Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 499673)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Философия: сборник задач и упражнений (часть III)

0   0
Первый авторГеец Наталья Федоровна
АвторыЕрохин Алексей Константинович, Ерохина Людмила Дмитриевна, Красножон Галина Анатольевна, Урядова Валентина Викторовна, Трифонова Галина Александровна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц265
ID666867
АннотацияСборник задач и упражнений подготовлен в соответствии с программой курса «Философия» для студентов всех специальностей Тихоокеанского государственного медицинского университета на основе хрестоматийных материалов и авторских разработок. Помимо этого, в пособии использованы материалы учебников и учебных пособий по рассматриваемой тематике. В сборник включены методические указания к темам, задания для проверки уровня компетенций, список литературы. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих задач: освещении истории философии; формировании общих представлений о проблемах и принципах философии. Сборник задач и упражнений предназначен для студентов всех форм обучения.
ISBN978-5-98301-145-8
УДК1(075.8)
Геец, Н.Ф. Философия: сборник задач и упражнений (часть III) / А.К. Ерохин, Л.Д. Ерохина, Г.А. Красножон, В.В. Урядова, Г.А. Трифонова, Н.Ф. Геец .— Владивосток : Медицина ДВ, 2018 .— 265 с. — ISBN 978-5-98301-145-8

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия_сборник_задач_и_упражнений_(часть_III).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Философия_сборник_задач_и_упражнений_(часть_III).pdf
Учебная литература ТГМУ ФИЛОСОФИЯ СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ Часть III Учебно-методическое пособие ISBN 978-5-98301-145-8 Издательство «Медицина ДВ» 9 7 8 5 9 8 3 0 1 1 4 5 8 690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4 Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru Владивосток Медицина ДВ 2018
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет ФИЛОСОФИЯ СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ Часть III Учебно-методическое пособие Владивосток Медицина ДВ 2018
Стр.2
УДК 1(075.8) ББК 87я73 Ф 561 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Е.В. Купебякин - д.ф.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Дальневосточного технического рыбохозяйственного университета Л.И. Кирсанова - д.ф.н., профессор департамента философии и теологии Дальневосточного федерального университета Авторы: Л.Д. Ерохина, Н.Ф. Геец, А.К. Ерохин, Г.А. Красножон, В.В. Урядова, Г.А. Трифонова Ф 561 Философия: сборник задач и упражнений (часть III) : учебнометодическое пособие / Л.Д. Ерохина, Н.Ф. Геец, А.К. Ерохин и др. - Владивосток : Медицина ДВ, 2018. - 264 с. ISBN 978-5-98301-145-8 Сборник задач и упражнений подготовлен в соответствии с программой курса «Философия» для студентов всех специальностей Тихоокеанского государственного медицинского университета на основе хрестоматийных материалов и авторских разработок. Помимо этого, в пособии использованы материалы учебников и учебных пособий по рассматриваемой тематике. В сборник включены методические указания к темам, задания для проверки уровня компетенций, список литературы. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих задач: освещении истории философии; формировании общих представлений о проблемах и принципах философии. Сборник задач и упражнений предназначен для студентов всех форм обучения. УДК 1(075.8) ББК 87я73 ISBN 978-5-98301-145-8 © Л.Д. Ерохина с соавт. ТГМУ 2018 © «Медицина ДВ», 2018
Стр.3
РАЗДЕЛ III Соци альн ая философия Тема 22. ОБЩЕСТВО - ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ Цель изучения данной темы - определение места и значения социально-философской проблематики в современной философии, формирование у студентов представлений о специфике общества как объекта философского познания, а также знакомство с основными подходами к анализу современного общества. Общество - открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. Основу социальной системы составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, и самого человека как общественного существа. Общество служит предметом исследования целого комплекса наук: философии, социологии, истории, социальной психологии, семиотики и др. В рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его познавательной активности. Философский подход к обществу предполагает исследование его структуры, формы совокупной деятельности людей, направленные на поддержание и воспроизводство жизни. Прослеживая эволюцию философского понимания общественной жизни людей, можно выявить наличие многообразных подходов к проблеме. Начиная с античных мыслителей, философов интересовал вопрос построения теоретической модели общества и его происхождения. Общество - развивающаяся система. В своей эволюции оно последовательно проходило определенные этапы, которые фиксируются в социокультурных критериях. Сформулируйте некоторые концепции происхождения общества в Античный период (Платон, Аристотель) и в Средневековье (Ф. Аквинский). В эпоху Нового времени обращает на себя внимание теория договорного устройства между людьми о прекращении войны друг с другом и передаче индивидуальной сво3
Стр.4
