УДК 800
ББК 81.00Я431
П 781
Редакционная коллегия: М.Н. Маслова (тех. редактор); Н.С. Морозова
(зам. ред.); Л.А. Савелова; Т.В. Симашко (отв. ред.); Н.В. Хохлова
Рецензенты: Н.Н. Кознова, доктор филологических наук, профессор кафедры
журналистики и медиатехнологий СМИ Санкт-Петербургского государственного
университета промышленных технологий и дизайна, А.Г. Лошаков,
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры литературы и
русского языка Гуманитарного института филиала ФГАОУ ВО «Северный
(Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске
Архангельской обл., О.В. Шаталова, доктор филологических наук,
профессор, профессор кафедры современного русского языка Московского
государственного областного университета.
Печатается по решению Ученого совета Гуманитарного института филиала
ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени
М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске Архангельской обл.
Проблемы концептуализации действительности и моделирования языко
П 781
вой картины мира: Сборник научных трудов. Вып. 9 / отв. ред. Т.В. Симашко.
– Москва; Северодвинск: «БИБКОМ», 2019. – 405 с. – ISBN 978-5-905563-63-8
В статьях сборника представлены результаты исследований семантики
единиц различной структуры (слов, фразеологизмов, текстов, дискурсов) в
когнитивном и культурологическом аспектах. Привлекаемый материал разных
лингвокультур раскрывает многообразие осмыслений отдельных фрагментов
окружающего мира и духовной жизни людей, отражающих национальное
своеобразие языковой картины мира, ее фольклорной, диалектной,
эстетической составляющих. В ряде работ выявляются смысловые трансформации
при переводе с одного языка на другой, особенности фиксации в языке
научных и профессиональных знаний, специфические черты дискурсов
массовой коммуникации. Статьи одного из разделов сборника направлены на
актуализацию духовного наследия в практике преподавания и на введение в
учебный процесс инновационных методов и приемов обучения.
Адресуется преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам, а
также всем интересующимся проблемами национального мировидения.
УДК 800
ББК 81.00Я431
ISBN 978-5-905563-63-8
© Симашко Т.В., отв. ред., 2019
© ООО «ЦКБ «БИБКОМ», 2019
Стр.3
UDC 800
LBC 81.00Я431
P 781
Editorial board : M.N. Maslova (technical editor); N.S.Morozova (deputy
editor); L.A.Savelova; T.V. Simashko (chief editior); N.V.Khokhlova.
Reviewers: N.N. Koznova, Doctor of Philology, professor of Journalism and
Mediatechnologies department of learning of The Saint-Petersburg State University
of Industrial Technologies and Design, A.G. Loshakov, Doctor of Philology,
professor, professor of Literature and Russian language learning department of the
Humanitarian Institute of the Federal State Autonomous Educational Institution of
Higher Professional Education Severodvinsk branch of «Northern (Arctic) federal
university named in honor of M.V.Lomonosov», Archangelsk region, O.V.Shatalova,
Doctor of Philology, professor, professor of the Modern Russian Language learning
department of the Moscow state regional university.
Published to the decision of the Scientific Council of the Severodvinsk Branch of
NARFU Institute of Humanities of the Federal State Autonomous Educational
Institution of Higher Professional Education «Northern (Arctic) Federal University
named after M.V. Lomonosov» (Arkhangelsk region, Severodvinsk)
The Problems of Conceptualization of Reality and Modeling of the Linguistic Picture
of the World: Collection of scientific papers, Issue 9 / editor-in-chief T.V. Simashko/ –
Moscow; Severodvinsk: «BIBCOM», 2019. – 405 p. – ISBN 978-5-905563-63-8
P 781
The articles of the collection represent the results of the scientific research of the
semantics of the units of various structure (words, phraseologisms, texts, discourses)
in their cognitive and culturological aspects. The given material of different linguistic
cultures reveals the variety of understanding of particular fragments of the world
around and the people's psyche, which reflect the national originality of the linguistic
picture of the world, its' folkloristic, dialectic and aesthetic elements. Some of the
works reveal the semantic transformations in translation from one language to another,
the particular aspects of fixation of scientific and professional knowledge in the
language, the specific traits of the mass communication discourses. The articles of one
of the parts of the collection are aimed at actualizing the cultural heritage in the
process of teaching and at introducing the innovational methods of education.
This work is addressed to teachers, doctoral students, master's students, students
and all the interested in the problems of the national perception of the world.
UDC 800
LBC 81.00Я431
ISBN 978-5-905563-63-8
© Simashko T.V., editor-in-chief, compiler, 2019
© JSC «CCL «BIBCOM», 2019
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ТРАДИЦИОННОЕ И АКТУАЛЬНОЕ
В ОПИСАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА
Л.П. Колоколова ……………………………………………………………….
Концептуальное пространство в макроконцепте «жизнь человека»
М. Стефанович ………………………………………………………………..
О добром и хорошeм в русском и сербском языках
В.В. Леденёва …………………………………………………………………..
Концептуализация ипостаси человеческого бытия «дух» в проповеди
«О бессмертии» священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого)
В.И. Карасик …………………………………………………………………...
Осмысление славы в языковом сознании
Т.П. Рогожникова ……………………………………………………………..
Житие как объект концептуального исследования
Н.В. Пятаева …………………………………………………………………..
К проблеме лексикографической параметризации
единиц и категорий языковой картины мира
А.А. Камалова ………………………………………………………………….
Концептуальное поле русской народной лирической песни
Н.В. Хохлова …………………………………………………………………...
Региональная окрашенность языковой картины мира
(на материале паремий Архангельского Севера)
Е. Стошич ……………………………………………………………………..
Социальное неравенство в сербских и русских пословицах
И. Ожеховска ………………………………………………………………….
