Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Ансамблевое пение: исполнительская практика ансамбля народной музыки «Любава» (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКотлярова Татьяна Анатольевна
АвторыКотляров Максим Григорьевич, КемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц71
ID683051
АннотацияВ хрестоматии «Ансамблевое пение: исполнительская практика ансамбля народной музыки “Любава”» представлены песни известных хормейстеров РФ, а также авторские произведения для народного хора, сгруппированные по разделам: «Региональные песенные стили»; «Обработки, аранжировки народных песен». Многие песни, вошедшие в сборник, были собраны и расшифрованы авторами и студентами кафедры народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры под руководством профессора кафедры Т. А. Котляровой.
Кем рекомендованоРекомендована к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства Кемеровского государственного института культуры
Кому рекомендованоМатериалы хрестоматии рекомендуются преподавателям и студентам вузов культуры и средних специальных учебных заведений, а также могут представлять интерес для профессиональных и любительских коллективов народно-певческого направления.
ISBN979-0-9003290-0-4
УДК784(89)
ББК85.314я73
Котлярова, Т. А. Ансамблевое пение: исполнительская практика ансамбля народной музыки «Любава» : хрестоматия. Направление подготовки 53.03.04 "Искусство народного пения". Профиль "Хоровое народное пение" / М. Г. Котляров; КемГИК; Т. А. Котлярова .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2018 .— 71 с. — ноты .— ISBN 979-0-9003290-0-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/683051 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ансамблевое_пение_исполнительская_практика_ансамбля_народной_музыки_«Любава».pdf
УДК 784(89) ББК 85.314я73 К73 Утверждена на заседании кафедры народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры 11.01.2018 г., протокол № 6. Рекомендована к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства Кемеровского государственного института культуры 26.01.2018 г., протокол № 4. Стенюшкина Т. А., кандидат культурологии, доцент кафедры народного хорового пения КемГИК Рецензент: Котлярова Т. А., Котляров М. Г. К73 Ансамблевое пение: исполнительская практика ансамбля народной музыки «Любава» [Ноты]: хрестоматия для студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» / Т. А. Котлярова, М. Г. Котляров; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. – 71 с. ISМN 979-0-9003290-0-4. В хрестоматии «Ансамблевое пение: исполнительская практика ансамбля народной музыки “Любава”» представлены песни известных хормейстеров РФ, а также авторские произведения для народного хора, сгруппированные по разделам: «Региональные песенные стили»; «Обработки, аранжировки народных песен». Многие песни, вошедшие в сборник, были собраны и расшифрованы авторами и студентами кафедры народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры под руководством профессора кафедры Т. А. Котляровой. Материалы хрестоматии рекомендуются преподавателям и студентам вузов культуры и средних специальных учебных заведений, а также могут представлять интерес для профессиональных и любительских коллективов народнопевческого направления. УДК 784(89) ББК 85.314я73 ISМN 979-0-9003290-0-4 © Котлярова Т. А., Котляров М. Г., 2018 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2018 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в народно-певческом образовании и в фольклористической науке в целом наметились коренные изменения в подходе к принципам обучения будущих специалистов в сфере народно-певческого искусства. В определениях фольклора, народной культуры, в их сценической реконструкции, художественной, педагогической и исполнительской практике в целом сложилась противоречивая ситуация. Как показывает практика, существующие педагогические концепции и технологии, методологическая база не в полной мере отвечают реалиям современного фольклорного процесса. В последнее десятилетие активно обсуждается вопрос бытования и развития фольклора в социокультурной среде. По мнению А. С. Каргина, высказанному на Всероссийском конгрессе фольклористов, «фольклорные традиции оказались сопряженными с усиливающейся глобализацией, урбанизацией, социальным, профессиональным и конфессиональным расслоением российского общества и, как следствие этого, – с кардинальным изменением структуры и организации традиционных форм повседневной художественной деятельности. Фольклор все более активно тиражируется элитарной и массовой культурой, предстает в разнообразных формах фольклоризма, пости неофольклора. Широкое развитие получило авторское творчество, ориентированное на фольклорный тип исполнения»1. Следствием этих процессов является перерождение фольклора. Из исконно крестьянского творчества фольклор переходит в новый тип культуры – городской со своей спецификой и системой жанров. Изменились характер и роль фольклора в бытовом пространстве и его репрезентация на сценических площадках. Форма бытования народного творчества из спонтанного проявления перешла в общественно организованное и поддерживаемое государственными институтами народное искусство. Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед государственными образовательными учреждениями культуры и искусства, является опережающее проектирование социально-культурного развития, в первую очередь в провинциальных регионах страны. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, учебный план по направлению подготовки бакалавров 53.03.04 «Искусство 1 Каргин А. С. Рекомендации Третьего конгресса фольклористов [Электронный ресурс]. – URL: https://lib.mgpu.ru/materials/17/17742.pdf. 3
Стр.3
народного пения» дополнен рядом профильных предметов, формирующих необходимые компетенции. Среди них такие базовые дисциплины, как «Хоровой класс», «Ансамблевое пение», «Практическое руководство хоровым коллективом» и др., способствующие приобретению следующих умений и навыков: • способность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения; • способность пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей; • способность совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения; • готовность к постижению закономерностей, методов исполнительской работы над музыкальным произведением, норм и способов подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях; • готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства; • готовность к расширению и накоплению народно-песенного и авторского репертуара; • способность творчески составлять программы выступлений (хоровых/ансамблевых, сольных) с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности; • готовность к сольной и хоровой импровизации. В программу курса «Ансамблевое пение» включены разделы по изучению основных семи стилевых географических зон: севернорусской, южнорусской, среднерусской, западнорусской, средневолжской, уральской и сибирской. В отдельную группу также выделен казачий песенный фольклор, который вмещает в себя традиции донских, оренбургских, терских казаков, хотя в целом музыкальная культура казачества соответствует южнорусским фольклорным традициям. Таким образом, изучение местных региональных (областных) стилей ставится во главу угла в подготовке специалистов в области народно-хорового искусства. 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….. 3 Методические указания по изучению курса.……….………………...…...… 7 Раздел 1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕСЕННЫЕ СТИЛИ 1. Што на нашай вулiцы (весенняя карагодная)…………………………….. 12 2. А у крывого танца (весенняя карагодная)………………………………… 13 3. Где она живет, моя разлюбезная (лирическая)…………………………… 14 4. Эх, живронёнок ты мой (лирическая)……………………………………... 17 5. Да мне не спится ноченькой……………………………………………….. 19 6. Пролетели те дни золотые (романс)………………………………………. 21 7. Ой, дауно, дауно (семейно-бытовая). Обработка В. Зяневича…………... 22 8. Никто меня не пожалеет (романс). Запись и обработка В. А. Царегородцева…………………………………………………………………………. 27 9. Грузинская песнь. Стихи А. С. Пушкина, музыка С. В. Рахманинова. Переложение для народного хора А. Федоськина………………………….. 32 10. Я скакала, плясала (весенняя)……………………………………………. 40 11. А вчера с вечора (духовный стих) ………………………………………. 41 12. Заиграю, сам заплачу (лирическая)………………………………………. 43 13. Мой олешничак, мой зялёненький (календарная)………………………. 44 14. Ай, чеё ж это поле (жнивная)…………………………………………….. 48 Раздел 2. ОБРАБОТКИ, АРАНЖИРОВКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН 15. Страдальная мати (псалом)……………………………………………….. 49 16. Богородице. Стихи Ю. В. Жадовской, музыка В. А. Царегородцева….. 51 17. Спасителю. Стихи А. С. Пушкина, музыка В. А. Царегородцева……... 53 18. Что мы видели (духовный стих)………………………………………….. 59 19. Не унывай, душа моя (духовный стих)…………………………………... 60 20. Грешный человече (кант)………………………………………………… 61 21. Ой, не время нынче спать, православные. Стихи В. Волкова, музыка Ю. Клепалова………………………………………………………………….. 65 Комментарии…………………………………………………………………... 68 70
Стр.70

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