Ю. Я. Макаров
КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
(ПОСТАТЕЙНЫЙ)
Москва
2018
Стр.2
БУДК 366(470+571)(094.4)
БК 67.404(2Рос)
М15
М15
Макаров Ю. Я.
Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите
прав потребителей» (постатейный). — Москва :
Проспект, 2018. — 192 с.
ISBN 978-5-392-26098-0
В данной книге автором на высоком научном уровне дан правовой
анализ и толкование статей Закона «О защите прав потребителей».
Анализ
статей способствует правильному пониманию и применению
закона в судебной практике при рассмотрении дел о защите
прав потребителей не только судьями, прокурорами и адвокатами.
Книга будет интересна и полезна специалистам в области
предпринимательства, гражданам, интересующимся вопросами
права, а также преподавателям, студентам и аспирантам.
Особое внимание автор уделяет правам потребителей.
В книге представлены исковые заявления, образцы договоров
и претензий, а также нормативные правовые акты.
Законодательство приведено по состоянию 1 октября 2017 г.
УДК 366(470+571)(094.4)
ББК 67.404(2Рос)
Учебное издание
Макаров Юрий Яковлевич
«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
(ПОСТАТЕЙНЫЙ)
КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печать офсетная. Печ. л. 6,0. Тираж 1000 экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Подписано в печать 10.09.2017. Формат 70×100 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-26098-0
© Макаров Ю. Я., 2017
© ООО «Проспект», 2017
/32
.
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты
прав потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Статья 2. Международные договоры Российской Федерации . . . . . . . . . 9
Статья 3. Право потребителей на просвещение
в области защиты прав потребителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Статья 4. Качество товара (работы, услуги) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя,
продавца) в области установления срока службы, срока
годности товара (работы), а также гарантийного срока
на товар (работу) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность
ремонта и технического обслуживания товара. . . . . . . . . . . . . 16
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара
(работы, услуги) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе
(исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) . . . . . 20
Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце). . . . . 21
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах) . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя). . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца)
Статья 13. за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) . . . 26
Ответственность изготовителя (исполнителя,
продавца, уполномоченной организации
или уполномоченного индивидуального
предпринимателя, импортера) за нарушение
Статья 14. прав потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Статья 16. Компенсация морального вреда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Недействительность условий договора,
Статья 16.1. ущемляющих права потребителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Судебная защита прав потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Имущественная ответственность за вред,
причиненный вследствие недостатков товара
Статья 15. (работы, услуги) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Формы и порядок оплаты при продаже товаров
Статья 17. (выполнении работ, оказании услуг) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Стр.190
190
Содержание
Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям . . . . . 41
Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков . . . 41
Статья 19. Сроки предъявления потребителем
Статья 20. требований в отношении недостатков товара. . . . . . . . . . . . . 46
Замена товара ненадлежащего качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Устранение недостатков товара изготовителем
(продавцом, уполномоченной организацией или
уполномоченным индивидуальным предпринимателем,
Статья 21. импортером) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя . . . 53
Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя,
уполномоченной организации или уполномоченного
индивидуального предпринимателя, импортера)
Статья 23.1. за просрочку выполнения требований потребителя . . . . . . . . 55
Последствия нарушения продавцом срока передачи
предварительно оплаченного товара потребителю. . . . . . . . . 57
Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения
Статья 25. им товара ненадлежащего качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Право потребителя на обмен товара надлежащего
Статья 26. качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Правила продажи отдельных видов товаров . . . . . . . . . . . . . 66
Статья 26.1. Утратила силу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Статья 26.2. Дистанционный способ продажи товара . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) . . .69
Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг) . . . . . . . . . . . . . . . 69
Статья 28. Последствия нарушения исполнителем
Статья 29. сроков выполнения работ (оказания услуг). . . . . . . . . . . . . . . 70
Сроки устранения недостатков выполненной работы
Статья 31. (оказанной услуги). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Сроки удовлетворения отдельных требований
Статья 32. потребителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Права потребителя при обнаружении недостатков
Статья 30. выполненной работы (оказанной услуги) . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Право потребителя на отказ от исполнения договора
