МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
История экономики
Учебно-методическое пособие
Составитель
Е.А. Кузнецова
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2016
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................................. 4
Цели и задачи изучения учебной дисциплины ............................................... 5
Требования к уровню освоения содержания дисциплины ............................ 6
Объем дисциплины и виды учебной работы .................................................. 7
Программа курса ................................................................................................ 9
Учебно-методическое обеспечение изучения
дисциплины «История экономики» ............................................................... 18
Библиографический список ............................................................................ 71
Методические рекомендации по изучению дисциплины ........................... 73
Тесты для практических занятий ................................................................... 76
Примерная тематика докладов ....................................................................... 93
Перечень тем контрольных работ .................................................................. 95
Вопросы для промежуточной аттестации ..................................................... 97
Словарь основных терминов и понятий ...................................................... 101
3
Стр.3
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
– знать: историческую взаимосвязь и последовательность становления
и развития доиндустриальной и постиндустриальной экономики;
основные процессы мировой и отечественной экономической истории;
историко-экономическую картину развития стран и народностей мира;
сущность экономической политики государств и закономерность эволюционных
процессов общественного производства.
– уметь: на основе эмпирического материала осуществлять поиск
закономерностей историко-экономического развития; анализировать
процессы и явления, происходящие в обществе; давать самостоятельную
оценку развития мировой и отечественной экономической мысли, разрабатывать
альтернативные варианты хозяйственной политики; использовать
полученные знания для анализа социально-экономической политики
и оценки результатов проводимых экономических реформ.
– владеть: мировоззренческим мышлением и методами оценки реальной
экономики; навыками извлечения необходимой информации по
проблемам экономики; навыками систематической работы с учебной и
справочной литературой по экономической проблематике; целостным
представлением о культуре экономической мысли.
Кроме того, студент в результате освоения дисциплины должен
приобрести:
а) общекультурные компетенции (ОК):
– способен анализировать основные этапы и закономерности исторического
развития общества для формирования гражданской позиции
(ОК-2);
– способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные,
этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
б) профессиональные компетенции (ПК):
– способен, используя отечественные и зарубежные источники информации,
собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить
информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7).
6
Стр.6
Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с
учебным планом – 3 зет /108 часов.
Разделы дисциплины и виды занятий
№
п/п
Наименование
раздела дисциплины
2
Азиатский способ производства
и античное рабство:
сравнительный историкоэкономический
анализ
3 Генезис феодализма
4
5
6
7
8
Особенности становления и
развития феодальной экономики
в Англии, Франции,
Германии и Японии
Возникновение и развитие
капиталистической экономики
в Голландии, Англии,
Франции, США, России
Промышленный переворот и
индустриализация стран Западной
Европы в последней
трети XVIII – начале XIX в.
Реформистский путь перехода
к рыночной экономике в
Германии и России
Промышленный капитализм
в Японии (патерналистская
модель)
9
Основные тенденции в развитии
мирового капиталистического
хозяйства на рубеже
XIX – XX вв.; особенности
монополизации экономики
в ведущих странах мира.
Становление регулируемого
капитализма
10
Экономика США, Германии,
Англии после Первой мировой
войны.
Милитаризация экономики
Японии
7
Виды занятий (часов)
Лекции Семинары Самостоятельная
работа
1 Предмет, методы и функции
истории экономики 2 2 2
2 2 2
2
2
2
2 2 2
2 2 2
2 2 2
2 2 2
2 2 2
Всего
6
6
6
6
6
6
6
6
2 2 2
6
2 2 2
6
Стр.7
11
Основные тенденции и направления
развития ведущих
стран мира после Второй мировой
войны.
Важнейшие тенденции общемирового
экономического
развития.
Экономика США после Второй
мировой войны
13 Экономика Франции после
Второй мировой
2 2 2
6
12 Экономика Германии после
Второй мировой войны 2 2 2
2 2 2
14 Экономика Англии после
Второй мировой войны 2 2 2
15 Экономика Японии после
Второй мировой войны 2 2 2
16 Экономика России в 90-е гг.
XX в.
