УДК 316.61(075.8)
ББК 60.53я73
Ж46
Утверждено на заседании кафедры социально-культурной
деятельности факультета социально-культурных технологий
Кемеровского государственного института культуры 15.03.2018 г.,
протокол № 9.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета
социально-культурных технологий Кемеровского государственного
института культуры 29.03.2018 г., протокол № 6.
доцент кафедры социальной психологии и психосоциальных
технологий Кемеровского государственного университета
Гусев С. И., доктор медицинских наук, профессор
кафедры социально-культурной деятельности
Кемеровского государственного института культуры;
Юдина А. И., доктор педагогических наук, профессор,
декан факультета социально-культурных технологий
Кемеровского государственного института культуры;
Авилов Г. М., кандидат психологических наук,
Рецензенты:
Ж46
Жегульская, Ю. В.
Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации: сущность,
виды, факторы социализации и социальной адаптации
[Текст]: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки
51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профиль
«Социально-культурная анимация и рекреация», квалификация
(степень) выпускника «бакалавр» / Ю. В. Жегульская. – Кемерово:
Кемеровский гос. ин-т культуры, 2018. – 116 с.
ISBN 978-5-8154-0457-1
В учебном пособии описаны современные представления об адаптации
человека в различных отраслях научного знания, рассмотрены сущность, виды,
этапы, показатели и факторы процессов социальной адаптации и социализации,
показана взаимосвязь нарушений социализации и социальной адаптации.
Учебное пособие адресовано студентам, специалистам социально-кульУДК
316.61(075.8)
ББК 60.53я73
ISBN 978-5-8154-0457-1
© Ю. В. Жегульская, 2018
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2018
2
турной деятельности и всем интересующимся вопросами социальной адаптации
лиц с нарушениями социализации.
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Трансформации социального пространства являются характерной
чертой современного мира. Поэтому в настоящее время проблема
адаптации человека приобретает комплексный характер, являясь
предметом изучения как естественно-научных, так и социальных
дисциплин, изучающих человеческую жизнедеятельность в многообразных
формах ее проявления. Различные аспекты адаптационной
проблематики привлекают внимание специалистов разных отраслей,
рассматривающих человека как субъекта деятельности, общения, познания
и исследующих ресурсы его приспособления, развития и самореализации.
Феномен
социализации представляет собой важнейший элемент
культуры и общества. Социальная адаптация, в свою очередь,
является неотъемлемой частью процесса социализации и его основополагающим
механизмом, затрагивающим все сферы жизнедеятельности
человека. Задачи формирования социально активной личности,
эффективно адаптирующейся в социуме, актуализированы
многими нормативными актами, среди которых «Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года», Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации», Указ «Основы государственной культурной
политики». Эффективные социализация и социальная адаптация молодого
поколения, лиц различных социальных категорий представляют
собой стратегическую социальную задачу для общества и государства
на любом этапе развития.
Учебное пособие основано на диссертационном исследовании
автора «Социально-педагогическая адаптация студентов вуза культуры
и искусств средствами культурно-досуговой деятельности» по
научной специальности 13.00.05 «Теория, методика и организация
социально-культурной деятельности». Данная работа не является
монографией, она выполнена как учебное пособие к соответствующему
курсу. Указанная учебная дисциплина «Социальная адаптация
3
Стр.3
лиц с нарушениями социализации» включена в учебный план образовательной
программы Кемеровского государственного института
культуры по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность»,
профиль «Социально-культурная анимация и рекреация»
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана, являясь
дисциплиной по выбору.
Целью освоения дисциплины «Социальная адаптация лиц с нарушениями
социализации» является формирование у студентов – будущих
специалистов социально-культурной сферы – теоретических
знаний и практических умений осуществления профессиональной
деятельности по сопровождению процессов взаимодействия с социумом
лиц, характеризующихся нарушениями усвоения социального
опыта и включения в общественные отношения.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих
компетенций:
готовность к осуществлению развивающей социально-культурной
деятельности, охватывающей все возрастные группы населения,
к организации массовых, групповых и индивидуальных форм
социально-культурной деятельности в соответствии с культурными
потребностями различных групп населения;
способность к осуществлению педагогической деятельности
в учреждениях культуры, образовательных организациях общего
образования и среднего профессионального образования, образовательных
организациях дополнительного образования, к участию в
различных формах переподготовки и повышения квалификации
специалистов социально-культурной деятельности.
Данная учебная дисциплина связана с предшествующими курсами
«Введение в профессию», «Социально-культурная деятельность
с отдельными целевыми группами», «Инфраструктура и нормативноправовое
обеспечение социально-культурной деятельности» и служит
теоретической основой для изучения курса «Технологии социально-культурной
реабилитации в рекреации».
В учебном пособии систематизированы и последовательно изложены
современные представления об адаптации человека в раз4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение……………………………………………………………… 3
Глава 1. Представления об адаптации человека в различных отраслях
научного знания………………………………………….... 6
1.1. Проблема адаптации человека в физиологии, психологии,
социологии…………………………………………………………. 6
1.2. Феномен адаптации личности в социально-культурной
деятельности……………………………………………………….. 17
Глава 2. Социальная адаптация и социализация………...………. 24
2.1. Социальная адаптация: сущность, виды, показатели………. 24
2.2. Социализация как процесс интеграции личности в социальную
систему…………………………………………………….. 35
Глава 3. Факторы социализации и социальной адаптации человека……………………………………………………………….....
50
3.1. Виды факторов социализации и социальной адаптации……. 50
3.2. Условия и средства социализации и социальной адаптации.. 55
3.3. Агенты и механизмы социализации и социальной адаптации………………………………………………………………......
69
3.4. Взаимосвязь нарушений социализации и социальной адаптации………………………………………………………………..
76
Заключение…………………………………………………………. 84
Список цитируемой литературы………………………………….. 86
Список рекомендуемой литературы……………………………… 90
Терминологический словарь……………………………………… 93
Приложения……………………………………………………….… 99
115
Стр.115