МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
филиал в г. Северодвинске Архангельской области
Г.В. Михеева
Теоретические и методические основы обучения
региональной фразеологии
Монография
Архангельск
Издательство «КИРА»
2012
Стр.1
УДК 373
ББК 74.268.1=411.2
М69
Рецензенты: доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания гуманитарного
института филиала ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический)
федеральный университет им. М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске
Т.В. Симашко; доктор педагогических наук, профессор, директор
института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Северный
(Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова»
И.З. Сковородкина
Печатается по решению редакционно-издателъского
совета
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Михеева, Г. В.
М 69
Теоретические и методические основы обучения региональной
фразеологии / Г. В. Михеева ; М-во образования и науки Рос. Федерации,
Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования
«Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова», Фил. в г. Северодвинске
Арханг. обл. - Архангельск : КИРА, 2012. - 142 с. : табл. -
ISBN 978-5-98450-244-3.
Агентство CIP Архангельской ОНБ
УДК 373
ББК 74.268.1=411.2
В книге представлен теоретический материал по проблеме обучения
региональной фразеологии и практические рекомендации по
организации обучения в общеобразовательной школе. Приложение
содержит учебный словарь «Фразеологизмы Архангельской области».
Книга
адресована преподавателям и студентам педагогических
вузов и колледжей, учителям общеобразовательных школ.
Издание подготовлено при финансовой поддержке
РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НА УЧНОГО ФОНДА
(региональный конкурс «Русский Север: история, современность,
перспективы» 2012 - Архангельская область, проект № 12-14-29001а
«Теоретические и методические основы обучения
региональной фразеологии»
(на материале народной фразеологии Архангельской области)
ISBN 978-5-98450-244-3
©Михеева Г. В., 2012
©ООО «КИРА», 2012
Стр.2
Оглавление
Предисловие
Глава 1. Теоретические основы обучения региональной
фразеологии
1.1 Лингвистическая и лингвокультурологическая
сущность фразеологизмов как единиц языка
1.2 Специфика образов региональных фразеологизмов
Архангельской области
1.3 Психологические и психолингвистические основы
обучения фразеологии
1.4 Вопросы обучения фразеологии в отечественной
методике
Глава 2. Методические основы обучения региональной
фразеологии
2.1 Особенности понимания и употребления фразеологизмов
младшими школьниками и учащимися
5-х классов
Литература
Приложения 1. Учебный словарь «Фразеологизмы Архангельской
области»
4
7
7
14
21
30
39
39
61
83
91
2.2 Методическая система обучения фразеологии .. 51
2.3 Обучение региональной фразеологии
Приложение 2. Семантические группы фразеологизмов.... 132
з
Стр.3
Предисловие
Актуальность разработки теоретических и методических
основ обучения региональной фразеологии обусловлена
значимостью культурологического подхода в обучении родному
языку, при котором язык рассматривается как феномен
культуры народа-носителя языка, как форма социальной и
исторической памяти народа, как культурно-историческая
среда, формирующая языковую личность.
В современном языкознании наличие национальнокультурной
специфики в семантике фразеологизмов является
общепризнанным фактом. «Фразеологические единицы, отражая
в своей семантике длительный процесс развития культуры
народа, фиксируют и передают от поколения к поколению
культурные установки и стереотипы, эталоны и архетипы.
... Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым
образом выражаются дух и своеобразие нации»
(85, 82). Национально-культурная специфика фразеологических
единиц проявляется и на региональном уровне.
Актуальность обращения к проблеме обучения региональной
фразеологии обосновывается и тем, что региональные
фразеологизмы постепенно уходят из живой речи. Зафиксированные
в областных словарях, они востребованы, как
правило, специалистами в области языкознания. Сохранить
региональную фразеологию в ее «живом» проявлении можно,
если ввести ее в практику обучения подрастающего поколения.
Под
региональной фразеологией, как одним из компонентов
содержания образования, понимается та часть богатейшего
фонда русской фразеологии, которая возникла и бытует
среди народов отдельного региона и зафиксирована в
словарях народных говоров (в нашем случае, под регионом
понимается территория Архангельской области).
Целью обучения региональной фразеологии является
приобщение школьников к культуре родного края, воспитание
чувства уважения к традициям и нравственным ценностям
народа. Освоение региональной фразеологии поможет
учащимся осознать самобытность родной культуры, её зна
Стр.4
чимость и взаимосвязь с общенациональной и мировой культурой.
В
предлагаемой читателю книге автором предпринята
попытка определить теоретические и методические основы
обучения региональной фразеологии. В силу того, что сущность
и категориальные признаки общеупотребительных и
региональных фразеологизмов как особых единиц языка совпадают,
при рассмотрении некоторых общих теоретических и
методических аспектов мы обращаемся к фразеологии русского
языка в целом.
В настоящее время, согласно имеющимся программам,
обогащение речи детей фразеологизмами может осуществляться
уже в старшем дошкольном возрасте и начальной
школе. Изучение темы «Лексика и фразеология» традиционно
осуществляется в 5-м классе общеобразовательной школы.
Поэтому теоретические и методические вопросы освещаются
нами применительно к учащимся начальной школы и 5-х
классов.
Книга состоит из 2-х глав, содержит приложения.
В первой главе освещены теоретические основы обучения
фразеологии. Раскрыты вопросы: лингвистическая и
лингвокультурологическая сущность фразеологизмов как
единиц языка; специфика образов региональных фразеологизмов.
Обучение языку предполагает учет имеющихся в
науке данных об особенностях овладения детьми значением
языковых знаков, в частности фразеологизмов, поэтому в
главе представлены соответствующие данные, полученные в
психологии и психолингвистике. Обзор методической литературы
по проблеме позволяет продемонстрировать становление
и современное состояние методики фразеологии.
Учет наличного речевого опыта детей при обучении
языку - одно из важнейших условий успешного обучения.
Вторая глава открывается параграфом, в котором представлены
результаты экспериментального исследования речи современных
школьников в плане владения ими фразеологией
родного языка. Представленные в параграфе методики обследования
могут служить основой для составления диагностических
комплексов или контрольных материалов для про
Стр.5
верки знаний и умений школьников по фразеологии как русского
языка в целом, так и региональной.
Обучение региональной фразеологии является органичным
элементом методической системы обучения фразеологии
русского языка. С этой позиции в параграфах главы дается
описание и методической системы в целом, и специфики
обучения региональной фразеологии, которая прослеживается
через систему упражнений.
В приложениях представлены учебный словарь «Фразеологизмы
Архангельской области» и семантические группы
фразеологизмов.
Книга будет полезна студентам педагогических вузов и
колледжей, учителям общеобразовательных школ.
Автор выражает глубокую признательность Эльвире
Ивановне Николаевой, дорогому учителю, руководителю
научного направления, связанного с регионализацией содержания
обучения в общеобразовательных школах Архангельской
области. Идеи Э.И. Николаевой стали источником вдохновения
для организации исследования и создания этой книги.
Стр.6