Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Информационные ресурсы Интернета в издательском деле (220,00 руб.)

0   0
АвторыВоевудская Оксана Михайловна
ИздательствоВоронеж
Страниц149
ID670078
АннотацияПредлагаемое учебное пособие знакомит студентов с ресурсными возможностями Интернета для их эффективного использования в учебно-образовательной, научно-исследовательской работе и профессиональной деятельности.
Кому рекомендовано Рекомендуется для магистрантов 2 курса по направлению подготовки 42.04.03 «Издательское дело»
Информационные ресурсы Интернета в издательском деле / О.М. Воевудская .— : Воронеж, 2017 .— 149 с. — 148 с. — URL: https://rucont.ru/efd/670078 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Информационные_ресурсы_Интернета_в_издательском_деле_.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» Филологический факультет Кафедра издательского дела О.М. Воевудская ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ Учебное пособие для вузов Воронеж 2017
Стр.1
3 Содержание Предисловие ........................................................................................................... 6 Тема 1. Электронные информационные ресурсы в Интернете ................... 7 1.1. Информационные ресурсы: общие понятия ................................................. 7 1.2. Интернет как источник получения информации: история возникновения ......................................................................................................... 9 1.3. Категории электронных информационных ресурсов ................................ 10 1.4. Информационные ресурсы в Рунете ........................................................... 14 Тема 2. Поиск информации в Интернете. Информационно-поисковые системы и справочники ..................................................................................... 18 2.1. Инструменты поиска информации в Интернете ........................................ 18 2.2. Обзор некоторых всемирных справочников и поисковых систем. ......... 20 2.3. Российские информационно-поисковые системы и справочники ........... 22 2.4. Методика эффективного информационного поиска ................................. 22 Тема 3. Ресурсы электронных библиотек ...................................................... 24 3.1. Электронные библиотеки: история появления .......................................... 24 3.2. Особенности бесплатных электронных библиотек ................................... 25 3.3. Российские бесплатные электронные библиотеки: обзор ........................ 27 3.4. Зарубежные бесплатные электронные библиотеки ................................... 32 Тема 4. Полнотекстовые базы данных в Интернете .................................... 35 4.1. Причины появления коммерческих баз данных ........................................ 35 4.2. Особенности коммерческих полнотекстовых баз данных........................ 36 4.3. Обзор зарубежных коммерческих полнотекстовых баз данных .............. 37 4.4. Обзор отечественных коммерческих полнотекстовых баз данных ......... 39 4.5. Отечественные и зарубежные полнотекстовые базы данных в свободном доступе ............................................................................................. 40 Тема 5. Электронные энциклопедии и биографические справочники .... 43 5.1. Особенности электронных справочных ресурсов Интернета .................. 43 5.2. Обзор наиболее популярных отечественных и зарубежных электронных энциклопедий ................................................................................. 43 5.3. Биографические справочники в Интернете ................................................ 48 Тема 6. Библиографические ресурсы Интернета ......................................... 52 6.1. Библиографические ресурсы: общее понятие, виды ................................. 52 6.2. Особенности электронных каталогов библиотек ...................................... 52
Стр.3
6 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое учебное пособие «Информационные ресурсы Интернета в издательском деле» предназначено для студентов-магистрантов 2 курса филологического факультета, обучающихся по направлению подготовки 42.04.03 «Издательское дело». Его цель – ознакомить студентов с ресурсными возможностями Интернета для их эффективного использования в учебно-образовательной, научно-исследовательской работе и профессиональной деятельности. Поставленная цель достигается решением нескольких задач:  ознакомить студентов с видами информационных ресурсов;  изучить методику их эффективного поиска в Сети;  научить студента пользоваться как отечественными, так и зарубежными электронными информационными ресурсами и программными продуктами, а именно: информационно-поисковыми системами и справочниками, электронными библиотеками и полнотекстовыми базами данных, электронными энциклопедиями и словарями, каталогами и библиографическими базами данных, лингвистическими корпусами и терминологическими банками данных, системами машинного перевода и возможностями специализированных образовательных порталов;  выработать практические навыки обращения к Интернет-ресурсам по другим гуманитарным дисциплинам;  использовать полученные знания и навыки при подготовке и написании магистерской диссертации, а также в дальнейшей профессиональной деятельности. Пособие включает конспекты лекций, вопросы и упражнения на закрепление пройденного материала, а также список литературы, которая может быть полезна студентам при подготовке к зачету по данному курсу. Учебный материал в пособии представлен таким образом, чтобы способствовать получению студентами необходимых профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 42.04.03 «Издательское дело». Особое внимание было направлено на активизацию мыслительной деятельности студентов, на сознательное и самостоятельное добывание ими знаний.