Статья 33. о выполнении работ (оказании услуг) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Статья 34. Смета на выполнение работы (оказание услуги) . . . . . . . . . . 79
Статья 35. Выполнение работы из материала исполнителя. . . . . . . . . . . 81
Статья 36. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя. . . 82
Обязанность исполнителя информировать потребителя
об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество
выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь
Статья 37. за собой невозможность ее завершения в срок . . . . . . . . . . . . . 83
Порядок и формы оплаты выполненной работы
Статья 38. (оказанной услуги). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Статья 39. Утратила силу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
Статья 39.1. Регулирование оказания отдельных видов услуг . . . . . . . . . . 85
Правила оказания отдельных видов услуг,
выполнения отдельных видов работ потребителям . . . . . . . . . 86
Стр.191
Содержание
191
Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей . . . . . . 87
Статья 40. Федеральный государственный надзор в области
Статья 41. защиты прав потребителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца,
уполномоченной организации или уполномоченного
индивидуального предпринимателя, импортера)
по предоставлению информации органу
Статья 42. государственного надзора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Статья 42.1. Утратила силу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Полномочия высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Статья 42.2. Федерации в области защиты прав потребителей . . . . . . . . . . 92
Передача осуществления полномочий органа
государственного надзора органам исполнительной
Статья 43. власти субъектов Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Ответственность за нарушение прав потребителей,
установленных законами и иными нормативными
Статья 44. правовыми актами Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . 94
Осуществление защиты прав потребителей органами
Статья 45. местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Права общественных объединений потребителей
Статья 46. (их ассоциаций, союзов). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
Исковые заявления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Исковое заявление (о защите прав потребителей и взыскании
денежных средств) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Исковое заявление (о возложении на ответчика обязанности
по перерасчету платы за оказанную услугу и компенсации
морального вреда). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Исковое заявление (о расторжении договора купли-продажи,
взыскании убытков, неустойки и компенсации морального вреда) . . . . . . 113
Исковое заявление (о возмещении убытков, связанных
с неправомерным увеличением платы и предоставлением
недостоверной информации о цене услуг по содержанию общего
имущества жилого многоквартирного дома). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Исковое заявление (о прекращении начислений по оплате
электроэнергии мест общего пользования, взыскании излишне
уплаченных денежных средств и компенсации морального вреда). . . . . . . 123
Договоры между потребителем и изготовителем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Соглашение между потребителем и продавцом (изготовителем)
об определении срока для устранения недостатков товара. . . . . . . . . . . . . . 128
Договор подряда на выполнение работ (с физическим лицом;
с подробными положениями о конфиденциальности договора). . . . . . . . . 131
Договор купли-продажи товара (между физическими лицами;
с условием о гарантии качества товара) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Защита прав и законных интересов неопределенного
круга потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Стр.192
192
Содержание
Договор купли-продажи товара (с условием о предоставлении
банковской гарантии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Договор купли-продажи товара дистанционным способом . . . . . . . . . . . . . 146
Договор купли-продажи товара, на который установлен
срок годности до определенной даты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Договор купли-продажи товара (с условием о рассрочке) . . . . . . . . . . . . . . 157
Образцы претензий потребителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Претензия (возврат товара при обнаружении недостатков после
истечения (отсутствия) гарантийного срока, кроме товаров,
входящих в утвержденный Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13.05.1997 № 575 «Перечень технически
сложных товаров, в отношении которых требования потребителя
об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения
в товарах существенных недостатков»). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Претензия (о предоставлении ненадлежащей информации
о работах (услугах)). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Претензия (о нарушении сроков и (или) о недостатках
в оказанной услуге) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Претензия (на ненадлежащую информацию в кредитном договоре) . . . . . 170
Претензия (о нарушении сроков выполненной работы
(оказанной услуги)) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Претензия (услуги телефонной связи, некачественное оказание услуг) . . . . 175
Претензия (при приобретении товара ненадлежащего качества
дистанционным способом). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Нормативные правовые акты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения) . . . . . . . . . . . . . . 180
Стр.193