ББК 6УДК 351.827.401 П68
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Л. В. Андреева, д-р юрид. наук, проф. — введение, гл. 1, 2; § 4.3, 4.5, 5.1, 5.4, 5.5,
5.3.1—5.3.3, 7.1 (совм. с А. И. Асташкевич), 7.2;
Т. А. Андронова, канд. юрид. наук — 5.3.3.1;
Н. Г. Апресова, канд. филос. наук — § 6.4;
А. И. Асташкевич, аспирант — § 7.1 (совм. с Л. В. Андреевой);
И. В. Ершова, д-р юрид. наук, проф. — § 4.1, 4.4;
В. А. Канашевский, д-р юрид. наук, проф. — § 5.2;
Н. В. Кузнецова, канд. юрид. наук, доц. — § 4.4; гл. 6;
А. А. Мохов, д-р юрид. наук, проф. — гл. 8;
О. С. Соболь, канд. юрид. наук — § 4.2;
Л. К. Туманова, канд. юрид. наук, доц. — § 3.1—3.3;
О. М. Шевченко, канд. юрид. наук — § 3.4.
Рецензент
ззаслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент,
ав. кафедрой предпринимательского права, гражданского и арбитражного
процесса Российской правовой академии Минюста России М. Н. Илюшина.
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Л. В. Андреева.
П68 Правовое регулирование торговой деятельности в России (теория
и практика) / Л. В. Андреева, Т. А. Андронова, Н. Г. Апресова [и др.];
отв. ред. Л. В. Андреева : монография. — Москва : Проспект, 2014. —
304 с.
ISBN 978-5-392-12440-4
Книга является первой монографией, посвященной комплексному исследованию
правового регулирования торговой деятельности в России. Рассмотрены
основные понятия торгового права (торговая деятельность, оптовая торговля,
розничная торговля, торговый объект, торговая сеть), анализируются состав
торгового законодательства и тенденции его развития в условиях региональной
экономической интеграции и присоединения Российской Федерации к ВТО.
Системно изложены государственные требования, предъявляемые к осуществлению
торговой деятельности. Исследованы основные виды договоров, заключаемых
в сфере торговли, правовые формы осуществления дистанционной
торговли, закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, особенности
оборота отдельных видов товаров.
Для научных работников, преподавателей и аспирантов юридических и экономических
вузов, практикующих юристов в сфере торговли, государственных
и муниципальных служащих.
Будет полезна для магистров и бакалавров, изучающих учебные дисциплины
гражданско-правового цикла.
ББК 6УДК 351.827.401
Монография написана по результатам научно-исследовательской работы «Правовое
пр обеспечение торговой деятельности в России: правовой механизм формирования и развития
оекта 2.1.1.2 Программы стратегического развития МГЮА имени О. Е. Кутафина».
При написании работы использованы справочно-информационные системы «Гарант»
и «Консультант Плюс».
ISBN 978-5-392-12440-4
© Коллектив авторов, 2014
© ООО «Проспект», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретико-методологическая основа правового регулирования
торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Роль торговли в инновационном развитии российской
экономики и жизнеобеспечении населения. Государственная политика
в области торговли и правовой механизм
ее формирования и реализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Формирование понятийного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.2.1. Понятие торговой деятельности
и ее соотношение со смежными понятиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.2.2. Понятие товара как объекта торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . .24
1.2.3. Торговый объект, виды торговых объектов, торговая сеть . . . . . . . . . . . .27
1.3. Принципы правового регулирования торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . .35
1.4. Методы правового регулирования торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Глава 2. Торговое законодательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
2.1. Понятие и состав торгового законодательства.
Негосударственные формы регулирования торговой деятельности . . . . . . . . .43
2.2. Тенденции развития торгового законодательства в условиях
региональной и мировой экономической интеграции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
Глава 3. Участники торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
3.1. Торгово-посреднические структуры. Общая характеристика . . . . . . . . . . . . . .78
3.2. Оптовые и розничные торговые предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
3.3. Торговая инфраструктура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
3.4. Товарные биржи как организатор торгового оборота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
Глава 4. Государственное регулирование торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . .112
4.1. Способы и средства государственного регулирования
торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
4.2. Создание конкурентной среды и меры
антимонопольного воздействия на торговлю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
4.3. Планирование развития торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
4.4. Государственное информационное обеспечение
торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
4.5. Техническое регулирование при осуществлении
торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
4.6. Государственное регулирование цен в торговле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166
4.7. Налогообложение торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171
Глава 5. Договоры, заключаемые при осуществлении торговой деятельности . . . . .176
5.1. Договор — основной регулятор торговых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
5.2. Влияние соглашений ВТО на торговые отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .185
Стр.303
304
Оглавление
5.3. Основные виды договоров, заключаемых при организации
и осуществлении торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
5.3.1. Договоры купли-продажи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
5.3.2. Договор коммерческой концессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .206
5.3.3. Договоры, содействующие торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
5.3.3.1. Договоры по обеспечению рекламной деятельности в торговле . . . . .210
5.4. Договор розничной купли-продажи как правовое средство защиты
прав потребителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
5.5. Защита прав сторон торговых договоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220
Глава 6. Понятие и правовое регулирование дистанционной торговли . . . . . . . . . . . .228
6.1. Понятие и виды дистанционной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .228
6.2. Особенности заключения и исполнения договоров
при дистанционном способе продажи товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235
Глава 7. Особенности закупочной деятельности отдельных
видов юридических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
7.1. Нормативно-правовая основа закупочной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . .245
7.2. Меры по совершенствованию законодательства о закупках . . . . . . . . . . . . . . .249
Глава 8. Особенности оборота отдельных видов товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254
8.1. Пищевые продукты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254
8.1.1. Понятие пищевых продуктов и их виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .254
8.1.2. Требования к пищевым продуктам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256
8.1.3. Субъекты рынка пищевых продуктов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .260
8.1.4. Оборот пищевых продуктов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .263
8.2. Алкогольная продукция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265
8.2.1. Понятие и виды спиртосодержащей продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .265
8.2.2. Требования к производству и обороту этилового спирта
и алкогольной продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .267
8.3. Лекарственные средства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276
8.3.1. Понятие и виды лекарственных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276
8.3.2. Требования к лекарственным средствам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
8.3.3. Государственные гарантии качества, эффективности
и безопасности лекарственных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .283
8.3.4. Требования к маркировке и упаковке лекарственных средств . . . . . . . .283
8.3.5. Требования к производству и обращению
лекарственных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .284
8.3.6. Ввоз и вывоз лекарственных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .285
8.3.7. Оптовая торговля лекарственными средствами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
8.3.8. Розничная торговля лекарственными препаратами . . . . . . . . . . . . . . . . .287
8.4. Табак и табачные изделия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
8.4.1. Понятие и виды табачных изделий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
8.4.2. Требования к табачным изделиям и табачной продукции. . . . . . . . . . . .289
8.5. Контроль (надзор) за соблюдением законодательства
в сфере оборота отдельных видов товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .291
Основные выводы и предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .295
Стр.304