Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви (290,00 руб.)

0   0
Первый авторШкаровский Михаил Витальевич
Издательство[Б.и.]
Страниц400
ID663662
АннотацияНастоящая книга посвящена малоизученным аспектам церковной истории ХХ века - иосифлянскому течению, одному из течений в русской православной церкви легальной и полулегальной антисергианской оппозиции, выступившей против фактического подчинения Церкви государству. В книге использованы материалы из исторических и партийных архивов и также из архивов репрессивных органов. Даны подробные биографические материалы иерархов, священников, монахов.
Кому рекомендованоКнига предназначена для специалистов по новейшей истории, историков церкви, а также для всех, кто интересуется отечественным прошлым.
ISBN5-87427-016-7
УДК271.2
ББК86.372
Шкаровский, М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви / М.В. Шкаровский .— : [Б.и.], 1999 .— 400 с. — Библиогр.: с. 371-376 .— ISBN 5-88977-049-7 .— ISBN 5-87427-016-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/663662 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Иосифлянство__Течение_в_Русской_Православной_Церкви.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.399
Иосифлянство__Течение_в_Русской_Православной_Церкви.pdf
ББК 86.372 Ш32 Ш32 Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. спб.: НИЦ «Мемориал», 1999. 400 с. ISBN 5-87427-016-7 Настоящая книга посвящена малоизученным аспектам церковной истории ХХ века - иосифлянскому течению, одному из течений в русской православной церкви легальной и полулегальной антисергианской оппозиции, выступившей против фактического подчинения Церкви государству. В книге использованы материалы из исторических и партийных архивов и также из архивов репрессивных органов. Даны подробные биографические материалы иерархов, священников, монахов. Книга предназначена для специалистов по новейшей истории, историков церкви, а также для всех, кто интересуется отечественным прошлым. ББК 86.372 ISBN 5-87427-016-7 ISBN 5-88977-049-7 ~ ~.В.UПкаровскиЙ,1999 ~ ниц «~емориал», 1999 ~ ДЕАН, 1999
Стр.2
Предисловие Православная Церковь в России почти всю ее многовековую историю играла важную стабилизирующую, консолидирующую роль, особенно в моменrы острых катаклизмов. Так и в годы гражданской войны она не встала открыто на сторону какой-либо из противоборствующих сил, Пач>иарх и Священный Синод вели борьбу за npeкращение братоубийственной розни, одержимости политическими страстями, проповедуя терпимость и братолюбие. В первое десятилетие существования советского государства попытки гражданских властей подчинить Православную Церковь, поставить ее под полный контроль, сделать «придатком государственного аппарата» (обновленческий и т.п. расколы) в целом заканчивались неудачей. Уже тогда появились и катакомбные (тайные) общины, которые перешли на нелегальное положение. События конца 1920-х стали отправной точкой нового острейшего кризиса в Пач>иаршей Церкви. Рубежом явилась легализация Временного Пач>иаршего Священноrо Синода (ВПСС) при Заместителе Пач>иаршего Местоблюстителя мИ"Ip. Сергии (Сч>агородском), потребовавшая значительных уступок. Декларация 1927 года, означавшая отход от позиции аполитичности, привела к возникновению новой формы взаимоотношений Патриаршей Церкви с государством. Именно с этого времени бьm установлен тотальный контроль гражданских властей над В"Уч>ицерковной жизнью. Такие компромиссы бьmи негативно восприняты многими священнослужителями и мирянами. Возникшее в 1927 движение непоминающих (гражданские власти и мИ"Ip. Сергия) было широко распросч>анено по стране - первоначально около сорока архиереев отказались от админисч>ативного подчинения Заместителю Пач>иаршего Местоблюстителя и ВПСс. Центральное место среди непоминающих занимала наиболее сильная иосифлянская группа, получившая свое название по имени руководителя, мИ"Ip. Ленинградского Иосифа (Пe"IpOвых). Цель настоящей работы - исследование иосифлянского движения, являвшегося попыткой части духовенства и верующих найти самостоятельный (альтернативный сергианскому и катакомбному) путь развития в форме леrальной или полулегальной оппозиции советскому государству в условиях утверждавшегося в стране тоталитарного режима. 3
Стр.3
