Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации
ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
№ 5
2019
Владимир Караковский
(1932–2015),
основатель журнала
РЕДАКЦИЯ:
Елена Шишмакова,
и.о. главного редактора
Светлана Лячина
ответственный секретарь
,
Людмила Асанова,
корректор
Максим Буланов,
в¸рстка
воспитательная
работа в школе
ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ СПЕЦИАЛИСТА ПО ВОСПИТАНИЮ
ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ ЖУРНАЛА
Алиева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Бедерханова Вера Петровна,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Борытко Николай Михайлович,
доктор педагогических наук, г. Волгоград
Григорьева Алевтина Ивановна,
кандидат педагогических наук, г. Тула
Карпушин Николай Яковлевич,
кандидат педагогических наук, г. Пермь
Колесникова Ирина Аполлоновна,
доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург
Круглов Юрий Георгиевич,
доктор педагогических наук, г. Москва
Куприянов Борис Викторович,
доктор педагогических наук, г. Кострома
Адрес :
109341, Ìîñêâà,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2
Телефоны :
(495) 345-52-00
Учредитель и издатель:
Издательский дом
«Народное образование»
© Народное образование, 2019
Электронная почта:
narodnoe@narodnoe.org
narob@yandex.ru
www. narodnoe.org
Кушнир Алексей Михайлович,
кандидат психологических наук, г. Москва
Леванова Елена Александровна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Лузина Людмила Михайловна,
доктор педагогических наук, г. Псков
Остапенко Андрей Александрович,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Паладьев Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, г. Ярославль
Фришман Ирина Игоревна,
доктор педагогических наук, г. Москва
НАРО ДНОЕ ОБР АЗОВАНИЕ
Стр.2
Великие воспитатели рода человеческого
Предложенный С.Н. Лысенковой при¸м «комментированного управления»
заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит
не только учитель, но и ученики, комментируя вслух выполнение
задания и ведя за собой остальных учащихся, тем самым задавая уроку
общий темп.
Софья Николаевна
Лысенкова (24 февраля
1924 — 6 декабря 2012) —
педагог-новатор, заслуженный
учитель школы РСФСР, народный
учитель ÑÑÑÐ, в 1999 ã.
ей была присвоена высшая
отраслевая награда Министерства
общего и профессионального
образования Российской
Федерации — медаль
К.Д. Ушинского.
В 1945 ã. окончила 10 êëàññîâ,
после чего поступила
в 11-й педагогический класс
349-é московской øêîëû.
По окончании педагогического
класса в 1946 году начинает
работать в качестве
учителя начальных классов
московской школы ¹587.
Разработала методику
перспективного обучения
учащихся начальных классов
с использованием опорных
схем при комментированном
управлении учебным процессом.
Использовала алгоритмизацию
учебного материала
в виде опорных сигналов.
Важнейший элемент методики С.Н. Лысенковой — опережающее обучение,
которое состоит в предварительном пробном изучении наиболее
трудного материала (знакомство с понятиями будущей темы, их уточнение
и пр.) задолго до его прохождения по программе.
Исходя из своего многолетнего опыта, С.Н. Лысенкова пришла к интересным
выводам о совершенствовании системы обучения в младших
классах. Это, прежде всего, идея комментированного управления учебным
процессом. Сначала это был при¸м по включению каждого реб¸нка
в учебную работу, а потом — как важный элемент методической системы.
Его смысл состоит в том, что, по предложению учительницы, один из учеников
вслух проговаривает все свои учебные действия, точнее операции.
Даже при решении простого примера 2 + 3 = 5 один ученик вслух говорит,
какие действия он производит, т.е. он «вед¸т». В это время все учащиеся
в своих тетрадях делают то же. Все они понимают смысл производимых
действий. По сути, это этап интериоризации при формировании умственных
действий (по П.Я. Гальперину и Н.Ф. Талызиной). Так выдерживается
высокий темп урока, развиваются у ребят речь, логическое мышление.
