МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
В. А. Тенькова
ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ
В РАБОТЕ С ГРУППАМИ
Учебная программа дисциплины
и планы практических занятий для вузов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2016
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Гештальттерапия в работе с группами» относится
к блоку «Дисциплины (модули)» Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования по направлению подготовки
37.04.01 Психология (магистратура) и входит в вариативную часть этого
блока по магистерской программе «Социальная психология» (дисциплина
по выбору).
Знания гештальттерапии в работе с группами являются необходимыми
и важными при подготовке магистров психологии по программе «Социальная
психология», в связи с этим представляется важным включение дисциплины
«Гештальттерапия в работе с группами» в учебный план подготовки
магистров в университете.
Гештальтподход в работе с группой представляет собой экзистенциальный
и феноменологический подход, основанный на принципах фокусирования
сознания на актуальной действительности и на непосредственном
опыте. Знание теоретических и практических основ гештальттерапии
в работе с групповыми процессами помогает члену группы формировать
ответственность за обстановку в группе и определять свою часть в
ее сотворении, исследовать пути, позволяющие развиваться и расти внутри
и вне группы, рассчитывать на собственные возможности и становится
менее зависимым и менее поддающимся манипулированию в отношениях
с другими.
Цель изучения учебной дисциплины – формирование у будущих специалистов
целостного представления о системе методологических, теоретических
и технологических знаний в области гештальттерапии в работе с
группами, о ее сущности, основных задачах, сферах применения, особенностях
реализации в групповой терапии.
3
Стр.3
ния в нестандартных ситуациях с учетом этических норм и стандартов работы
гештальттерапевта; части владений навыками принятия профессиональных
решений в рамках профессиональной и этической компетенции
гештальттерапевта.
б) профессиональные (ПК) – способность и готовность к:
– готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических
свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности
человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных
этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной,
этнической, профессиональной и другим социальным группам
(ПК-5) – в части знаний категориального аппарата, методологических
принципов, основных проблем и феноменологии гештальттерапии в работе
с группой, используемых в ней методов, области практического применения
знаний гештальтерапии в работе с группами; умений анализировать,
объяснять и интерпретировать с позиций гештальтподхода специфику,
особенности и закономерности развития социальных групп;
– способность создавать программы, направленные на предупреждение
профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений
в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением
современного психологического инструментария (ПК-6) – в части
знаний методических основ гештальтподхода для разработки средств
психологического воздействия на личность и группу с целью оптимизации
их функционирования, деятельности, общения, в том числе конфликтного;
умений разрабатывать и анализировать различные методы и
приемы практической работы гештальт-психолога с позиций их преимуществ
и ограничений в конкретной сфере профессиональной деятельности;
формировать и реализовывать программы и технологии, направленные
на предупреждение возможных расстройств психики; в части владе6
Стр.6
ний. основными техниками и приемами психологического воздействия на
межличностные и групповые отношения субъекта с реальным миром с
целью оптимизации психической деятельности людей и их групп; приемами
оказания психологической помощи в различных проблемных ситуациях.
Объем
дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с
учебным планом составляет 3 ЗЕТ / 108 часов.
Трудоемкость (часы)
Вид учебной работы
Аудиторные занятия
в том числе:
лекции
Всего
В том числе в
интерактивной
форме*
По семестрам
3 сем.
32 32 32
0 0 0
Самостоятельная работа
Итого:
практические 32 32 32
лабораторные 0 0 0
76 0 76
108 32 108
Форма промежуточной
аттестации зачет
зачет
Программа разработана в соответствии с логикой и структурой образовательного
стандарта высшего образования по направлению подготовки
37.04.01 Психология (магистратура). Изучение курса рассчитано на один
семестр, завершается зачетом.
