ББК 86.372
Ш32
Ш32 Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной
Церкви. спб.: НИЦ «Мемориал», 1999. 400 с.
ISBN 5-87427-016-7
Настоящая книга посвящена малоизученным аспектам церковной
истории ХХ века - иосифлянскому течению, одному из течений в русской
православной церкви легальной и полулегальной антисергианской
оппозиции, выступившей против фактического подчинения Церкви
государству.
В книге использованы материалы из исторических и партийных
архивов и также из архивов репрессивных органов. Даны подробные
биографические материалы иерархов, священников, монахов.
Книга предназначена для специалистов по новейшей истории, историков
церкви, а также для всех, кто интересуется отечественным
прошлым.
ББК 86.372
ISBN 5-87427-016-7
ISBN 5-88977-049-7
~ ~.В.UПкаровскиЙ,1999
~ ниц «~емориал», 1999
~ ДЕАН, 1999
Стр.2
Предисловие
Православная Церковь в России почти всю ее многовековую историю
играла важную стабилизирующую, консолидирующую роль,
особенно в моменrы острых катаклизмов. Так и в годы гражданской
войны она не встала открыто на сторону какой-либо из противоборствующих
сил, Пач>иарх и Священный Синод вели борьбу за npeкращение
братоубийственной розни, одержимости политическими
страстями, проповедуя терпимость и братолюбие.
В первое десятилетие существования советского государства
попытки гражданских властей подчинить Православную Церковь,
поставить ее под полный контроль, сделать «придатком государственного
аппарата» (обновленческий и т.п. расколы) в целом заканчивались
неудачей. Уже тогда появились и катакомбные (тайные)
общины, которые перешли на нелегальное положение.
События конца 1920-х стали отправной точкой нового острейшего
кризиса в Пач>иаршей Церкви. Рубежом явилась легализация
Временного Пач>иаршего Священноrо Синода (ВПСС) при Заместителе
Пач>иаршего Местоблюстителя мИ"Ip. Сергии (Сч>агородском),
потребовавшая значительных уступок. Декларация 1927 года, означавшая
отход от позиции аполитичности, привела к возникновению
новой формы взаимоотношений Патриаршей Церкви с государством.
Именно с этого времени бьm установлен тотальный контроль гражданских
властей над В"Уч>ицерковной жизнью. Такие компромиссы
бьmи негативно восприняты многими священнослужителями и мирянами.
Возникшее
в 1927 движение непоминающих (гражданские власти
и мИ"Ip. Сергия) было широко распросч>анено по стране - первоначально
около сорока архиереев отказались от админисч>ативного
подчинения Заместителю Пач>иаршего Местоблюстителя и ВПСс.
Центральное место среди непоминающих занимала наиболее
сильная иосифлянская группа, получившая свое название по имени
руководителя, мИ"Ip. Ленинградского Иосифа (Пe"IpOвых).
Цель настоящей работы - исследование иосифлянского движения,
являвшегося попыткой части духовенства и верующих найти
самостоятельный (альтернативный сергианскому и катакомбному)
путь развития в форме леrальной или полулегальной оппозиции советскому
государству в условиях утверждавшегося в стране тоталитарного
режима.
3
Стр.3
Опыт последующих десятилетий показывает, что единственной
альтернативой избранному митр. Сергием компромиссному пуги
был переход духовенства на нелегальное положение, самоуправление
епархий и прихоДов, возникновение катакомбной церкви. Однако
для большинства верующих, духовенства, иерархов это оказалось
неприемлемым. Иосифляне пошли по пуги легальной оппозиции, и
их дальнейшая судьба сложилась трагически.
В советской и· зарубежной историографии нет специальных работ,
посвященных иосифлянскому движению, тем не менее, эта тема
затрагивается в общем контексте истории Церкви первой половины
хх века в трудах npeдставителей официальной советской историографии,
священнослужителей Московской Патриархии и зарубежных
исследователей. Авторы, как правило, находятся на различных
церковных позициях, придерживаются противоположных политических
взглядов, что зачастую приводит к искажениям в описании событий
эпохи. Поэтому мы считаем необходимым оценивать достоверность
используемых в данной работе исследований, учиты ая
полигические и церковные симпатии авторов и соизмеряя их с концепциями
этих работ. труды советских историков Православной
Церкви имеют общий обзорный характер и выражают официальную
идеологию (Гордиенко н.с., Корзун м.с. и др.). Церковь здесь представлена
реакционным, антинародным институтом, а иосифлянское
движение названо «черносотенным» 1 .
