Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Психологический журнал (ИОН)

Психологический журнал (ИОН) №4 2019 (1000,00 руб.)

0   0
Страниц124
ID676111
Психологический журнал (ИОН) .— 2019 .— №4 .— 124 с. — URL: https://rucont.ru/efd/676111 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психологический_журнал_(ИОН)_№4_2019.pdf
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2019, том 40, № 4, с. 5–14 К 40-ЛЕТИЮ “ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА” УДК 159.99 ИССЛЕДОВАНИя ПСИХОЛОГИИ ИНТЕРНЕТА В “ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ”: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ © 2019 г. Г. А. Виленская ФГБУН Институт психологии РАН; 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, Россия. Кандидат психологически наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях. e-mail: vga2001@mail.ru Поступила 21.01.2019 Аннотация. Анализируются публикации “Психологического журнала”, посвященные теме психологии и интернета. Установлено, что большая часть работ посвящена теме интернет-зависимости у детей и подростков, несколько меньше — психологическим особенностям пользователей интернета, перспективам использования интернета для психологии (онлайн-диагностика, онлайн-исследования, групповое взаимодействие в интернете, интернет как среда для личностного развития, возможные новые психологические феномены в интернете). Делается вывод о том, что данная проблематика имеет большие, пока мало реализованные исследовательские перспективы и требует дальнейшего развития на страницах “Психологического журнала”. Ключевые слова: интернет, интернет-зависимость, психологические особенности пользователей инитернета, киберпсихология, психология компьютеризации, проблемы онлайн-исследований, личность интернет, компьютерные игры. dOI: 10.31857/S020595920005330-9 Статья посвящена обзору работ по психологии интернета, опубликованных в “Психологическом журнале” за время его существования. Отдельные публикации по этой теме появлялись еще до открытия соответствующей рубрики. Всего было оипубликовано 18 статей по психологии интернета смежным темам. Большая их часть посвящена психологическим особенностям людей, тесно взаимодействующих с интернетом, и психологическим особенностям самой интернет-среды. Большое внимание уделяется интернет-зависимости: ее диагностике, психологическим последствиям. В несколько меньшем количестве статей авторы теоретически осмысливают феномен интернета с точки зрения психологии и того нового, что приносит сеть в жизнь. Рубрика “Психология и Интернет” была открыта в “Психологическом журнале” в № 2 за 2000 год. Согласно анонсу рубрики, она предполагала широский диапазон тем: от построения социотехничепросы, заявленные в в психологических исследованиях и др. Многие во- анонсе, еще ожидают своих исследователей. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ Открывалась рубрика двумя статьями: В. Г. Ромека и Д. К. Сатина “Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в сети Интернет” [12] и А. Е. Жичкиной “О возможностях психологических исследований в сети Интернет” [8]. Обе статьи близки по тематике и рассматривают вопрос о проведении исследований в интернете: возможности и ограничения онлайн-тестирования, соотношение результатов, полученных при онлайн-опросе и при традиционном варианте предъявления методик, особенности выборки при онлайн-исследованиях. бенностей интернет-сообществ, включая возможких систем до социально-психологических осо-ности интернета для развития науки, использование новейших технологических достижений 5 тернета при формировании выборки иВ обеих статьях отмечаются преимущества ин- проведении опроса: экономия ресурсов для психолога, возможность в короткие сроки набирать большие
Стр.1
6 ВИЛЕНСКАЯ выборки с заданными параметрами, равномерно распределенные по огромной территории, возможность исследовать труднодоступные в обычных условиях группы, в том числе маргинальные, легкость изменения инструментария на этапе разработки и апробации, большая экологическая валидность, снижение влияния экспериментатора, возможность индивидуальной обратной связи для респондента, снижение фактора социальной желательности, большая откровенность респондентов, возможность программного контроля над выполнением методик, что решает проблему неполных, не соответствующих формату ответов. отАвторы обеих статей выделяют и ограничения: контролирующего ход тестирования исутствие рядом с респондентом психолога, дающего