боды государству. Из нее вытекает концепция гражданского общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). Продолжили поиски определения гражданского общества Кант и Гегель. Они рассматривают общество как независимую от государства систему. Если государство удерживает отношения людей силой и принуждением, то гражданское общество удерживает добровольными связями: нравственными, семейными, дружественными и др. Ряд западных естествоиспытателей и философов подчеркивает определяющий характер природных факторов в развитии общества. Их взгляды частично преставлены в концепции географического детерминизма (К. Гельвеций, И.И. Мечников). Географический детерминизм - это концепция, суть которой заключается в том, что природа, как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. С точки зрения геодетерминизма именно климат и географическая среда определяют не только направление хозяйственной жизни, но также психический склад людей, темперамент, характер, обычаи, нравы и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю общественную и личную жизнь целых народов. В ХХ веке на принципы географического детерминизма опирается концепция геополитики. Геополитика означает учение о государстве как географическом и биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению. Основные понятия геополитики - «жизненное пространство» и «естественные границы». Внешняя политика государств, согласно этой концепции, в основном определяется географическими факторами (климатом, местоположением, природными ресурсами, темпами роста народонаселения). В противоположность географическому детерминизму сложилась концепция социального детерминизма. Она оперирует понятиями «первичные» и «вторичные» факторы общественного развития. С позиций социального детерминизма трудно однозначно определить, что является определяющим фактором, сознание людей, часто опережающее действительность, или материальное производство. Социальный детерминизм преследует цель решить следующую проблему: развивается ли общество по определенным законам или оно существует бессистемно, и общественное движение случайно. Холистическая концепция рассматривает общество как некую целостность. Как организм, работа которого зависит от того, насколько осознаются принципы функционирования его отдельных органов (Г. Спенсер). ~ 4 ~
Стр.5
Попытка объединить эти подходы была предпринята К. Марксом, М. Вебером. Они попытались представить общество как совокупное человеческое существование, сумму индивидов, объединенных в определенные общности (группы, коллектив, партию, нацию, класс) - с одной стороны; как иерархическую систему закономерностей различного типа (экономического, политического, религиозного, духовного) - с другой. Общество с этой точки зрения представляется как деятельность людей в структуре общественных отношений, а отношение - это связь двух субъектов по поводу чего-то третьего. Для раскрытия этих отношений К. Маркс вводит понятие «общественное бытие», которое включает в себя различные материальные отношения людей к природе и друг другу. А материальные отношения - это отношения, возникающие в ходе производства материальных и духовных благ. Следует определить и кратко охарактеризовать понятие способа производства, его основные элементы и роль в жизни и развитии общества. Раскрытие вопроса о способе производства предполагает и рассмотрение понятия духовной жизни общества и ее роли в формировании целостной общественной системы. Для этого надо обратиться к содержанию понятия «общественное сознание» и рассмотреть его воздействие на общественное бытие, всю жизнь общества, жизнедеятельность отдельного человека. Ю. Хабермас, Н. Луман в современной философии представляют еще один вариант понимания общества, существующего как результат коммуникативного взаимодействия. Общество формируется в виде целостной системы жизнедеятельности людей, которая по Д. Дидро, обеспечила власть человеку над животными. Рассмотрите в самых общих чертах элементную базу общества как социальной системы, а именно: 1) материальное и духовное производство; 2) различные формы общественных отношений; 3) социальную структуру; 4) политические и гражданские институты. Чтобы представить структуру общества и его систему, необходимо разобрать понятия «класс», «страта», «нация», «семья», «социальный институт», «социальная роль», «социальный статус», «общность». Структурная характеристика общества предполагает не только выявление его элементной базы, но и определение места и роли каждого из этих элементов в его функционировании и развитии. Основными сферами жизнедеятельности общества являются материальнопроизводственная, социальная, политико-управленческая и духовная. Материальная сфера создает исходные условия для жизнедеятель5
Стр.6
ности людей. Подумайте, во-первых, над тем, какой характер носит производственная деятельность людей - общественный или индивидуальный, и, во-вторых, возможно ли практически разделить материальное и духовное производство. Охарактеризуйте подходы к изучению общества, используемые в современной философии. Есть закономерная дифференциация общества на различные социальные группы, результат прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшиеся выделением различных видов труда и образования института собственности. В истории существовали и в настоящее время существуют самые различные общества. Известно множество классификаций и типологий обществ, которые берут за основу различные характеристики. Самые распространенные в научной литературе основания, выбранные для классификации, представляют следуюшие типы общества: по степени эволюции выделяют первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общества; по степени цивилизованности - дикость, варварство, цивилизация; по способу производства и обмена (первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое); открытые и закрытые общества. Наиболее устойчивой считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Традиционное общество - это общество, основанное на традициях, с аграрным укладом, малоподвижными структурами. Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), Отличительные черты постиндустриального общества: переход от производства товаров к экономике услуг; возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов; главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе; контроль над техникой и возможность оценки послед6