В работах современных российских историков В.А.Алексеева и
М.И.Одинцова, посвященных в основном государственной религиозной
политике в СССР, в отношении внутрицерковной борьбы преобладает
нейтральный подход. Касаясь же «иосифлянского раскола»,
Алексеев отмечает, что он не стал заметным явлением в истории
Православия2 .
Значительный интерес представляют исторические труды священнослужителей
Патриаршей Русской Православной Церкви: митр.
Мануила (Лемешевскоro), игум. Иннокентия (Павлова), А.И.Кузнецова
и митр. Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева). Они содержат
большое количество фактического материала, в концептуальном
же отношении идеализируют церковную политику митр. Сергия
(Страroродского), в оценке действий которого отсутствует. какойлибо
критический подход. Иосифляне названы раскольниками, а
митр. Иоанн даже утверждает, что они подвергали поруганию все,
что признавалось в Православной Церкви святы ей •. Такой же позиции
в своих воспоминаниях прндерживался и скончавшийся в 1986
профессор Ленинградского университета Н.А.МещерскиЙ, игравший
активную роль в движении на начальном этапе, но затем изменивший
свою позицию3.
4
Стр.4
Прямо противоположной точки зрения придерживаются представиreли
разных течений катакомбной церкви, исторические концепции
которых не во всем совпадают друг с другом. Деятели «Богородичного
центра» считают Патриаршую Церковь после принятия
Декларации 1927 «одним из главных столпов коммунистического
режима в СССР, действующим по наущению дьявола»4. К другому
направлению катакомбников принадлежит еп. Готский Амвросий
(Сивере). В своем историческом исследовании он, осуждая сергиан,
старается избегать полемических крайностей. Во многих аспектах
объективно оценивая роль и размах иосифлянского движения, еп.
Амвросий хронологически ограничивает их деятельность началом
1930-х и зачаС1)'Ю не всегда оправданно отождествляет иосифлян с
катакомбниками5 .
К взглядам последних близка позиция новых антисергиан. Так,
З.Крахмальникова напрямую связывает установление и развитие
советского тоталитаризма с позицией Московской Патриархииб.
Большой вклад в изучение русского Православия внесли зарубежные
исследователи, главным образом эмигрантыI из России. В
их работах также велико влияние собственных церковных позиций.
Так, протопресв. Василий Виноградов, прот. Иоанн Мейендорф,
митр. Елевферий (Богоявленский) указывают на оправданность в
целом позиции митр. Сергия. Декларация, по их мнению, не прибавила
ничего нового к заявлениям Патриарха Тихона о лояльности7.
работы же антисергиан - м.польского, И.Андреева, В.Степанова
(Русака), Л.Регельсона - посвящены в целом движению сопротивления
в Русской Церкви, иосифлянское движение в них не выделено
и приводится лишь как одна из форм церковного сопротивления.
Эти авторы считают, что митр. Сергий предал ново мучеников,
томившихся в лагерях, пошел на неизмеримо более глубокий, чем
его предшественники, компромисс с властью и этим изменил патриарху
Тихону и Местоблюстителю митр. Петру (Полянскому)8.
Наиболее объективную и научно взвешенную позицию занимают
западные историки - Дмитрий Поспеловский, Никита Струве,
и.о.хризостомус (Блашкевич), Ганс-Диreр Депман и другие9 . Значительное
внимание проблемам «церковной смуты» конца 1920-х
уделяет д.поспеловсКИЙ: иосифлянское движение в России он оценивает
как самый крайний раскол справа, считает что иосифляне
пытались образовать параллельную церковь, зачастую не разделяет
деятельность иосифлянских и катакомбных свяшеннослужиreлеЙ.
Поспеловский утверждает, что Декларация митр. Сергия в основном
продолжила линию Патриарха Тихона и Местоблюcтиreля Петра, но
не придает существенного значения допущенному с 1927 контролю
властей за кадровой церковной политикой (санкционированию лю5
Стр.5
бого назначения священнослужителей со стороны rocy дарственных
органов).
Следует таюке 0ThIе1ЮЪ, что в силу объекrnвных причин обширная
зарубежная историческая литера'l)1Jа имеет оrpаниченную источннковую
базу, материалы российских архивов использованы в ней в
небольшой степени. Основными источниками при написании данной
работы послужили материалы Центрального государственного
архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.). Епархиальный архив, созданный
лишь несколько лет назад, практически не содержит материалов
до 1945, поэтому источники ЦГА СПб являются уникальными.