Система антиценностей мазурских старообрядцев
на основе Скитского покаяния
Е.В. Булина …………………………………………………………………….
Лингвокультурологический континуум слова дровни
в русской языковой картине мира
Т.В. Симашко ………………………………………………………………….
Региональная картина мира как исторический срез дискурса
М.Н. Маслова …………………………………………………………………..
Морская примета как способ концептуализации знаний о <ветре>
4
8
12
28
34
55
63
79
84
93
102
113
119
129
Стр.6
Т.С. Сергеева …………………………………………………………………...
Отражение истории личных местоимений
в Московском летописном своде конца XV века
М.С. Выхрыстюк ……………………………………………………………...
Русификация христианских имен в русских пословицах,
поговорках и народных приметах
В.К. Харченко ………………………………………………………………….
Ритуальные концепты кладбищенской лингвистики
В.В. Катермина ……………………………………………………………….
Политический дискурс как отражение языковой картины мира:
стратегии и тактики воздействия
Л.О. Бутакова, А.И. Викулова ……………………………………………….
Концептуализация пожилого человека в районном медиа-дискурсе
И.А. Иванова …………………………………………………………………...
Влияние гендерного аспекта на репрезентацию концепта любовь
Р.В. Попов ……………………………………………………………………...
Лексические регионализмы в городском узусе Северодвинска
Ю.Н. Драчева, Е.В. Опахина …………………………………………………
Вербализация культурологических представлений
о Русском Севере в трэвел-комментариях
В.О. Кулешова ………………………………………………………………….
Общенаучные и межотраслевые термины,
их роль в формировании новых терминологических систем
Когнитивно-прагматический потенциал
заимствованной лексики в сфере информационного права
Н.В. Александрович, Ю.А. Кирсанова ……………………………………….
Прагматический потенциал медицинского текста
и приемы его передачи в переводе
В.И. Теркулов …………………………………………………………………..
Функционально-семантическая типология
дешифровальных стимулов сложносокращённых слов
Л.А. Савелова, А.Ю. Мещанский …………………………………………….
Наречные выражения со значением ‘видовой признак предмета’
в русском языке
С.А. Смирнова, К.Ю. Власова ………………………………………………..
Имена существительные в словаре С.Н. Цейтлин:
из опыта деривационного анализа
5
211
218
228
233
136
142
148
155
161
173
180
191
196
Е.А. Кузнецова ………………………………………………………………… 201
Стр.7
И.А. Королева ………………………………………………………………….
Личные имена в студенческой коммуникации
Т.С. Нифанова …………………………………………………………………
Корреляции между признаками внутренней формы
и признаками лексического значения (на материале
денотативно связанной лексики английского и французского языков)
Е.Г. Булыгина ………………………………………………………………….
Ассимилированность заимствованных единиц со значением
‘musical instrument’ в современном английском языке
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ МИРА
В.А. Маслова …………………………………………………………………...
Роль концептуальной картины мира в формировании
языковой и поэтической картин
Л.А. Берсенева, Федорова А.В. ……………………………………………….
Стыд в локальной языковой картине мира
(на материале повести В.И. Белова «Привычное дело»)
О.Г. Згазинская, Д.С. Згазинская …………………………………………….
Концепт «олень» в поэзии народов Крайнего Севера России
О.М. Баринова …………………………………………………………………
Эмоциональное восприятие концепта «Смерть»
И.С. Тургеневым (на материале писем 1831–1854 гг.)
Ю.В. Веревкина ………………………………………………………………..
Концепт «война» в произведениях В. Овечкина
О.И. Гамали, О.Б. Каневская ………………………………………………...
Расширение границ использования научно-технических
терминов в русской фантастике начала ХХ века
Е.А. Жиндеева ………………………………………………………………….
Картина мира как часть авторской стратегии Б. Акунина
Д.Н. Дудоладов ………………………………………………………………...
Исторические события и личности в романе Б. Акунина
«Турецкий гамбит»: от описания к идентификации
Л.В. Чалова …………………………………………………………………….
Смысловые трансформации при переводе аллюзии
и каламбура
Л.С. Николаева ………………………………………………………………...
Роль цветообозначений в создании художественного образа
в произведениях Джеральда Даррелла
6
259
266
272
279
288
298
307
313
318
325
238
246
252
Стр.8
Г.В. Соболева …………………………………………………………………..
Лексика экономической семантики в повести
Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
И СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Г.В Михеева ……………………………………………………………………
Мир северной деревни в поэме О. Фокиной «Малина твоя»
(материалы к изучению поэмы в школе)
И.Ф. Полякова …………………………………………………………………
Школьное ломоносововедение в начальных классах
О.В. Суханова …………………………………………………………………..
Опыт моделирования событийного концепта
(на материале диалогической ситуации)
А.Р. Попова …………………………………………………………………….
Отображение реалий компьютерных игр
посредством семантической деривации
Н.С. Морозова ………………………………………………………………….
Методический потенциал риторико-педагогического турнира
в профессиональной подготовке студентов-бакалавров
Е.С. Синенко …………………………………………………………………...
Имя собственное на занятиях по русскому языку и культуре речи
Н.С. Ситникова ………………………………………………………………..
О взаимодействии инноваций и традиций
в теории обучения иностранным языкам
А.Е. Фалилеев, Е.В. Тиханкина ……………………………………………...
Обучение английскому языку посредством приложений
на смартфонах в средней общеобразовательной школе
Е.В. Костина …………………………………………………………………..
Изучение грамматики английского языка
с использованием стихотворного материала
А.Е. Фалилеев, К.М. Яушева …………………………………………………
Технология веб-квест при обучении иностранному языку
в средней общеобразовательной школе
340
348
354
360
369
376
380
385
390
397
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ………………………………………………….. 402
333
7
Стр.9