Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методические указания по проведению практик для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, программа "Экономика социально-трудовой сферы" (110,00 руб.)

0   0
АвторыФедченко Анна Александровна
ИздательствоВоронеж
Страниц34
ID673175
АннотацияМетодические указания подготовлены на кафедре экономики труда и основ управления экономического факультета ВГУ, содержат требования к организации и проведению практик, программы практик, типовые задания, требования к отчетам и критерии оценивания результатов прохождения практик
Методические указания по проведению практик для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, программа "Экономика социально-трудовой сферы" / А.А. Федченко .— : Воронеж, 2017 .— 34 с. — 34 с. — URL: https://rucont.ru/efd/673175 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методические_указания_по_проведению_практик_для_обучающихся_в_магистратуре_по_направлению_подготовки_38.04.01_Экономика,_программа_Экономика_социально-трудовой_сферы.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ФГБОУ ВО "ВГУ") ФЕДЧЕНКО А.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению практик для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, программа «Экономика социально-трудовой сферы» Воронеж 2017
Стр.1
Содержание 1. Нормативные документы ................................................................................. 4 2. Общие положения ............................................................................................. 4 2.1 Виды практик, типы и способы проведения ............................................ 4 2.2. Общие требования к организации практик .............................................. 5 3. Программы практик .......................................................................................... 8 3.1. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности .......................... 8 3.2. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности .............................................. 9 3.3. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности ........................................... 11 3.4. Научно-исследовательская работа .......................................................... 13 3.5. Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности .............................................................. 15 3.6. Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности ............................................................. 18 3.7. Производственная преддипломная практика ........................................ 21 4. Список учебных пособий и методических рекомендаций ......................... 23 Приложения ........................................................................................................... 24 3
Стр.3
профессиональной подготовки по направлению 38.04.01 «Экономика», программы «Экономика социально-трудовой сферы». Она направлена на развитие навыков поиска, анализа и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений. Базами учебной практики в зависимости от темы магистерской диссертации могут быть производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм, организации финансово-банковской сферы, научноисследовательские учреждения, государственные учреждения и структуры. Практика может проводиться на кафедрах экономического или других факультетов и в лабораториях Университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Прохождение практики осуществляется на основании договора о прохождении практики, заключенным между Университетом и базой практики. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности выполняет функции профессиональной подготовки в части развития компетенций, связанных с педагогической деятельностью: способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение дисциплин экономического профиля, а также применять современные методы и методики в процессе их преподавания. Для развития компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, педагогическая практика предполагает разработку учебно-методических материалов. Базами практики могут быть общеобразовательные учебные заведения, а также учебные учреждения высшего профессионального образования, в которых ведется преподавание экономических дисциплин, связанных со специализацией магистерской программы, в рамках которой осуществляется обучение в магистратуре. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности может проводиться на кафедрах экономического или других факультетов Университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Производственная практика Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности выполняет функции профессиональной подготовки в части развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся, связанных с педагогической деятельностью. Для развития компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, практика предполагает проведение учебных занятий, разработку учебно-методического материала, составление индивидуального отчета, участие в дискуссиях, предусмотренных программой практики. Базами практики могут быть профессиональные образовательные заведения, как основного, так и дополнительного образования, в которых ведется преподавание экономических дисциплин. Практика может проводиться на кафедрах экономического или других факультетов Университета, обладающих необходимым кадровым и научнотехническим потенциалом. Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта аналитической деятельности является обязательным компонентом образовательного процесса подготовки по направлению 38.04.01 «Экономика», программы «Экономика социально-трудовой сферы». Она направлена на развитие навыков поиска, анализа и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений. Базами практики в зависимости от темы магистерской диссертации могут быть производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм, организации финансово-банковской сферы, научноисследовательские учреждения, государственные учреждения и структуры. 6
Стр.6
Практика может проводиться как в сторонних организациях, так и на кафедрах экономического или других факультетов и в лабораториях Университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. НИР является обязательным компонентом учебного процесса подготовки по направлению 38.04.01 «Экономика», программы «Экономика социально-трудовой сферы». НИР направлена на закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Она обеспечивает преемственность и последовательность в изучении и систематизации теоретического и практического материала, связанного с объектом исследования диссертационной работы, развитие навыков самостоятельной научной работы. Данная практика выполняет функции профессиональной подготовки в части развития профессиональных компетенций обучающихся. Базами НИР в зависимости от темы магистерской диссертации могут быть производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм, организации финансово-банковской сферы, научноисследовательские учреждения, государственные учреждения и структуры. НИР может проводиться на кафедрах экономического или других факультетов и в лабораториях Университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Преддипломная производственная практика является обязательным компонентом учебного процесса подготовки по направлению «Экономика», программы «Экономика социально-трудовой сферы», относится к завершающему этапу формирования будущего специалиста и направлена на углубление знаний, полученных в процессе обучения в магистратуре, закрепление навыков профессиональной, в том числе научноисследовательской работы, связанной с подготовкой и написанием выпускной квалификационной работы (далее - ВКР). Практика обеспечивает преемственность и взаимосвязь всех видов деятельности, на которые направлен учебный процесс применительно к объекту индивидуального научного исследования, проводившегося в магистратуре, а также развитие навыков самостоятельной научной работы. Базами преддипломной производственной практики в зависимости от темы магистерской диссертации могут быть производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм, организации финансово-банковской сферы, научно-исследовательские учреждения, государственные учреждения и структуры, а также кафедра экономики труда и основ упарвления экономического факультета, ответственная за программу подготовки магистранта. 7