Большая часть их ранее была засекречена и закрыта для исследователей,
а находившиеся в свободном ДОC'I)'пе практически не
бьши вовлечены в научный оборот. Работая ведущим научным сотрудником
архива, автор имел возможность систематического изучения
необходимых описей и документов. По исследуемой теме в
ЦГА СПб. содержатся в основном материалы государственных учреждений,
реryлирующих деятельность религиозных организаций в
Ленннrpадской области. Наиболее крупный комплекс документов
хранится в фонде Ленинrpадского городского исполнительного комитета
(ф.7384), в описи дел городской комиссин по делам культов,
в 1931 сменившей стол регистрации обществ, союзов, религиозных
организаций и унаследовавшей его архивы. Это, прежде всего, дела
по наблюдению за деятельностью храмов Ленинrpада, в том числе
иосифлянских: исторические справки, инвентарные описи, анкеты и
списки членов двадцаток, священнослужителей, протоколы приходских
собраний, переписка и т.д. Значительную ценность представляют
данные о закрытии и разрушении церквей, проведении религиозных
празднеств, арестах и высьшке представителей духовенства.
Аналогичные сведения в масштабах области содержатся в фонде Ленинrpадского
областного исполнительного комитета (ф. 7179).
Материалы районных инспекторов по делам культов и столов
регистрации сохранились не полностью. Лучше они представлены в
фондах Петроrpадского (ф.151), Московско-Нарвского (ф.IО4) и Октябрьского
(ф.4914) районных исполнительных комитетов Ленинrpада,
в них отложились малоизвестные циркуляры вышестоящих
инстанций. Значительная часть аналогичных документов Василеостровского,
Смольнинского и ряда других райисполкомов до сих
пор закрыта для исследователей.
Ценные сведения бьши почерпнуты из фонда Петроrpадского
ryбернского совета (ф.lООО), включающего переписку Ленroрисполкома
с ОГПУ конца 1920-х - начала 1930-х. К сожалению, до сих
пор не рассекречена переписка, касающаяся репрессивных антицерковных
кампаний второй половины 1930-х. Заключительный период
6
Стр.6
избранной темы - прекращение деятельности последней иосифлянской
церковной общины в годы войны - освещают материалы фонда
У полномоченного Совета по делам Русской православной церкви по
Ленинrpадской области (ф.9324). Кроме того, ряд подборок документов
по внyq>ицерковной борьбе в 1920-е бьm изучен в библиотеке
Санкт-Петербургской Духовной академии.
Автором также бьmи использованы материалы репрессивных
органов.
Следственные дела по процессам «буевцев» - сторонников еп.
Алексия (Буя) (1930 и 1932) недавно рассекречены и переданы в
Центр документации новейшей истории Воронежской области
(ЦДНИ ВО). В них освещена история иосифлянского движения в
Центрально-Черноземной области в 1928-1932, содержатся биографические
сведения о воронежских иосифлянах, в том числе таких
известных церковных деятелях, как еп. Алексий (Буй), протоиереи
Иоанн Стеблин-Каменский и Николай Дулов~ аРХИl\f. Игнатий (Бирюков)
и многие другие (ф.9323, оп.2, д. П-17699, П-24705).
Материалы следственного дела «Казанского филиала Всесоюзного
центра контрреволюционной церковно-монархической организации
"Истинно-Православная церковь"» (1931) содержатся в архиве
Комитета государственной безопасности Республики Татарстан. В
них собраны сведения о 33 обвиняемых - представителях духовенства
и интеллигенции Казани, среди которых бьmи бывшие профессора
Духовной академии, приходские священники, монахини, два
епископа: Нектарий (Трезв ине кий) и Иоасаф (Удалов) и др. (ф.арх.след.
дел, д.2-18199).
Следственное дело организации «Истинное Православие» Подмосковья
и Тверской епархии (1930-1931) хранится в Государственном
архиве Российской Федерации (ГАРФ). По делу бьmо привлечено
63 человека: серпуховские и тверские священнослужители и
миряне, в том числе еп. Максим (Жижиленко), протоиереи Александр
Кремышенский и Александр Левковский (ф.l0035, оп.l,
д.28850). Автор изучил в Г АРФе также следственные дела серпуховских
иосифлян (1928, дЛ-519ОЗ), организации «Истинное Православие»
в Загорском, Клинском и Сходненском районах Московской
области (1931, дЛ-60406), прот. Сергия Голощапова (1937,
дЛ-32867) и др.
Значительно расширило представление о деятельности непоминающих
Поволжья дело Самарского филиала организации «Истинно-Православная
церковь» (1930) из архива Управления ФСБ РФ по
Самарской области (ф.арх.-след. дел, дЛ-17773), а также материалы
Центра документации новейшей истории Костромской области и
архива Управления ФСБ РФ по Ивановской области.
