2
Развитие идей творческой деятельности педагогами Германии и России
(конец XIX – начало XX века)
В конце XIX века во всём мире начались масштабные политические, экономические и
социокультурные изменения. Потребность в инновациях обусловила интенсивное развитие
системы просвещения. Период с 70-х гг. XIX по 1914 г. XX в. – период максимальной
интеграции России и Германии во всех сферах общественной жизни (в том числе и в
образовании).
Стоит отметить, что синтез следующих социальных, экономических и культурных
предпосылок оказал наиболее существенное влияние на становление нового типа
образовательных парадигм и во многом подготовил почву для рассмотрения проблемы
творческой деятельности в немецкой и отечественной теории и практике к. XIX – н. XX в.:
научно-технический прогресс, следствием которого стало усложнение производства и
нехватка квалифицированных рабочих;
развитие культуры;
изменение представлений об идеале человека;
недовольство общества и государства архаическим характером построения школьного
процесса;
появление экспериментальных исследований в области образования и создание
альтернативных учебно-воспитательных центров для реализации на практике идей
новаторской педагогики.
Стал очевидным тот факт, что XX век предъявляет совершенно иные требования к
человеку – гражданину своей страны. На первый план вышла задача развития «новой
личности – образованной, творческой, готовой к сотрудничеству, способной нести
ответственность за свою страну»1 [219, S. 74]. Это побудило правительство Германии и
России обратить самое серьёзное внимание на состояние образовательного процесса.
В обеих странах «со всей остротой обнаруживалось несоответствие состояния
школьного дела новым общественно-экономическим требованиям, росло чувство
неудовлетворённости положением дел в школе»2. Классическое образование как в России, так
и в Германии переживало глубокий кризис. Оно не могло подготовить выпускников, которые
смогут ориентироваться в достижениях современной науки и техники. Критике подвергались
следующие негативные стороны образовательного процесса:
преобладание предметов гуманитарного цикла;
перегруженность учебного плана, что негативно сказывалось на здоровье учащихся;
отсутствие связи между школой и жизнью;
чрезмерная разноплановость и насыщенность учебного материала;
игнорирование природной потребности детей в творчестве3.
К концу XIX века разрешение проблем, возникших в образовании, стало делом
государственной важности как в Германии, так и в России. В Германии начало
устанавливаться дружное сотрудничество между правительством, школьной администрацией
1 Wilhelm II., Rede zur Eröffnung der Reichsschulkonferenz, in: Deutsche Schulkonferenzen, Bd. I. Verhandlung über die
Fragen des höheren Unterrichts, Berlin, 4. bis 17. Dezember 1890, Glashütten i. T. 1972, S. 74.
2 Нестерова, Л.А. Инновационные процессы в средней школе Германии первой трети XX века: дис. … канд. пед.
Наук: 13.00.01. Волгоград., 2009. С. 34.
3 Южанинова, Е.В. Влияние педагогической мысли конца XVIII - начала XIX вв. на становление педагогики
Германии: дис. …канд.пед.наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2006. С. 57.
Стр.2