Стр.7
3. Программы практик 3.1. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков научноисследовательской деятельности Цели практики Целью учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности является формирование первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, выявление ее особенностей и знакомство с содержанием основных этапов ее осуществления Задачи практики Задачами учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности являются: - анализ основных этапов научно-исследовательской деятельности; - определение темы и составление программы научного исследования (конкретизируется руководителем программы подготовки магистров); - составление списка литературы и источников по проблеме научного исследования с обязательным включением источников и литературы на иностранном языке (конкретизируется научным руководителем). Время проведения практики Дневное отделение: 1 курс, 1 семестр; заочное отделение: 1 курс, 1 семестр. Содержание практики Общая трудоемкость учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности составляет 1 зачетную единицу (36 часов). Этапы практики. 1 день: Теоретическое групповое занятие на тему «Особенности и этапы научноисследовательской деятельности». Получение индивидуального задания. 2 - 5 день: Сбор и изучение информации, выбор направления научноисследовательской работы, встреча с научным руководителем, составление программы научного исследования, составление списка основных источников и литературы (включая литературу на иностранном языке). В период прохождения практики кафедрой организуется проведение консультаций с руководителями научно-исследовательской работы магистрантов. При организации практики используются следующие образовательные, профессионально-ориентированные и научно-исследовательские технологии: - информационно-коммуникационные технологии (у обучающихся имеется возможность получать консультации руководителя дистанционно посредством электронной почты); - проектировочные технологии (планирование этапов практики и определение методического инструментария для проведения исследования в соответствии с целями и задачами); - развивающие проблемно-ориентированные технологии (постановка и решение проблемных задач, допускающих различные пути их разработки); - личностно ориентированные обучающие технологии (выстраивание для обучающегося индивидуальной образовательной траектории на практике с учетом его 8
Стр.8
научных интересов и профессиональных предпочтений; использование технологий презентации и самопрезентации при представлении обучающимся итогов прохождения практики,); - рефлексивные технологии (позволяющие практиканту осуществлять самоанализ научно-практической работы, осмысление достижений и итогов практики). Результаты освоения, коды формируемых (сформированных) компетенций ОК-3: готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; ПК-1: способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований. Форма промежуточной аттестации (по итогам практики) Зачет. Типовые задания по практике представлены в Приложении А. Критерии оценивания результатов практики Зачет по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности выставляется на основании защиты отчета по практике с учетом следующих критериев и показателей: - представление детальной программы научно-исследовательской работы; - аккуратность и соответствие требованиям, предъявляемым к письменным работам; - правильность библиографического описания литературы; - полнота списка литературы по направлению исследования.. Результаты практики с учетом содержания отчета оцениваются «зачтено» - «не зачтено». «Зачтено» выставляется, если обучающийся определил направление будущей научно-исследовательской работы, представил ее программу, составил список основной литературы и источников по избранной теме, в том числе на иностранном языке (не менее 15 наименований), показал базовый уровень сформированности компетенций. «Не зачтено» выставляется, если отчет магистранта не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных выше пунктов, компетенции сформированы фрагментарно. Порядок представления отчетности по практике Отчет по практике представляется на кафедру научному руководителю магистранта для проверки. Титульный лист отчета представлен в Приложении Б. Руководитель выставляет оценку. 3.2. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности Цель практики Целями учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности являются формирование первичных умений и навыков аналитической деятельности, формирование компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, выработка навыков применения полученных знаний при решении конкретных задач. 9
Стр.9
Задачи практики Задачами учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности являются: - сбор информации о социальных, этнических, конфессиональных и культурных особенностях среды, сложившейся в рамках организации, где проходит практика; - определение источников информации, на основе которых принимаются организационно-управленческие решения в организации, источников информации, необходимой для проведения экономических расчетов; - знакомство с основными направлениями экономической политики и стратегическими целями и планами организации. Время проведения практики Дневное отделение: 1 курс, 2 семестр; заочное отделение: 2 курс, 4 семестр. Содержание практики Общая трудоемкость учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Практика включает: - изучение научной литературы в библиотеках; - сбор, изучение и обработку информации, соответствующей магистерской программе и теме диссертационного исследования, анализ различных данных и материалов, обоснование выводов. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков аналитической деятельности: - информационно-коммуникационные технологии (у обучающихся имеется возможность получать консультации руководителя дистанционно посредством электронной почты); - проектировочные технологии (планирование этапов научно-исследовательской практики и определение методического инструментария для проведения исследования в соответствии с целями и задачами); - развивающие проблемно-ориентированные технологии (постановка и решение проблемных задач, допускающих различные пути их разработки). План прохождения практики 1 неделя: сбор информации об организации, направлениях ее деятельности, особенностях управления, основных экономических показателях, отрасли, макроэкономических факторах, определяющих деятельность. 2 неделя: первичный анализ собранной информации, написание отчета, корректировка индивидуальных задач в соответствии с темой НИР. Результаты освоения, коды формируемых (сформированных) компетенций ОПК-2: готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; ОПК-3: способность принимать организационно-управленческие решения. ПК-8: способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне; ПК-9: способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.