7
Стр.7
Несколько рассекреченных следспенных дел украинских иосифлян
было просмотрено В Центральном государственном архиве общественных
объединений Украины. Наибольший интерес из них
представляет 20-томное дело (1932). В нем
Стр.8
христианского Востока, 1979-1989; Иннокентий (Павлов), игумен. О декларации
Митрополита Сергия // Журнал Московской Патриархии. 1992.
Н211/12. С.70-75; Кузнецов АЛ. Обновленческий раскол в Русской Церкви:
В 3 1т. Астрахань, 1956-1959. (Рукопись); Иоанн (Снычев), митрополит.
Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия -
«Григорианский», «ЯрославскиЙ», «Иосифлянский», «Викторианский» и
друrnе: Их особенности и история. Сортавала: Издательство Сортавальской
книжной типографии, 1993; Он же. Мmpoполит Мануил (ЛемешевскиЙ).
Биографический очерк. СПб.: Danza, 1993; Мещерский н.А. На старости я
сызнова живу: прошедшее проходит предо мною ... Л., 1982. (Рукопись).
4 Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Красная Патриархия.
Волки в овечьей шкуре. М.: Богородичный Центр, 1992; Трагедия Красной
Церкви. М.: Богородичный Центр, 1992.
5 Амвросий (Сивере),· епископ. Истоки и связи катакомбной церкви в
Ленинграде и области (1922-1992 fТ.) м., 1993 . (Рукопись).
6 Крахмальникова 3. Горькие плоды сладкого плена // Русская мысль.
1989. 20 января - 20 марта; Она же. Еще раз о горьких плодах сладкого
плена // Русская мысль. 1989. 23 шаия - 14 шаля; Она же. В поисках обещанного
рая. Заметки о церковной жизни в России ХХ века // Нева. 1992.
Н210. с.205-238.
7 Елевферий (Богоявленский), митрополит. Неделя в Патриархии. Париж:
YMCA-PRESS, 1933; Доклад митр. Елевферия митр. Евлогmo (1928 г.)
// Вестник Русского Христианского движения. 1990. Н2158. С.285-293; Крестный
путь русской иерархии, из писем протопресвитсра В.Виноградова
владыке Иоанну Шаховскому // Вестник Русского Христианского движения.
1987. Н2150. С.251-255; Мейендорф И. Святейший Патриарх Тихон - служитель
единства Церкви // Вестник Ленинградской Духовной Академии.
1990. Н23. C.30-41.
8 Польский М., nрртоnресвитер. Новые мученики российские: В 2 тт.
Джорданвилль, Нью-Иорк: Свято-Троицкий MOI\aCТbJpb, 1949-1957; Андреев
и.М. Заметки о катакомбной церкви в СССР. Джорданвилль: СвятоТроицкий
монастырь, 1947; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 19171945.
Париж: Имка-Пресс, 1977; Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения"
Церковь и государство в Советском Союзе: В 3 тт. Джорданвилль,
Нью-Иорк: Свято-Троицкий монастырь, 1987-1988.
9 Поспеловекий Д. 'Пзе Russian СЬшсЬ under the Soviet regime 19171982.
New York, 1984; Он же. Митрополит Серrnй и расколы справа //
Вестник Русского Христианского движения. 1990. Н!!158. С.53-81; Он же.
По поводу церковного раскола // Ленинградская панорама. 1991. Н!!3. С.3335;
Струве Н. Les chretiens еп URSS. Paris: Editions du sevi1, 1963; Он же.
Соловецкие епископы и декларация митрополита Сергия 1927 г. // Вестник
Русского Христианского движения. 1988. Н2152. С.207-211; Он же. Возвращение
утраченного // Журнал Московской Патриархии. 1991. Н21. с.3537;
Chrysostomus J. Кirchengeschichte Russ1ands der neuesten Zeit. 3 Bd.
МUnсЬеп, 1965-1968; DIJpmann D. Die Russische Orthodoxe Кirche in
Geschichte und Gegenwart. Ber1in, 1977.
9
Стр.9
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Возникновение иосифлянства. Ленинградская епархия . . . ..
1 О
«Буевское» течение. По материалам следственных дел ..... , 38
«Викторианское» разделение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 50
«Истинно-православные» в Московской и Тверской
епархиях. По материалам следственных дел. . . . . . .
66
Распространение движения по стране . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 90
Усиление репрессий. Иосифляне в 1930-е годы. . . . . . . . . .. 158
ИIЩ как одно из течений катакомбной церкви. Иосифляне в
1941-1960-е годы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 185
Прuложенuе 1. Документальные материалы. . . . . . . . . . . . .. 204
Прuложенuе 1I. Биографические материалы .............. 274
Список литературы .................................. 371
Указатель имен ............ . ........................ 377
Стр.399