17
18
Рыночные преобразования в
«пост социалистических»
странах
Основные тенденции развития
мирового хозяйства на
современном этапе
Итого
2 2 2
2 2 2
2 2 2
36
36
Виды учебной работы
Трудоемкость (часы)
Вид учебной работы
Аудиторные занятия
в том числе:
лекции
практические
лабораторные
Самостоятельная работа
Всего
72
В том числе в
интерактивной форме
–
–
36
Итого: 108
Форма промежуточной
аттестации Зачет
8
–
–
–
–
–
По семестрам
2 сем.
72
36 – 36
36
36
–
36
108
Зачет
36
6
6
6
6
6
6
6
108
Стр.8
Программа курса
Тема 1. Предмет, методы и функции истории экономики
Формирование историко-экономической науки. Предмет истории
экономики и его эволюция в работах представителей немецкой исторической
школы, марксизма, институционализма, школы «Анналов», клиометрии.
Современные трактовки предмета. Общее и особенное в экономическом
развитии и истории экономики.
Предмет экономической истории. Неразрывная связь экономической
истории и истории экономической политики как единой историкоэкономической
науки. Методы историко-экономического анализа. Роль
историко-экономического анализа в формировании экономической культуры
кадров и развитии экономического мышления. Экономическая история
в системе наук. Функции науки. Общественные функции экономической
истории и ее место в системе экономических наук.
Основные признаки хозяйства. Основы типологии хозяйства. Россия
и мировая экономика.
Тема 2. Азиатский способ производства и античное рабство:
сравнительный историко-экономический анализ
Переход к воспроизводящему хозяйству. Древнейшие цивилизации
в долинах Великих рек Востока. Азиатский способ производства. «Восточная
стагнация». Суперимперии Древнего Востока – первая попытка
глобализации экономики.
Средиземноморский регион: новые центры цивилизации. Античные
государства: геополитические факторы и стратегия. Античный опыт имперской
глобализации экономики. Расцвет римской рабовладельческой
экономики. Рыночная инфраструктура. Нарастание кризисных явлений.
Тема 3. Генезис феодализма
Генезис феодализма; общая характеристика феодальной экономической
системы.
Пути и этапы развития средневековой экономики. Возникновение
феодальной собственности и ее эволюция. Абсолютное и условное землевладение.
9
Стр.9
Особенности восточной и западной моделей феодализма. Изменение
структуры экономики и форм хозяйствования. Поместье, вотчина,
крестьянское хозяйство, ремесленная мастерская, гильдия, цех.
Межгородская и международная торговля. Роль средиземноморской
торговли в экономическом развитии средневековой Европы.
Особенности финансовой системы. Денежное обращение и денежная
торговля. Средневековые банкиры и их операции. Начало вексельного
обращения.
Экономический быт и хозяйственная культура средневековья.
Тема 4. Особенности становления и развития феодальной экономики
в Англии, Франции, Германии и Японии
Основные черты феодальной экономики. Формирование феодальной
земельной собственности. Феодальная земельная рента и ее формы.
Натуральное хозяйство при феодализме. Экономика Франкского государства.
Сельское хозяйство Западной Европы и его особенности во
Франции, Германии и Англии. Феодальные города как центры ремесла и
торговой деятельности. Цеховая организация производства. Роль торговли
в зарождении раннекапиталистических отношений.
Экономика средневекового города: торговля и ремесло. Классическая
модель феодальной экономики (Франция).
Особенности феодального хозяйства в Англии, Германии, Японии.
Экономическая мысль Средневековья.
Этапы развития феодализма. Королевство франков. Расцвет королевств
Франции, Англии, Германии. Великие географические открытия.
Феодальная лестница. Торговля и купеческие гильдии. Развитие ярмарок.
Ганзейский союз. Экономическая мысль Средневековья. Экономическая
мысль эпохи Реформации (1517–1648).
Тема 5. Возникновение и развитие капиталистической экономики
в Голландии, Англии, Франции, США, России
Зарождение и формирование капиталистического уклада (XV–
XVIII вв.). Становление и развитие промышленного капитализма; общее
и особенное.
10
Стр.10