Стр.6
7 ТЕМА 1. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ 1.1. Информационные ресурсы: общие понятия. 1.2. Интернет как источник информации: история возникновения. 1.3. Категории электронных информационных ресурсов. 1.4. Информационные ресурсы в Рунете. 1.1. Информационные ресурсы: общие понятия Ресурсы – это имеющиеся в наличии запасы и средства, которые могут быть использованы при необходимости. Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Они включают книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательскую и опытноконструкторскую документацию, технические переводы и др. В настоящее время учёные и практики относят информационные ресурсы к важным стратегическим ресурсам, от которых зависит развитие экономики, науки, образования, культуры и т.д. Первые попытки дать определение информационным ресурсам были сделаны в 90-е годы XX в., когда оформился так называемый «ресурсный подход» к изучению информации. В наше время термин «информационный ресурс» является общеупотребительным. Используется узкий и широкий подход к пониманию информационных ресурсов: – в узком понимании имеются в виду только сетевые информационные ресурсы, доступные через компьютерные средства связи, – в широком – любая зафиксированная на традиционных или электронных носителях информация, пригодная для сохранения и распространения. Применение современных информационных технологий позволило человечеству начать перевод накопленной им информации в электронную форму и создание новых видов информационных ресурсов – электронных информационных ресурсов и документов (далее – ЭИР), без использования которых не мыслимо становление современного информационного общества. По роду содержащейся в них информации ЭИР можно подразделить на следующие типы: – научно-технические, – социально-экономические, – правовые, – культурные, – образовательные, – развлекательные, – новостные, – рекламные и т.д.
Стр.7
8 По категории доступа ЭИР могут быть: – открытыми (общедоступными), – с ограниченным доступом (которые, в свою очередь, подразделяются на отнесенные к государственной тайне и конфиденциальные). С точки зрения материальных затрат на их использование ЭИР бывают: – бесплатные, – условно бесплатные (безвозмездное или возмездное при определенных условиях использование), – платные. По форме принадлежности определенным субъектам ЭИР делятся на: – государственные, – негосударственные, – информационные ресурсы смешанной формы собственности. Государственными являются ЭИР, созданные на основе бюджетного финансирования. Негосударственными – созданные на собственные средства организаций/предприятий и частных лиц. ЭИР смешанной формы собственности создаются на основе долевого финансирования государственными и негосударственными организациями/частными лицами. ЭИР государственной и смешанной форм собственности призваны обслуживать социально значимые потребности страны в целом. Негосударственные ЭИР в этом отношении представляются состоящими как бы из двух частей: первая обслуживает общественно значимые потребности общества, вторая – используется для обеспечения исключительно внутрифирменной или личной деятельности и общественной значимости не представляет. ЭИР могут быть различных видов: – электронные библиотеки, – электронные журналы и книги, – электронные каталоги, реестры и справочники, – информационно-поисковые системы, – базы данных (фактографические, библиографические, полнотекстовые). На рынке электронной информации выделяются три группы информационных служб, занимающихся информационным обслуживанием пользователей ЭИР: – центры-генераторы (производители) информации, которые специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии (научные и образовательные организации, аналитические центры и другие структуры, в которых, собственно, и формируются новые знания); – центры распределения (поставщики) информации, так называемые вендоры), которые занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами (например, некоммерческая организация
Стр.8
9 «Национальный Электронный Информационный Консорциум» (НЭИКОН) (2002 г.), цель которого – обеспечить доступ российских библиотек, университетов, институтов к научной периодической информации в электронной форме); – информационные агентства, которые, помимо функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, осуществляют и функции обслуживания пользователей (к ним можно отнести всевозможные службы телекоммуникации и передачи данных). 1.2. Интернет как источник получения информации: история возникновения В настоящее время одним из основных источников получения информации является глобальная компьютерная сеть Интернет. Начиналась она как оборонный проект, финансируемый Агентством Перспективных Исследований Министерства Обороны США, целью которого являлась разработка компьютерной сети, призванной обеспечить устойчивое функционирование системы управления страной в условиях ядерной войны. Первые документы, описывающие требования к системе, появились 1964 г., в 1969 г. первые четыре компьютера были объединены в реально действующую сеть. Эта сеть получила название ARPANET. В 1971 г. сеть насчитывала уже 14 компьютеров, а в 1972 г. – 37. Собственно Интернет появился как результат программы Национального Научного Фонда (National Scientific Fund) США. Для проведения научных исследований Фонд организовал по всей стране несколько центров вычислений и оснастил их суперкомпьютерами. Чтобы специалисты, занятые в фундаментальных исследованиях, могли использовать вычислительные мощности этих центров, они были объединены в единую компьютерную сеть. Первоначально планировалось использовать для этих целей ARPANET, но по различным соображениям администрация последней не разрешила подключение американских университетов к оборонной сети. В результате Фонд создал свою собственную сеть – NSFNET. В это время появились первые шесть доменов Интернета: gov, mil, edu, com, org и net. За каждой из этих аббревиатур скрывается своя собственная сеть: gov – сеть правительственных организаций, mil – сеть военных организаций, edu – сеть университетов, com – сеть коммерческих организаций, org – неправительственные и некоммерческие организации, net – сеть организаций, отвечающих за функционирование самой Сети. В настоящее время World Wide Web (Всемирная паутина) является базовым приложением Интернета, обеспечивающим доступ к гигантскому объему информации во всех возможных формах: текст, графика, звук, видео, анимация. В основе Всемирной паутины лежит технология гипертекста. Изобретенный в начале 1990-х годов язык разметки гипертекста – HTML (HyperText Makeup Language) – позволяет легко включать в HTML
Стр.9
10 документы самые разные типы объектов и делать ссылки на другие файлы, вне зависимости от того, где они находятся. Единицей гипертекста является web-страница – минимальный документ, который можно загрузить и прочитать за один раз. Совокупность webстраниц составляет web-сайт. Передача данных в Сети осуществляется благодаря протоколу передачи гипертекста – HTTP (HyperText Transmission Protocol). 1.3. Категории электронных информационных ресурсов Информационные ресурсы в сети Интернет – это массив данных, составленный и отсортированный по некоторому роду информации, который имеет строгую структуру. Доступ к ресурсам имеет каждый, кто подключил свой компьютер к Всемирной паутине. В настоящее время все электронные ресурсы Интернета можно разбить на несколько категорий: 1) рекламные страницы, 2) электронная периодика, 3) серьезные электронные монографии и справочники. Рекламные материалы публикуются в Сети наиболее широко. Обычно реклама размещается на своих собственных серверах. Свои собственные страницы имеют почти все фирмы, так или иначе связанные с компьютерным бизнесом: Microsoft, IBM, Apple, Symantec и т.д. Фирмы сами публикуют о себе различного сорта информацию, начиная от истории создания и отцах-основателях, и заканчивая характеристиками последних изделий фирмы и прайс-листами. Здесь же можно найти доклады представителей фирмы на разного рода конференциях и выставках, а также их интервью различным специализированным изданиям. Все эти материалы богато иллюстрированы графикой и фотографиями. Часто можно даже прослушать приветствия или обращения руководителей фирмы к пользователям Интернета. Качество этих рекламных материалов часто не уступает их печатным аналогам. Отдельное место среди материалов Сети занимают каталоги (или справочники). Если речь идет о коммерческой информации или коммерческих изделиях, то их также можно отнести к рекламе, но кроме коммерческого использования Сети, которое по некоторым оценкам составляет 30-40% от всего набора web-страниц, существует еще и некоммерческое обслуживание пользователей Сети, которое осуществляется или за государственный счет, или за счет энтузиазма отдельных лиц. В каталогах Сети содержится самая разная информация: списки знаменитых киноактеров, оглавления компакт-дисков, списки хит-парадов и многое другое. Все это иллюстрируется фотографиями, записями фрагментов музыкальных композиций и т.д. Периодические издания также нашли свою нишу в Интернете. Первыми из печатных периодических изданий Интернет стали осваивать иллюстрированные журналы. Причин такой активности несколько.
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.