интерпретацию; отвлечение; экспериментирование респондентов со стратегиями ответов на вопросы; формации о к анонимность пользователя, что может приводить случайным ответам на вопросы; искажение ин- себе, неоднократное прохождение методик одним и тем же респондентом [8; 12]. К негативным факторам, действующим при тестировании в интернете, относится также влияние особенностей пользовательской аппаратно-программной базы на восприятие стимульного материала. Особенно это важно при исследованиях, где существенную роль играет именно форма предъявления материала (цвет, яркость, время и т. д.) [8]. Статья Ромека и Сатина представляет собой экспериментальное сравнение результатов методик, проведенных онлайн, с нормами традиционных с бланковых опросов. Исследовался тест увереннова. Вти в себе Г. Айзенка EPI в адаптации А. Г. Шмеле- онлайн-версии сохранилась факторная струкшкал и зтура, подтвердилась надежность, однако средниеначения по некоторым шкалам, а для некоторых дисперсия значимо различались. Это значит, что нужно с осторожностью использовать имеющиеся нормы применительно к онлайн-исследопваниям. В качестве источника различий авторы ипондентов при бланковом иредполагают различающуюся мотивацию у рес- сетевом тестировании возможное смещение выборки (например, люди, с испытывающие недостаточную уверенность в себе, большей вероятностью заинтересуются тестом уверенности в себе, чем люди уверенные). Статья А. В. Жичкиной ― обзорная и содержит краткий анализ методических проблем, возникающих при проведении психологических исследований через интернет. Отмечая указанные выше специфические сложности при исследованиях в инстернете, автор предлагает способы борьбы с ними: опоставление результатов интернет-тестирования способом, идентификация с исследованиями, проведенными традиционным IP-адреса компьютера или использование пароля (для предотвращения повторного тестирования), размещение методик о на различных сайтах для максимального разноность прибразия аудитории, максимальная полнота и яссоставлении инструкций (заметим, что последнее весьма полезно и при традиционном способе проведения исследования). Говоря о возможном смещении выборки, которое отмечалось и авторами предыдущей статьи, А. В. Жичкина приводит обобщенные характерисВтики интернет-пользователей на тот момент. конце XX в. пользователями российского интерднета были преимущественно люди в возрасте от 16 конченным высшим образованием, соо 34 лет, в основном мужчины, с высшим и нео- средним или выше среднего уровнем дохода, жители больших городов. В выборке практически не были представлены представители “рабочих” профессий, безработные и пенсионеры. нет-исследованияЕще одним существенным ограничением интердобровольцы, что может сделать ее нерепрезентативной относительно генеральной совокупности. Привлечение участников возможно через обещание вознаграждения или дополнительной обратной связи. является то, что в них участвуют нет-исследований иВ обеих статьях отмечается быстрый рост интер- прогнозируется их широкое распространение. Прогноз этот отчасти оправдался, хотя представляется, что в психологии все же достаточно сложно “компьютеризировать” многие исследовательские процедуры, так как они не сводятся к опросу. Однако тема методических особенностей интернет-исследований не получила широкого освещелния в дальнейших публикациях, хотя были и пубонлайн-исследованияикации на основе первого психосемантического онлайн-диагностики [1; 7; 11]. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА Исторически одной из первых проблем, привлекших внимание исследователей, были именно психологические особенности пользователей интернета и психологическая специфика интернетисреды в широком смысле (сюда же можно отнести ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 2019 том 40 № 4 [6], и разработка методик для специфику онлайн-тестирования). Открывающей эту проблематику, несмотря на отсутствие тогда еще понятия “интернет”, можно считать статью
Стр.2
ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ИНТЕРНЕТА В “ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ”... в ситуационные факторы принятия решений иТ. В. Корниловой и Т. В. Чудиной “Личностные с условиях диалога с ЭВМ” [9], где взаимодействие ЭВМ моделировало ситуацию принятия решения при многоэтапных иерархических выборах в сложной неопределенной ситуации. В качестве факторов внутренней регуляции были выделены готовность человека к ситуационному риску и специфическая мотивация. Почти через 10 лет, в 1999 г. в публикациях “Психологического журнала” вновь возникает тема с взаимодействия человека и компьютера, на этот раз точки зрения психологического значения компьютерных игр. Если в работе С. А. Шапкина [18] в речь идет об играх на компьютере, не включенном единую информационную сеть, т.е. по сути, о человеке, взаимодействующем с единичным машинным “интеллектом”, то в статье А. Е. Войскунского [2], опубликованной в том же году, игровая деяительность рассматривается именно в сетевой среде 7 которые она предоставляет. Он указывает, наприимер, что принципы организации взаимодействия и общения в сетевых играх распространяются видеообщения в реальном времени, общий дона вполне серьезную деятельность: бизнес, научиную работу. И если в 1999 г. организация аудиоступ к удаленным базам данных и т. п. были либо редкостью, либо фантастикой, то спустя 20 лет все это стало привычной и необходимой частью нашей жизни ― и личной, и профессиональной. специфическиеВ литературном обзоре Войскунский описывает достаточно безопасная и в сетевых компьютерных играх. Это, во-первых, феномены взаимодействия людей потому привлекательная на первый план выходят особенности общения человека с человеком, опосредованного компьютерной средой. Именно темы компьютерных игр и компьютерной зависимости, которые звучат в этих публикациях, наиболее часто будут попадать в фокус внимания авторов “Психологического журнала” в публикациях рубрики “Психология и Интернет” и других рубрик, в которых иногда оказывались статьи соответствующей тематики. наВ публикациях 1999 г. вопросы воздействия человека компьютерных игр и интернет-среды решаются в позитивном ключе. В статье С. А. Шапкина отмечается, что игровая зависимость возникает редко, игроки в компьютерные игры лучше адаптируются в компании сверстников, более сообразительны и целеустремленны, имеют более адекватную самооценку. Автор говорит о пользе компьютерных игр, выделяя среди них “игры-диагносты”, “игры-тренажеры”, обучающие игры и т. п. А. Е. Войскунский [2] более осторожен, отмечая и в целом наличие компьютерной зависимости компьютерофобии, технострессов, указывая, что компьютерные ролевые игры (речь идет именно об этом классе игр) могут рассматриваться как вариант бегства от реальности, что яркие игровые ситуации могут стать привлекательнее рутинной повседневности, вызывая зависимость, что игровая реальность может смешиваться или даже замещать объективную действительность, вызывая у игроков дезориентацию и дезадаптацию. Однако в своем анализе поведения людей в виртуальном пространстве Войскунский концентрируется в большей степени на специфике этой среды и тех возможностях, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 2019 том 40 № 4 среда для общения: игроки эмоционально раскрепощены, доброжелательны и имеют общие интересы. Во-вторых, анонимность игрока позволяет экспериментировать с различными идентичностями, пробовать новые роли, схемы поведения, в конечном счете больше узнавая о себе. Это дает возможность автору рассматривать интернет-игры как аналог психологического тренинга, обеспечивающего возможность личностного роста в безопасной поддерживающей социальной среде. Специфическими ограничениями интернетсреды, по мнению Войскунского, являются расисогласование между воображаемым и реальным ми шагами). в недостаток предметности (последнее, впрочем, настоящее время преодолевается семимильнысы иВ заключение автор ставит нерешенные вопропризывает психологию к их изучению: лидерство и групповая динамика в сетевых играх, степень близости виртуального персонажа к реальной личности игрока, степень соотношения игры и резальности, изменение Я-концепции, концептуалиществование вация игроками виртуального пространства, сосусознании реальностей с различным онтологическим статусом. сфокусированоЕсли в статье Войскунского внимание было на процессах взаимодействия 2 пользователей интернета, то в статье Н. В. Чудовой гическим особенностям интернет-пользователей.002 г. [17] основное внимание уделено психолоЭто исследование оказывается преемственным по отношению к предыдущей статье в смысле расна осмотрения интернета как культурного феномена,казывающего глубокое и системное воздействие А. личность пользователя. Развивая поднятую и Е. Войскунским тему “игр с идентичностью” интенсификации личностного общения в интернете, автор выделяет некоторые психологические особенности интернет-культуры: возможность персонификации среды, потенциал как для свободы
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.