7
Стр.7
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(Программа «Социальная психология»)
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Виды занятий (часов)
Лекции Семинары /
пр. занятия
Самостоятельная
работа
1 Концептуальнаябаза
гештальттерапии 0 4 7
2 Теория контакта в
гештальттерапии 0 2 6
3
4
Основной инструментарий
в работе
гештальттерапевта
Терапевтические
отношения терапевта
и клиента в гештальттерапии
5
6
Телесный
процесс и
терапевтические
стратегии работы в
гештальттерапии
Гештальттерапия
как творческий
процесс
8
Феноменологический
подход, теория
контакта и теория
поля как методологическая
основа
групповой гештальттерапии
9
Теории
группового
развития и гештальттерапия
0
4 7
0 2 6
Всего
11
8
11
8
0 2 6
8
0 4 8
7 Супервизия в гештальттерапии
0 2 4
12
6
0 6 9
15
0 2 8
8
10
Стр.8
10
11
Основные рабочие
проблемы группового
гештальттерапевта
Этические
принципы
гештальтподхода
в работе с группой
Всего
0 2 8
0 2 7
32 76
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Концептуальная база гештальттерапии
Гештальттерапия и гештальтпсихология: «гештальт» как целостность,
фигура-фон соотношения, контур. Концепция равновесия в гештальттерапии
и гештальтпсихологии. Холистическая теория как целостная теория организма
в гештальттерапии. Феноменологический метод как основа базового
принципа гештальттерапии – осознавания. Теория поля – фундаментальная
база гештальттерапии.
Основные классики гештальттерапии: Фредерик Перлз, Лаура Перлз,
Пол Гудмен, ИзидорФром, Пол Вейсс, Ирвин Польстер, МириамПольстер,
Джозеф Зинкер, Серж Гингер, Анна Гингер, Гордон Вилер, Сильвия Флеминг
Крокер, Роберт Резник, Жан-Мари Робин, Маргерита СпаньолоЛобб и др.
Тема 2. Теория контакта в гештальттерапии
Значение настоящего момента в теории и практике гештальттерапии.
Осознавание как инструмент для исследования взаимодействия индивидуума
и среды. Осознавание ощущений, чувств, желаний, ценностей.
Понятие о контакте в гештальттерапии. Контактная граница и творческое
приспособление. Способы контакта (зрение, слух, вкус, обоняние, прикосновение,
движение, поза, речь).
9
10
9
108
Стр.9
Цикл контакта. Фазы контакта. Преконтакт, контакт, финальный контакт,
постконтакт (по Гудмену).
Основные механизмы регулирования границы. Дисфункциональные
механизмы регулирования границы контакта: конфлюэнция, интроекция,
проекция, ретрофлексия, дефлексия, эготизм.
Цикл контакта и механизмы его прерывания.
Тема 3. Основной инструментарий
в работе гештальт-терапевта
Взгляды на изменения в гештальттерапии: парадоксальная теория изменений.
Поддержка и фрустрация в гештальттерапии. Структура и динамика
терапевтической сессии: тактика гештальт-терапевта и направленность
интервенций.
Работа с полярностями и стадии в гештальт-терапевтической сессии.
Стадии работы с полярностями. Формулировка проблемы. Работа с
внешними полярностями. Работа с внутренними полярностями. Интеграция.
Основные стратегии работы гешьтальттерапевта с полярностями.
Структурная («пятислойная модель») модель невроза как вариант
стратегии терапевта в терапевтической сессии. Уровень клише. Уровень игр
и ролей. Уровень тупика. Уровень сжатия (внутреннего взрыва). Уровень
внешнего взрыва.
Эксперимент. Динамика создания эксперимента: идентификация фигуры,
предложение эксперимента, оценка риска, развитие эксперимента, завершение
эксперимента, ассимиляция.
Основные типы терапевтических интервенций и их использование
гештальт-терапевтом. Интервенции гештальт-терапевта, связанные с поддержкой
контакта и фрустрацией механизмов прерывания контакта. Терапевтические
интервенции, направленные на преодоление конфлюенции, интроекции,
проекции, ретрофлексии, дефлексии.
10
Стр.10