Federal Penal Service .............................................................. 187
Organizational and Pedagogical Conditions of Organizing
the Professional Workshop Classes with Journalism Students .......... 203
Studying the Basis of the Theory of Literature and Working
with Dictionaries and Encyclopedias ................................................. 212
The Features of Pedagogical Support of Children with Signs
of Musical Giftedness in Terms of Additional Education ................... 228
REVIEWS
Loginov S.V.
Review of the monograph of Associate Professor Gimazov R.M.
"Movement control in sport: the level of muscular-articular links
(according to the classifi cation of N.А. Bernstein)" (manuscript:
[in 2 parts] Part 2: Surgut: RIO Surgpu, 2018) .................................. 235
INFORMATION ABOUT AUTHORS ................................................................................ 237
Стр.8