Опыт последующих десятилетий показывает, что единственной альтернативой избранному митр. Сергием компромиссному пуги был переход духовенства на нелегальное положение, самоуправление епархий и прихоДов, возникновение катакомбной церкви. Однако для большинства верующих, духовенства, иерархов это оказалось неприемлемым. Иосифляне пошли по пуги легальной оппозиции, и их дальнейшая судьба сложилась трагически. В советской и· зарубежной историографии нет специальных работ, посвященных иосифлянскому движению, тем не менее, эта тема затрагивается в общем контексте истории Церкви первой половины хх века в трудах npeдставителей официальной советской историографии, священнослужителей Московской Патриархии и зарубежных исследователей. Авторы, как правило, находятся на различных церковных позициях, придерживаются противоположных политических взглядов, что зачастую приводит к искажениям в описании событий эпохи. Поэтому мы считаем необходимым оценивать достоверность используемых в данной работе исследований, учиты ая полигические и церковные симпатии авторов и соизмеряя их с концепциями этих работ. труды советских историков Православной Церкви имеют общий обзорный характер и выражают официальную идеологию (Гордиенко н.с., Корзун м.с. и др.). Церковь здесь представлена реакционным, антинародным институтом, а иосифлянское движение названо «черносотенным» 1 . В работах современных российских историков В.А.Алексеева и М.И.Одинцова, посвященных в основном государственной религиозной политике в СССР, в отношении внутрицерковной борьбы преобладает нейтральный подход. Касаясь же «иосифлянского раскола», Алексеев отмечает, что он не стал заметным явлением в истории Православия2 . Значительный интерес представляют исторические труды священнослужителей Патриаршей Русской Православной Церкви: митр. Мануила (Лемешевскоro), игум. Иннокентия (Павлова), А.И.Кузнецова и митр. Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева). Они содержат большое количество фактического материала, в концептуальном же отношении идеализируют церковную политику митр. Сергия (Страroродского), в оценке действий которого отсутствует. какойлибо критический подход. Иосифляне названы раскольниками, а митр. Иоанн даже утверждает, что они подвергали поруганию все, что признавалось в Православной Церкви святы ей •. Такой же позиции в своих воспоминаниях прндерживался и скончавшийся в 1986 профессор Ленинградского университета Н.А.МещерскиЙ, игравший активную роль в движении на начальном этапе, но затем изменивший свою позицию3. 4
Стр.4
Прямо противоположной точки зрения придерживаются представиreли разных течений катакомбной церкви, исторические концепции которых не во всем совпадают друг с другом. Деятели «Богородичного центра» считают Патриаршую Церковь после принятия Декларации 1927 «одним из главных столпов коммунистического режима в СССР, действующим по наущению дьявола»4. К другому направлению катакомбников принадлежит еп. Готский Амвросий (Сивере). В своем историческом исследовании он, осуждая сергиан, старается избегать полемических крайностей. Во многих аспектах объективно оценивая роль и размах иосифлянского движения, еп. Амвросий хронологически ограничивает их деятельность началом 1930-х и зачаС1)'Ю не всегда оправданно отождествляет иосифлян с катакомбниками5 . К взглядам последних близка позиция новых антисергиан. Так, З.Крахмальникова напрямую связывает установление и развитие советского тоталитаризма с позицией Московской Патриархииб. Большой вклад в изучение русского Православия внесли зарубежные исследователи, главным образом эмигрантыI из России. В их работах также велико влияние собственных церковных позиций. Так, протопресв. Василий Виноградов, прот. Иоанн Мейендорф, митр. Елевферий (Богоявленский) указывают на оправданность в целом позиции митр. Сергия. Декларация, по их мнению, не прибавила ничего нового к заявлениям Патриарха Тихона о лояльности7. работы же антисергиан - м.польского, И.Андреева, В.Степанова (Русака), Л.Регельсона - посвящены в целом движению сопротивления в Русской Церкви, иосифлянское движение в них не выделено и приводится лишь как одна из форм церковного сопротивления. Эти авторы считают, что митр. Сергий предал ново мучеников, томившихся в лагерях, пошел на неизмеримо более глубокий, чем его предшественники, компромисс с властью и этим изменил патриарху Тихону и Местоблюстителю митр. Петру (Полянскому)8. Наиболее объективную и научно взвешенную позицию занимают западные историки - Дмитрий Поспеловский, Никита Струве, и.о.хризостомус (Блашкевич), Ганс-Диreр Депман и другие9 . Значительное внимание проблемам «церковной смуты» конца 1920-х уделяет д.поспеловсКИЙ: иосифлянское движение в России он оценивает как самый крайний раскол справа, считает что иосифляне пытались образовать параллельную церковь, зачастую не разделяет деятельность иосифлянских и катакомбных свяшеннослужиreлеЙ. Поспеловский утверждает, что Декларация митр. Сергия в основном продолжила линию Патриарха Тихона и Местоблюcтиreля Петра, но не придает существенного значения допущенному с 1927 контролю властей за кадровой церковной политикой (санкционированию лю5
