Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2019. Т. 19, № 4
Научный журнал
Редакционная коллегия
государственный
педагогический
университет
Соучредители:
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
Журнал
е. В. андриенко
коммуникаций
ПИ № ФС 77-77136
от 6 ноября 2019 г.
Б. о. Майер
н. Пелцова
Т. С. косенко
В. В. Петров
главный редактор, доктор философских наук, доцент
(Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, доктор философских
наук, профессор (Прага, Чехия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
заместитель главного редактора, кандидат философских
наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
к. к. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
а. д. герасёв
а. а. грякалов
а. Ж. Жафяров
чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. иванова
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс
«Роспечать» – 82326
а. а. корольков
C. Мендонса
В. и. Панарин
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
и. а. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. а. Ромм
н. С. Рыбаков
н. а. Ряписов
и. Сабо
о. н. Смолин
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (Декальб, США)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
© ФГБОУ ВО "НГПУ",
2019
Все права защищены
я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
е. В. Ушакова
а. Хогенова
В. В. целищев
а. н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.1
СодеРЖание
Раздел I
ФилоСоФия
оБРазоВания
2019. Т. 19, №4
ФилоСоФия РазВиТия оБЩеСТВа и оБРазоВания
кудряшова е. В., Сорокин С. Э. (Архангельск, Россия). «Предпринимательский
университет» как модель трансформации образовательных организаций:
теоретические подходы и российский опыт ..................................................5
изгарская а. а., изгарская М. В. (Новосибирск, Россия). Образование и творчество
в современных миросистемных условиях ...................................................20
кокина М. н. (Красноярск, Россия). Соотношение «Своего» и «Чужого» в правовой
и конституционной культуре современной России и правовом образовании:
социально-философский анализ ..................................................................37
Баркова о. и., Власов В. а., Тамаровская а. а. (Красноярск, Россия). Постановка
проблемы воспитания визуальной культуры в России .........................53
Раздел II
МеТодологиЧеСкие оСноВЫ ФилоСоФии оБРазоВания
карнаухов о. П. (Барнаул, Россия). Актуализация системно-синергетического
подхода в понимании общества: социально-философский и образовательный
аспекты ..................................................................................................................................67
яковлева и. В. (Новосибирск, Россия), глиос г. н. (Барнаул, Россия). Условия
интеграции инновационных и традиционных подходов в образовании (аксиологический
аспект) ...........................................................................................................83
Раздел III
иССледоВание СиСТеМ оБРазоВания ВоСТока и заПада
Тарасова н. В., Тарасова к. В. (Москва, Россия). Компетенции ХХI века в национальных
стандартах школьного образования стран Центральной и Восточной
Азии .................................................................................................................................94
Хлебалин а. В. (Новосибирск, Россия). «Научные войны» и борьба за канон
в университетах США ............................................................................................................ 114
Ушаков д. В. (Новосибирск, Россия). Импорт образования в сотрудничестве
России и Монголии ................................................................................................................. 125
Раздел IV
ПРоБлеМЫ ЧелоВека В ФилоСоФии оБРазоВания
Порошенко о. Ю. (Казань, Россия). Экзистенциальный подход в педагогическом
персонализме ................................................................................................................. 138
Раздел V
конкРеТнЫе МеТодики и инноВации
В ПРакТике оБРазоВания
Жданова н. С., екатеринушкина а. В., антоненко Ю. С. (Магнитогорск, Россия).
Архитектурно-историческое наследие в воспитании ценностных ориентаций
будущих дизайнеров.......................................................................................... 153
елизова л. а. (Красноярск, Россия). Особенности преподавания гуманитарных
дисциплин в военно-инженерном институте .............................................. 163
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Отпечатано
в издательстве
СО РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
оператор
электронной
верстки
А. Л. Заковряшин
ответственные
секретари
И. В. Яковлева,
Е. С. Сусуева
адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
30.12.2019
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 14,5.
Уч.-изд. л. 13,5 .
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 242.
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2019, vol. 19, no. 4
Scientific journal
The co-founders
of the journal:
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ FS 77-77136 from
November, 6th, 2019
N. Pelcova
T. S. Kosenko
V. V. Petrov
E. V. Andrienko
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
The journal is based
in 2001
Editorial Board
B. O. Mayer
Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences, Docent
(Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor (Prague, Czech Republic)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Assistant Editor-in-chief, Candidate of Philosophical Sciences,
Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Almaty, Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg,
Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
Published 4 times a year
S. Mendonça
V. I. Panarin
Subscribe Index
Rospechat - 82326
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
© Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2019
All rights reserved
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (DeKalb, USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor
of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague, Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Стр.3
CONTENT
PART I. PHILOSOPHY OF THE DEVELOPMENT OF SOCIETY AND EDUCATION
Kudryashova E. V., Sorokin S. E. (Arkhangelsk, Russian). «Entrepreneurial
university» as a model of transformation of educational institutions: theoretical
approaches and Russian experience........................................................................................5
Izgarskaya а. A., Izgarskaya M. V. (Novosibirsk, Russia). Education and creativity
in modern world-system circumstances.............................................................................20
Kokina M. N. (Barnaul, Russia). Correlation of «Own» and «Alien» in the legal
and constitutional culture of modern Russia and in legal education: a sociophilosophical
analysis .................................................................................................................37
Barkova O. I., Vlasov V. A., Tamarovskaya A. A. (Krasnoyarsk, Russia). Formulation
of the problem of education of visual culture in Russia ..............................................53
PART II. METHODOLOGICAL BASES OF THE PHILOSOPHY OF EDUCATION
Karnaukhov O. P. (Barnaul, Russia). Actualization of the system-synergetic
approach in understanding society: socio-philosophical and educational
aspects ........................................................................................................................................ 67
Yakovleva I. V. (Novosibirsk, Russia), Glios G. N. (Barnaul, Russia). Conditions of
integration of innovative and traditional approaches in education (axiological
aspect) ...............................................................................................................................................83
PART III. STUDY OF THE EDUCATION SYSTEMS OF THE EAST AND WEST
Tarasova N. V., Tarasova K. V. (Moscow, Russia). Competences of the xxI century
in national standards of school education of the countries of Central and East
Asia ......................................................................................................................................................94
Khlebalin A. V. (Novosibirsk, Russia). «Scientific wars» and canon-straggle in
American universities .............................................................................................................. 114
Ushakov D. V. (Novosibirsk, Russia). Import of education in cooperation between
Russia and Mongolia ................................................................................................................. 125
PART IV. HUMAN PROBLEMS IN THE PHILOSOPHY OF EDUCATION
Poroshenko O. Yu. (Kazan, Russia). Existential approach in pedagogical
personalism .................................................................................................................................. 138
PART V. SPECIFIC METHODS AND INNOVATIONS IN PRACTICE
OF THE EDUCATION
Zhdanova N. S., Ekaterinushkina A. V., Antonenko Yu. S. (Magnitogorsk, Russia).
Architectural and historical heritage in the education of value orientations of
future designers .......................................................................................................................... 153
Elizova L. A. (Krasnoyarsk, Russia). Features of teaching humanities in militaryengineering
institute ................................................................................................................ 163
The editors of the «Philosophy of Education» journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2019, vol. 19, no. 4
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva,
E. S. Susuyeva
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
30.12.2019
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 14,5.
Publisher’s
sheets: 13,5.
Circulation
1000 issues.
Order № 242.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4