К четв¸ртому классу комментированное управление перерастает в доказательное.
Надо сказать, что при¸м комментирования широко использовался
в средних классах в опыте липецких учителей (1960).
Идея опережающего обучения, характерного для методической системы
С.Н. Лысенковой, навеяна мыслью Л.С. Выготского о зонах актуального
и ближайшего развития. Учительница подтвердила жизненность этой мысли
и блестяще е¸ реализовала в начальных классах. Реализация опережающего
обучения имеет три этапа:
I — предварительная подготовка учащихся: введение первых порций
(элементов) будущих знаний;
II — уточнение новых понятий и их применение;
III — открытие новых перспектив, развитие беглости мыслительных
при¸мов и учебных действий.
В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно
усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку дети быстрее воспринимают
новый материал.
В практической деятельности С.Н. Лысенкова использует и алгоритмы.
В частности, по этому принципу она широко пользуется опорными схемами,
а также другими пособиями, набором дидактических знаков, таблиц,
карточек. Схемы помогают учащимся овладению мыслительными при¸мами.
С.Н. Лысенкова отказалась от дополнительных занятий с учащимися,
считая их пустой тратой времени. Благодаря разработанной системе
ей удалось добиться нормальной успеваемости всех учащихся.
Человечностью, гуманизмом отличается общение С.Н. Лысенковой
с учащимися. Это вызывает ответную любовь и доверие детей к ней.
По материалам интернет-ресурсов.
В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 5 / 19
Стр.3
СОСОДЕРЖАНИЕ
ДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Мехова Т.А.
Воспитание человека будущего на «çàêâàñêå òðàäèöèè» . . . . . . . . . . .5
Строганова Л.В.
Заповеди семейного воспитания и современность.
В помощь классному руководителю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Ермольчик В.Е.
Социализация ðåá¸íêà. Взаимодействие школы и семьи . . . . . . . . . 13
КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ
Мурашов А.А.
«Необычные äåòè» с особым чувством слова или гармонии . . . . . . . 17
Базарный В.Ф.
Эмоционально мотивированный посильный творческий труд
на этапе детства — основа развития здоровой,
творческой духовно-нравственной личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Зелинский К.В.
О áåäíîì... учителе замолвите ñëîâî. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Ëîãà÷¸âà Î.Í.
Русская литература как учебник жизни. Воспитание отторжения
страсти любодеяния через страницы русской классики . . . . . . . . . . 39
УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Мазниченко М.А., Шуванова В.П., Зиновьева А.А.
Ранняя комплексная профориентация: преемственность
детского сада и начальной øêîëû. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Мазниченко М.А., Молчанюк К.Н.
Подготовка старшеклассников к жизненному выбору:
перспективно-сценарный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
3
Стр.4
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Шушарина В.В.
Материалы для родительского собрания
«Подводные камни информационного пространства» . . . . . . . . . . . 55
Строганова Л.В.
Классный час на тему: «Можно ли изменить свой характер?»
(äëÿ 5-ãî êëàññà). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Юрченко И.В.
Каким я родился... Воспитательные возможности предметного
«ïîãðóæåíèÿ» в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
СЦЕНАРИИ И АЛГОРИТМЫ
Тананко Н.В.
Сценарий ìèòèíãà, посвящ¸нного Дню Ïîáåäû. . . . . . . . . . . . . . . . . 73
4
Подписано в печать 28.05.2020. Формат 70 х 100/16.
Бумага типографская. Печать îôñåòíàÿ. Ïå÷. ë. 10. Óñë. ïå÷. ë. 10.
Тираж 500 ýêç.
Заказ ¹ 0604
Издательский дом «Народное образование», 109341, Москва,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2. Òåë.: (495) 345-52-00, www. narodnoe.org
Отпечатано в типографии «ÍÈÈ школьных òåõíîëîãèé». Òåë. (495) 972-59-62
© Издательский дом «Народное образование»
В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 5 / 19
Стр.5