Стр.5
бого назначения священнослужителей со стороны rocy дарственных органов). Следует таюке 0ThIе1ЮЪ, что в силу объекrnвных причин обширная зарубежная историческая литера'l)1Jа имеет оrpаниченную источннковую базу, материалы российских архивов использованы в ней в небольшой степени. Основными источниками при написании данной работы послужили материалы Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.). Епархиальный архив, созданный лишь несколько лет назад, практически не содержит материалов до 1945, поэтому источники ЦГА СПб являются уникальными. Большая часть их ранее была засекречена и закрыта для исследователей, а находившиеся в свободном ДОC'I)'пе практически не бьши вовлечены в научный оборот. Работая ведущим научным сотрудником архива, автор имел возможность систематического изучения необходимых описей и документов. По исследуемой теме в ЦГА СПб. содержатся в основном материалы государственных учреждений, реryлирующих деятельность религиозных организаций в Ленннrpадской области. Наиболее крупный комплекс документов хранится в фонде Ленинrpадского городского исполнительного комитета (ф.7384), в описи дел городской комиссин по делам культов, в 1931 сменившей стол регистрации обществ, союзов, религиозных организаций и унаследовавшей его архивы. Это, прежде всего, дела по наблюдению за деятельностью храмов Ленинrpада, в том числе иосифлянских: исторические справки, инвентарные описи, анкеты и списки членов двадцаток, священнослужителей, протоколы приходских собраний, переписка и т.д. Значительную ценность представляют данные о закрытии и разрушении церквей, проведении религиозных празднеств, арестах и высьшке представителей духовенства. Аналогичные сведения в масштабах области содержатся в фонде Ленинrpадского областного исполнительного комитета (ф. 7179). Материалы районных инспекторов по делам культов и столов регистрации сохранились не полностью. Лучше они представлены в фондах Петроrpадского (ф.151), Московско-Нарвского (ф.IО4) и Октябрьского (ф.4914) районных исполнительных комитетов Ленинrpада, в них отложились малоизвестные циркуляры вышестоящих инстанций. Значительная часть аналогичных документов Василеостровского, Смольнинского и ряда других райисполкомов до сих пор закрыта для исследователей. Ценные сведения бьши почерпнуты из фонда Петроrpадского ryбернского совета (ф.lООО), включающего переписку Ленroрисполкома с ОГПУ конца 1920-х - начала 1930-х. К сожалению, до сих пор не рассекречена переписка, касающаяся репрессивных антицерковных кампаний второй половины 1930-х. Заключительный период 6
Стр.6
избранной темы - прекращение деятельности последней иосифлянской церковной общины в годы войны - освещают материалы фонда У полномоченного Совета по делам Русской православной церкви по Ленинrpадской области (ф.9324). Кроме того, ряд подборок документов по внyq>ицерковной борьбе в 1920-е бьm изучен в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии. Автором также бьmи использованы материалы репрессивных органов. Следственные дела по процессам «буевцев» - сторонников еп. Алексия (Буя) (1930 и 1932) недавно рассекречены и переданы в Центр документации новейшей истории Воронежской области (ЦДНИ ВО). В них освещена история иосифлянского движения в Центрально-Черноземной области в 1928-1932, содержатся биографические сведения о воронежских иосифлянах, в том числе таких известных церковных деятелях, как еп. Алексий (Буй), протоиереи Иоанн Стеблин-Каменский и Николай Дулов~ аРХИl\f. Игнатий (Бирюков) и многие другие (ф.9323, оп.2, д. П-17699, П-24705). Материалы следственного дела «Казанского филиала Всесоюзного центра контрреволюционной церковно-монархической организации "Истинно-Православная церковь"» (1931) содержатся в архиве Комитета государственной безопасности Республики Татарстан. В них собраны сведения о 33 обвиняемых - представителях духовенства и интеллигенции Казани, среди которых бьmи бывшие профессора Духовной академии, приходские священники, монахини, два епископа: Нектарий (Трезв ине кий) и Иоасаф (Удалов) и др. (ф.арх.след. дел, д.2-18199). Следственное дело организации «Истинное Православие» Подмосковья и Тверской епархии (1930-1931) хранится в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). По делу бьmо привлечено 63 человека: серпуховские и тверские священнослужители и миряне, в том числе еп. Максим (Жижиленко), протоиереи Александр Кремышенский и Александр Левковский (ф.l0035, оп.l, д.28850). Автор изучил в Г АРФе также следственные дела серпуховских иосифлян (1928, дЛ-519ОЗ), организации «Истинное Православие» в Загорском, Клинском и Сходненском районах Московской области (1931, дЛ-60406), прот. Сергия Голощапова (1937, дЛ-32867) и др. Значительно расширило представление о деятельности непоминающих Поволжья дело Самарского филиала организации «Истинно-Православная церковь» (1930) из архива Управления ФСБ РФ по Самарской области (ф.арх.-след. дел, дЛ-17773), а также материалы Центра документации новейшей истории Костромской области и архива Управления ФСБ РФ по Ивановской области. 7
Стр.7
Несколько рассекреченных следспенных дел украинских иосифлян было просмотрено В Центральном государственном архиве общественных объединений Украины. Наибольший интерес из них представляет 20-томное дело (1932). В нем
Стр.8
христианского Востока, 1979-1989; Иннокентий (Павлов), игумен. О декларации Митрополита Сергия // Журнал Московской Патриархии. 1992. Н211/12. С.70-75; Кузнецов АЛ. Обновленческий раскол в Русской Церкви: В 3 1т. Астрахань, 1956-1959. (Рукопись); Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия - «Григорианский», «ЯрославскиЙ», «Иосифлянский», «Викторианский» и друrnе: Их особенности и история. Сортавала: Издательство Сортавальской книжной типографии, 1993; Он же. Мmpoполит Мануил (ЛемешевскиЙ). Биографический очерк. СПб.: Danza, 1993; Мещерский н.А. На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною ... Л., 1982. (Рукопись). 4 Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Красная Патриархия. Волки в овечьей шкуре. М.: Богородичный Центр, 1992; Трагедия Красной Церкви. М.: Богородичный Центр, 1992. 5 Амвросий (Сивере),· епископ. Истоки и связи катакомбной церкви в Ленинграде и области (1922-1992 fТ.) м., 1993 . (Рукопись). 6 Крахмальникова 3. Горькие плоды сладкого плена // Русская мысль. 1989. 20 января - 20 марта; Она же. Еще раз о горьких плодах сладкого плена // Русская мысль. 1989. 23 шаия - 14 шаля; Она же. В поисках обещанного рая. Заметки о церковной жизни в России ХХ века // Нева. 1992. Н210. с.205-238. 7 Елевферий (Богоявленский), митрополит. Неделя в Патриархии. Париж: YMCA-PRESS, 1933; Доклад митр. Елевферия митр. Евлогmo (1928 г.) // Вестник Русского Христианского движения. 1990. Н2158. С.285-293; Крестный путь русской иерархии, из писем протопресвитсра В.Виноградова владыке Иоанну Шаховскому // Вестник Русского Христианского движения. 1987. Н2150. С.251-255; Мейендорф И. Святейший Патриарх Тихон - служитель единства Церкви // Вестник Ленинградской Духовной Академии. 1990. Н23. C.30-41. 8 Польский М., nрртоnресвитер. Новые мученики российские: В 2 тт. Джорданвилль, Нью-Иорк: Свято-Троицкий MOI\aCТbJpb, 1949-1957; Андреев и.М. Заметки о катакомбной церкви в СССР. Джорданвилль: СвятоТроицкий монастырь, 1947; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 19171945. Париж: Имка-Пресс, 1977; Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения" Церковь и государство в Советском Союзе: В 3 тт. Джорданвилль, Нью-Иорк: Свято-Троицкий монастырь, 1987-1988. 9 Поспеловекий Д. 'Пзе Russian СЬшсЬ under the Soviet regime 19171982. New York, 1984; Он же. Митрополит Серrnй и расколы справа // Вестник Русского Христианского движения. 1990. Н!!158. С.53-81; Он же. По поводу церковного раскола // Ленинградская панорама. 1991. Н!!3. С.3335; Струве Н. Les chretiens еп URSS. Paris: Editions du sevi1, 1963; Он же. Соловецкие епископы и декларация митрополита Сергия 1927 г. // Вестник Русского Христианского движения. 1988. Н2152. С.207-211; Он же. Возвращение утраченного // Журнал Московской Патриархии. 1991. Н21. с.3537; Chrysostomus J. Кirchengeschichte Russ1ands der neuesten Zeit. 3 Bd. МUnсЬеп, 1965-1968; DIJpmann D. Die Russische Orthodoxe Кirche in Geschichte und Gegenwart. Ber1in, 1977. 9
Стр.9
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Возникновение иосифлянства. Ленинградская епархия . . . .. 1 О «Буевское» течение. По материалам следственных дел ..... , 38 «Викторианское» разделение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 50 «Истинно-православные» в Московской и Тверской епархиях. По материалам следственных дел. . . . . . . 66 Распространение движения по стране . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 90 Усиление репрессий. Иосифляне в 1930-е годы. . . . . . . . . .. 158 ИIЩ как одно из течений катакомбной церкви. Иосифляне в 1941-1960-е годы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 185 Прuложенuе 1. Документальные материалы. . . . . . . . . . . . .. 204 Прuложенuе 1I. Биографические материалы .............. 274 Список литературы .................................. 371 Указатель имен ............ . ........................ 377
Стр.399

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.