Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Мифоязыческая картина мира чувашского народа (290,00 руб.)

0   0
Первый авторМатвеев Геннадий Матвеевич
ИздательствоИзд-во Чуваш. ун-та
Страниц252
ID675610
АннотацияРассматриваются вопросы мифоязыческой картины мира в мировоззрении и образе жизни чувашей, мифоязыческая картина строения мира, влияние мифоязыческой картины мира на образ жизни этноса, система культов и обрядов, магия в системе картины мира.
ISBN978-5-7677-0755-3
УДК1/14; 27
ББК87.3(2РОС.Чув)-01; 86.319.2(235)[Чув]
Матвеев, Г. М. Мифоязыческая картина мира чувашского народа / Г. М. Матвеев .— Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2004 .— 252 с. — ISBN 978-5-7677-0755-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/675610 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мифоязыческая_картина_мира_чувашского_народа.pdf
ББК 700 я 73 М 3 3 Рецензенты: д-р филос. наук, профессор Р.В. Михайлова (Чувашская сельскохозяйственная академия) д-р филол. наук, профессор Н.И. Егоров (Чувашский государственный институт гуманитарных наук) Матвеев Г.М. М-33 Мифоязыческая картина мира чувашского народа. Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2004. 248 с. ISBN 5-7677-0755-3 Рассматриваются вопросы мифоязыческой картины мира в мировоззрении и образе жизни чувашей, мифоязыческая картина строения мира, влияние мифоязыческой картины мира на образ жизни этноса, система культов и обрядов, магия в системе картины мира. Для студентов, аспирантов, а также молодых преподавателей гуманитарных факультетов, читающих спецкурсы по философии, культурологии и концепции современного естествознания. Научный редактор: профессор Э.З.Феизов Утверждено Редакционно-издательским советом университета Государственна др?;ав 'С-ч-Чувашской FVeityC• ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЗК'-tf'f/:.. д> уь^^ х я-^ м ISBN 5-7677-0755-3 № ^З о ~ ББ К 700я7 3 © Г.М.Матвеев, 2004
Стр.4
Оглавление Предисловие Введение Глава I. Теоретические аспекты исследования мифоязыческой картины мира 1.1. Общие черты картины мира 1.2. Миф - как исторически первый тип картины мира 1.3. Своеобразие языческих верований чувашей Глава II. Мифологическая картина строения мира 2.1. Мифологическая модель мира 2.2. От космического хаоса к упорядоченному миру. 2.3. Роль демиургов в превращении хаоса в организованный космос Глава III. Влияние мифоязыческой картины мира на образ жизни этноса 3.1. Традиции, обряды и образ жизни в системе картины мира 3.2. Социально-психологический и мифоязыческий аспекты регулирования образа жизни людей 3.3. Мифы, языческие верования и календарные обряды в жизнедеятельности чувашского народа Глава IV. Система культов и обрядов в мировоззрении и образе жизни чувашей 4.1. Боги, духи и небесные светила в мифоязыческом представлении 4.2. Культ Киреметя и Йёрёх 4.3. Культ предков, погребальные обряды и поминки Глава V. Магия в системе картины мира 5.2. Субъекты магических обрядов 5.1. Общие черты магии 5.3. Магические обряды, колдуны и знахари в образе жизни чувашского народа Заключение Цитируемая литература 4 6 14 14 28 38 51 51 62 70 78 78 95 108 132 132 149 165 180 180 194 207 232 235
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ Большой интерес представляет монография Г.М.Матвеева «Мифоязыческая картина мира чувашского народа», в которой рассматриваются проблемы менталитета моего народа, истоки этого феномена. Меня всегда интересовал менталитет чувашского народа, его истоки, прошлое и настоящее этого явления, положительные и отрицательные черты психологии, духовного склада и образа жизни чувашей. В моем понимании «менталитет» - это духовные основы народной жизни, основные черты характера народа, особенности его души и быта, отношение к религии как главному средству очищения его души. Каковы же главные идеи и положения, которые нашли свое отражение в работе Г.М.Матвеева? Автор пишет, что исторически первым типом мировоззрения и менталитета у всех народов мира были мифы и языческие верования. Миф - это не первоначальная форма знаний, а особый вид миропонимания, специфически образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифах и старой чувашской вере мы находим зачатки не только нравственного сознания и всех видов современного искусства, но также элементы философского размышления о смысле жизни, сущности мироздания. К осознанию смысла жизни и сути миропонимания разные народы пришли по-разному. В своей работе Г.М.Матвеев особо отмечает, что каждый народ имеет свою, присущую только ему, культуру и историю, имеет великое желание определить свое место в потоке исторических событий, но для этого необходимо формирование в его мировоззрении развитого национального самосознания и менталитета. Культурные, исторические события обычно осознаются людьми не просто как часть своего прошлого, одновременно у людей возникает субъективное ощущение преемственности, которое проявляется в традициях и обрядах и связанных с ними мифах и религиозных верованиях. Осознанное отношение к историческим событиям, духовным ценностям и сами чувства народа - все это проявление национального самосознания и менталитета этноса. В настоящее время у многих народов, проживающих в России, повышается интерес к прошлому, что явно связано с ростом национального самосознания. Это стремление объясняется желанием
Стр.6
познать свое историческое прошлое. В недалеком прошлом подобное желание осуждалось и квалифицировалось как национализм. Изучение места и роли мифов, религиозных верований дает возможность понять соотношение исторического и национального самосознания народа. Каждый народ имеет свои истоки бытия. Чуваши в далеком прошлом, как и все народы мира, выработали свое особое видение мира, которое мы называем мифами и языческими верованиями. Мифоязыческое миропонимание этноса проходит через призму его национального переживания, так как чувства, вкусы, запросы и идеалы почерпнуты из глубины души народа, его характера, образа жизни. Автор пишет, что мифы, традиции и обряды раскрывают культуру народа, его психологию, менталитет. Они, будучи феноменом культуры, во все времена выступали как связующая нить, обеспечивали преемственность поколений. Наши предки всю информацию о мире, растениях, животных, а также знания и навыки в практической, повседневной жизни получали и хранили только лишь в традициях и обрядах. В современных условиях российской действительности идет процесс осмысления и обновления прошлого и настоящего во всех сферах жизни общества, который коснулся и духовно-нравственной сферы, жизни чувашского народа. Духовное обновление немыслимо без усвоения непреходящих общечеловеческих ценностей. Оно требует возвращения исторической памяти и восстановления забытых традиций и обрядов. Поэтому весьма актуально изучение духовно-нравственной культуры многих поколений. В мифах, в языческом веровании, традициях и обычаях чувашского народа заложены основы его жизненной философии. Языческая религия и менталитет явились основой и составной частью миропонимания чувашского народа. Они сыграли положительную роль в исторической судьбе чувашского народа, регламентируя жизнь и быт наших предков, сохраняя и сплачивая чувашский этнос, поддерживая добрые нравственные устои, милосердие и порядочность. В языческой религии чуваши находили утешение, веру и надежду. действительный Российской академии JI.II. Кураков, член образования
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.