Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 525129)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Этика. Научно-теоретическая этика (180,00 руб.)

0   0
Первый авторМиненко Геннадий Николаевич
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц179
ID683246
АннотацияВ курсе лекций рассматривается понятийный аппарат научно-теоретической этики. Анализируются теоретические аспекты этического знания. Характеризуется исторический ракурс развития нравственного сознания. Рефлексируются базовые проблемы этического знания, важные для современных отечественных образовательно-воспитательных структур.
Кем рекомендованоРекомендован к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного факультета КемГИК
Кому рекомендованоРекомендуется культурологам, теологам, студентам других гуманитарных специальностей, а также учителям и слушателям курсов повышения квалификации по дисциплинам цикла «Этика», «Основы религиозных культур и светской этики» различных уровней подготовки.
ISBN978-5-8154-0414-4
УДК17(075.8)
ББК87.7я73
Миненко, Г. Н. Этика. Научно-теоретическая этика [Электронный ресурс] : курс лекций для обучающихся по направлениям подготовки: 51.03.01 "Культурология", профиль "Социокультурное проектирование", 48.03.01 "Теология", профиль "Культура православия". Квалификация (степень) выпускника: "бакалавр" / КемГИК, Г. Н. Миненко .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2018 .— 179 с. — Библиогр.: с. 164-172. — ISBN 978-5-8154-0414-4 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/683246

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Этика._Научно-теоретическая_этика.pdf
УДК 17(075.8) ББК 87.7я73 М61 Утвержден на заседании кафедры культурологии 31.10.2017 г., протокол № 3. Казаков Е. Ф., доктор культурологии, профессор, профессор кафедры социально-гуманитарного факультета 03.11.2017 г., протокол № 3. Рецензенты: Рекомендован к изданию учебно-методическим советом философии ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»; Балабанов П. И., доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, права и социально-политических наук М61 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры». Миненко, Г. Н. Этика. Научно-теоретическая этика [Текст]: курс лекций для обучающихся по направлениям подготовки: 51.03.01 «Культурология», профиль «Социокультурное проектирование», 48.03.01 «Теология», профиль «Культура православия» / Г. Н. Миненко; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. – 179 с. ISBN 978-5-8154-0414-4 В курсе лекций рассматривается понятийный аппарат научно-теоретической этики. Анализируются теоретические аспекты этического знания. Характеризуется исторический ракурс развития нравственного сознания. Рефлексируются базовые проблемы этического знания, важные для современных отечественных образовательно-воспитательных структур. Рекомендуется культурологам, теологам, студентам других гуманитарных специальностей, а также учителям и слушателям курсов повышения квалификации по дисциплинам цикла «Этика», «Основы религиозных культур и светской этики» различных уровней подготовки. УДК 17(075.8) ББК 87.7я73 ISBN 978-5-8154-0414-4 © Миненко Г. Н., 2018 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2018 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Развитие этики как философского, научно-теоретического и образовательного направления началось в СССР с 1960-х годов. Вскоре определились и его лидеры – профессора В. Г. Иванов, О. Г. Дробницкий, А. А Гусейнов, А. И. Титаренко и др., соответственно – и высшие учебные заведения, и факультеты, где изучение и преподавание этики поставлено было на профессиональную основу. Это Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и его философский факультет, а также Ленинградский (Санкт-Петербургский) государственный университет, в котором лидером философско-этического направления являлся доктор философских наук, профессор В. Г. Иванов. Кроме изучения традиционной философской этики как необходимой части философии, что определилось еще в греческой традиции, изначально советские специалисты по этике пристальное внимание стали уделять этике как научно-философской дисциплине в русле идеи социально-регулятивной природы морали, начало которой положил О. Г. Дробницкий. Было издано впечатляющее количество трудов, в том числе монографических. С 1972 по 1990 год Обществом и издательством «Знание» выпускалась серия брошюр «Этика» по разнообразной этикоприкладной тематике – теории морали и истории этических учений – 12 номеров ежегодно! Следует отметить, что этот огромный массив монографических и популярных изданий систематизирован (вплоть до 2004 года) профессором Санкт-Петербургского университета В. Г. Ивановым и представлен в его издании «Этика» (учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений, в 2 частях). Оно приводится нами в списке рекомендуемой литературы и является примером объективного отношения к наследию советской эпохи в истории России, а главное – богатейшим источником информации по самым различным аспектам этической проблематики. В настоящее время в вузовской преподавательской практике можно констатировать утрату интереса к научно-теоретическому ракурсу этики. Живой интерес студенческой молодежи вызывают, прежде всего, этические учения прошлого, начиная с древних греков и заканчивая И. Кантом, а также «категориальная этика», включающая базовые нравственные цен3
Стр.3
ности, такие как добро и зло, справедливость, честь и достоинство личности, дружба, любовь и брак и т. д. Это естественно и закономерно. Однако, на наш взгляд, этическое наследие в указанной выше «научной» модальности может быть востребовано в тех областях деятельности, которые напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием и образованием подрастающих поколений. Речь идет не только о дошкольниках и учениках начальной и средней школы. Воспитание не так давно возвратилось как особое направление преподавательской деятельности в высшую школу и в настоящее время является аккредитационным показателем. Таким образом, этика в той ее модальности, которую мы называем научно-теоретической этикой, может выполнять прагматическую функцию в организации воспитательной деятельности и в высшей школе. Она необходима в процессе обучения студентов на художественных, гуманитарных направлениях вуза культуры, которым предстоит работа с различными категориями детей, подростков и молодежи, – 51.03.01 «Культурология», 48.03.01 «Теология», – а также на других направлениях подготовки. Такая позиция коррелирует с усилиями Русской православной церкви, которая в своей деятельности, осуществляемой епархиальными отделами религиозного образования и катехизации, уделяет много внимания эффективности организации и преподавания в средней школе дисциплины по выбору «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Одним из наиболее популярных модулей этой дисциплины является, наряду с «Основами православной культуры» (ОПК), именно светская этика. Автор настоящего курса лекций исходит из того, что в ближайшей перспективе школьное образование возвратится в будущее Министерство просвещения, которое существовало в период СССР и занималось только школой. В несистемных «слияниях» постсоветского периода школьного и высшего образования, а в дополнение еще и науки в рамках одного министерства, общее среднее образование утратило свою специфику и лицо. В случае воссоздания Министерства просвещения вопросы воспитания различных возрастных категорий обучающихся выйдут на первый план. В этой ожидаемой ситуации окажутся в высшей степени востребован4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………….. 3 Лекция 1. Введение в этику……………………………………………... 6 Лекция 2. Сущность нравственности…………………………………… 27 Лекция 3. Общее строение и функции нравственности………………. 49 Лекция 4. Индивидуальная нравственность……………………………. 70 Лекция 5. Онтологические основания нравственности……………….. 79 Лекция 6. Проблема происхождения нравственности………………… 102 Лекция 7. Стадии исторического развития нравственности………….. 127 Лекция 8. Проблема нравственного прогресса………………………… 143 Заключение……………………………………………………………….. 163 Список рекомендуемой литературы..………………………………….. 164 Приложения………………..…………………………………………….. 173 178
Стр.178

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически