Тема номера: Трансформация ИТ-образования
Юлия Шикова:
«Если раньше для ИТспециалиста
наличие hard
skills было достаточным
условием, то теперь требуются
и soft skills»
Рассказывает директор учебного центра
«Сетевая Академия ЛАНИТ» (ГК ЛАНИТ)
П
андемия показала, что от ИТ-специалистов различного профиля
во многом зависит работоспособность организации, ее способность гибко
реагировать на изменения, эффективно функционировать в облачном
и онлайн-режиме. Поэтому востребованность ИТ-профессионалов только
растет: и программистов, и системных администраторов, и разработчиков баз данных
и т. п. Однако работа в сфере ИТ, как правило, командная, требующая принятия
решений, и в последнее время все больше внимания уделяется развитию гибких
навыков. Если раньше для ИТ-специалиста наличие hard skills было достаточным
условием, то теперь от него требуются и soft skills тоже.
Кроме того, растет спрос на профессии на стыке с ИТ и специалистов, обладающих
цифровыми компетенциями. Технические знания сейчас требуются многим:
маркетологам, аналитикам, HR-м, финансистам. Использование технологий ускоряет
многие бизнес-процессы, но для этого сотрудники должны уметь полноценно
работать с программным обеспечением и полезными сервисами.
Базовые знания остались теми же, что были раньше: основы алгоритмов, базы
данных, математика, теория графов, статистика и, конечно, актуальные на текущий
момент языки программирования.
Двухгодичное образование для ИТ-техников – неплохой вариант, когда нужны
только базовые навыки. Оно позволит начать работать, обрести опыт в профессии,
определиться с последующим направлением развития. Однако такое образование
ограничит возможности карьерного продвижения, и для дальнейшего роста понадобится
переквалификация. В этом смысле классическое высшее образование
изначально открывает перед выпускниками все дороги.
Разумеется, обучение должно быть прикладным. Это повышает шансы специалиста
при устройстве на работу и значительно облегчает как вхождение в профессию,
так и развитие в ней. Но это не значит, что должно пропасть фундаментальное
вузовское образование, ведь без фундамента двигаться в профессии дальше
невозможно.
Онлайн-образование в технических вузах вполне возможно, но при одном
условии – если вуз сам технически готов к этому. Прежде всего, должны быть
подготовлены педагоги, ведь чтение лекций в онлайн-формате отличается
и по методике преподавания, и по получению обратной связи, и по используемым
инструментам обучения. В идеале техническая база также должна быть.
Наш опыт показывает, что сочетание вузовского образования с прикладными
образовательными проектами – идеальный микс. С одной стороны, студенты
получают базовые знания и фундаментальное понимание ИТ-профессии. С другой –
они на конкретных курсах пробуют различные инструменты и получают необходимый
для трудоустройства опыт. Онлайн-проекты направлены на достижение
конкретных точечных целей, получение определенных навыков и могут быть
использованы как курсовая работа, например. Мы делали совместные программы
с вузами и видели, что такая дуальная подготовка делает выпускников гораздо
более конкурентоспособными на рынке труда. БИТ
Продолжение темы читайте на с. 26
БИТ #07(100) сентябрь 2020
1
Включен в Российский индекс научного
цитирования www.elibrary.ru
Главный редактор – генеральный директор
Галина Положевец, chief@samag.ru
Шеф-редактор журнала
«Системный администратор»
Алексей Бережной, aberezhnoy@samag.ru
Заместитель главного редактора, официальный
представитель редакции в Украине
Сергей Яремчук, grinder@samag.ru
Главный бухгалтер
Надежда Кан, buch@samag.ru
Юридический отдел
Владимир Столяров, stolyarov@samag.ru
Распространение
subscribe@samag.ru
Дизайн-макет
Михаил Лебедев
Реклама
reklama@samag.ru
Редакционная коллегия
Марина Аншина, председатель правления
Cоюза ИТ-директоров России
Сергей Белоусов, основатель и генеральный
директор компании Acronis
Сергей Земков, управляющий директор
«Лаборатории Касперского» в России
и странах СНГ
Станислав Протасов, сооснователь и глава
разработки компании Acronis
Сергей Плуготаренко, директор Ассоциации
электронных коммуникаций
Борис Славин, научный руководитель
факультета прикладной математики
и информационных технологий Финансового
университета при Правительстве РФ, член
правления Союза ИТ-директоров России
Издатель
ИД «Положевец и партнеры»
Адрес редакции
128017, г. Москва, 3-й пр-д Марьиной Рощи,
д. 40, стр. 1, этаж 3, офис 322
Тел.: (499) 277-12-45, (499) 277-12-41
Сайт журнала: bit.samag.ru
Отпечатано в типографии
Типография «МСК-Пресс»
123298, г. Москва, ул. 3-я Хорошевская, д. 18 к. 1
Общий тираж 10000 экз.
Все права на материалы принадлежат журналу
«БИТ. Бизнес & Информационные технологии».
Перепечатка и использование материалов
в любой форме, в том числе и в электронных СМИ,
без разрешения запрещена. При использовании
материалов ссылка на журнал «БИТ. Бизнес &
Информационные технологии» обязательна.
Материалы отмеченные знаком ADV
публикуются
на коммерческой основе. Редакция не несет
ответственности за достоверность информации
в материалах, опубликованных на правах рекламы.
В номере
Художник
Марина Рязанцева
Стр.3
БИТ.ПЕРСОНА
ИТ КАК БИЗНЕС
08
Александр Чачава: «Мы видим, что эра русскоязычных
предпринимателей в технологической
области уже наступила». На вопросы «БИТа»
отвечает серийный предприниматель и инвестор,
управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital,
инвестирующего в ИТ. Член совета директоров ряда
портфельных компаний и член крупнейшей в мире ассоциации
бизнес-лидеров YPO.
20
Андрей Конусов: «Всегда имеет смысл строить
бизнес, который хорош не потому, что он свой,
а потому, что он хорош в принципе в объективной реальности».
Генеральный директор компании «Аванпост»
рассказывает читателям «БИТа» о том, как превратить
стартап в быстро развивающуюся компанию.
И почему сегодня для успеха компании всем членам
ее команды необходимо развивать soft skills
ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ
РОБОТОТЕХНИКА
14
Поставили и забыли. Размышления
о безопасности
интернета вещей. Число устройств, использующих
высокоскоростные каналы
интернет-соединений, давно превысило
число людей – пользователей Интернета.
Очевидно, что в столь бурном развитии
технологии основное внимание
уделялось чему угодно: экономической
составляющей, средствам разработки,
маркетингу, но вряд ли безопасности.
Выявление уязвимостей – штука
сложная, выстраданная и небыстрая,
поскольку все размышления о безопасности
обычно начинаются по возникновению
прецедента взлома. В нашей
стране работа над безопасностью IoT
пока что находится в начальной стадии.
Отчасти это можно объяснить тем,
что самих интернет-вещей не так много.
Алексей Лагутенков
В номере
16
Роботизация в России: вымысел
или скорое будущее?
Будет ли всплеск интереса к беспилотным
устройствам в России после
пандемии? И почему отечественные
организации зачастую предпочитают
нанимать трудовых мигрантов,
а не инвестировать в робототехнику?
Жамиля Каменева
ТТЕМА НОМЕРА:
26
ИРАНСФОРМАЦИЯ
Т-ОБРАЗОВАНИЯ
Дискуссия. Государственная
политика, нацеленная на ускорение
развития ИТ-отрасли, неизбежно
ставит вопрос о том, каким должен
быть современный ИТ-специалист,
способный справляться с вызовами
цифровой экономики. Где, как и чему
2
он должен учиться? Какими новыми
компетенциями обладать? Проблему
трансформация ИТ-образования обсуждают
на страницах «БИТа» эксперты
экспертной сети EXPINET.
ПРОДУКТЫ И РЕШЕНИЯ
36
Платформа для дистанционного
обучения. Когда вы
получите этот номер, уже будет ясно,
как именно будут обучаться школьники
в условиях коронавируса в различных
регионах. В основном учебный
год начался в очном режиме,
и для этого приняты соответствующие
меры. Кое-где часть предметов
будет преподаваться в дистанционном
режиме. Вместе с тем, если будет
выявлен хотя бы один заболевший,
то весь класс отправится на двухнедельный
карантин до развития ситуации.
А учиться надо!
#07(100) сентябрь 2020 БИТ
Стр.4
ТТЕМА НОМЕРА:
38
ИРАНСФОРМАЦИЯ
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Т-ОБРАЗОВАНИЯ
Опрос. Как и чему учить будущих
звезд ИТ? Власти намерены
почти в 2,5 раза увеличить
прием студентов на обучение в вузы
по специальностям в цифровой сфере.
Как и чему их надо учить? Кто будет
востребован в ИТ в ближайшие годы?
Какие новые компетенции потребуются
от ИТ-специалистов? Какие базовые
знания должен получать сегодня
будущий ИТ-специалист в вузе? Ваше
отношение к идее короткого двухгодичного
образования для ИТ-техников
вместо классического? Практико-ориентированное
обучение – всегда ли оно
оправдывает себя? Пандемия заставила
вузы перейти на дистанционное
обучение. Возможно ли полноценное
онлайн-образование в технических
вузах? Классическое образование
в вузах и образовательные онлайнпроекты
– конкуренты или союзники?
На вопросы «БИТа» отвечают эксперты
ведущих компаний.
54
Роль образования в цифровой
трансформации. Цифровую
трансформацию окружает множество
заблуждений и предрассудков.
Кто-то считает ее универсальным
лекарством от всех бед цивилизации,
кто-то – дутым маркетинговым
термином, за которым не стоит ничего
нового. Три автора: двое из России,
Борис Славин и Марина Аншина,
и один из ЮАР, Терри Райт, решили
объединить свои усилия и рассказать,
что они видят в цифровой трансформации
и почему связывают ее
с кардинальными изменениями в обществе,
бизнесе и жизни каждого человека.
Взгляд с разных частей света
позволяет увидеть ситуацию более
широко, а обмен мнениями авторов
повышает ценность их заключений.
Мы продолжаем публиковать отдельные
части будущей книги в нашем
журнале. Представляем вам главу,
посвященную основам архитектуры
ИТ-процессов.
Марина Аншина
60
Бизнес-машина IBM. В Великую
депрессию президент
компании IBM Томас Уотсон-старший
сразу позаботился о том, чтобы сохранить
сотрудников. И только во вторую
очередь – прибыли. Он понимал,
что в высокотехнологичном бизнесе
высококвалифицированные сотрудники
– главный актив компании. У истоков
«Голубого гиганта» (Big Blue), как называют
IBM во всем мире за цвет логотипа,
стоял сын иммигрантов из Германии
Герман Холлерит. Работая в федеральном
Агентстве переписи населения,
он потратил годы на создание машины,
которая позволила бы оптимизировать
труд переписчиков. Такой электромеханический
агрегат для чтения
и обработки перфокарт был построен
в 1890 году. И сразу же прошел боевое
крещение! Если обработка результатов
предыдущей переписи населения
потребовала семи лет и труда 1500
сотрудников, то на сей раз, благодаря
чудо-машине Холлерита, его ведомство
управилось вдвое быстрее – всего
за три года и усилиями 700 человек.
Владимир Гаков
БИТ #07(100) сентябрь 2020
5
В номере
Стр.7