Стр.7
ствий научно-технических нововведений; принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии. Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества, построенного на информационных технологиях. Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания современного его типа, сложившегося и развивающегося под воздействием интернет-технологий. Виртуализация общества, отмечают исследователи, является тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, существенно меняя свой облик, свой статус и роль. Заключение. В философском аспекте общество рассматривается как полиструктурное и полифункциональное образование, где определяющими являются системы потребностей, деятельности, отношений, материального производства. Духовная сфера - система, создающая высшие ценности и удовлетворяющая духовные потребности. Вопросы для самоконтроля знаний 1. Как характеризуется понятие общества? 2. Какие подходы используются при изучении общества как системы? 3. Что такое географический детерминизм? Назовите его представителей. В какой форме существует географический детерминизм в настоящее время и каковы основные понятия этого направления? 4. Как изменяется характер взаимодействия общества и природы? 5. Почему на ранних этапах развития общества государство было составной частью общества? Как строились отношения между обществом и государством? 6. Перечислите элементы гражданского общества. 7. Как рассматривается общество в концепции социального детерминизма? 8. Почему социальную концепцию К. Маркса называют не только «материалистическим пониманием истории», «историческим материализмом», но и концепцией «экономического детерминизма»? 9. Сравните основные подходы к типологии общества - формационный и цивилизационный. В чем принципиальное отличие? 10. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории? Существуют ли социальные закономерности? Если так, то чем они отличаются от естественных закономерностей? ~ 7 ~
Стр.8
Подберите к дефинициям соответствующие понятия 1. Географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой,- это ... 2. Духовная, интеллектуальная, эмоциональная жизнь общества, проявляющаяся в форме идей, теорий, настроений, чувств, установок, привычек, традиций, мнений людей, составленных в данный момент конкретного общества, - это . 3. Исторически развивающаяся совокупность форм организации совместной жизни людей, основывающаяся на их деятельности (взаимодействии) и придающая этой жизни социальную целостность, выступая ее связующим началом, - это . . 4. Материальная сторона общественной жизни, включающая в себя материальное производства, трудовую и бытовую деятельность, все формы общественных отношений и материализовавшаяся часть интеллектуально-духовной деятельности людей в форме поведения, техники, произведений искусства и т.д. - это . 5. Открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации - это . 6. Общество с развитыми негосударственными экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, в котором отдается приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни - это . . 7. Определенная стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая данной стадии развития и определяемая способом производства, - это . 8. Отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления - это ..... 9. Учение о причинных и закономерных связях в развитии общества - это . . 10. Философия целостности, опирающаяся на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей - э т о . . Тематика творческих заданий Подготовьте эссе на одну из предложенных тем: 1. Условия, необходимые для формирования информационного общества в России. 2. Место человека в информационном обществе (человек в «Новом» обществе). ~ 8 ~
Стр.9
3. Энтони Гидденс: модерн - общество риска. 4. Действует ли применительно к обществу формула Гегеля «Все действительное разумно, все разумное действительно»? 5. «Человек вне общества - или бог, или зверь» (Аристотель). 6. «Человек не мыслим вне общества» (Л.Н. Толстой). 7. «Без многого человек может обойтись, только не без человека» (Л. Берне). Задание на соотнесение понятий и определений 1. Соотнесите понятие и его содержание. Понятие 1) эволюция 2) прогресс 3) революция Содержание а) коренное качественное изменение в развитии чего-либо б) изменение в соответствии с современными требованиями и нормами в) переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому 4) модернизация г) постепенное изменение 2. Соотнесите название концепции и ее содержание. Концепция Содержание 1) географический детерминизм а) развитие общества определяется духовными, сознательными усилиями людей 2) социальный детерминизм б) общество есть целостный природный организм, развитие которого зависит от правильного функционирования его отдельных элементов 3) холизм 4) геополитика в) развитие общества зависит от силы и здоровья общества, стремящегося к географическому и биологическому расширению г) причины развития общества находятся в зависимости от природных и географических условий Упражнения и комментарии Задание 1. Немецкий философ А. Шопенгауэр, пытаясь объяснять необходимость общения, высказался следующим образом: «Стадо дикобразов легло в один холодный день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. - Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недо9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически