Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Теоретические и методические основы обучения региональной фразеологии (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМихеева Галина Владимировна
Издательство[Б.и.]
Страниц138
ID654168
АннотацияВ книге представлен теоретический материал по проблеме обучения региональной фразеологии и практические рекомендации по организации обучения в общеобразовательной школе. Приложение содержит учебный словарь «Фразеологизмы Архангельской области».
ISBN978-5-98450-244-3
Михеева, Г.В. Теоретические и методические основы обучения региональной фразеологии / Г.В. Михеева .— : [Б.и.], 2012 .— 138 с. — ISBN 978-5-98450-244-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/654168 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теоретические_и_методические_основы_обучения_региональной_фразеологии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» филиал в г. Северодвинске Архангельской области Г.В. Михеева Теоретические и методические основы обучения региональной фразеологии Монография Архангельск Издательство «КИРА» 2012
Стр.1
УДК 373 ББК 74.268.1=411.2 М69 Рецензенты: доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания гуманитарного института филиала ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске Т.В. Симашко; доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» И.З. Сковородкина Печатается по решению редакционно-издателъского совета Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Михеева, Г. В. М 69 Теоретические и методические основы обучения региональной фразеологии / Г. В. Михеева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова», Фил. в г. Северодвинске Арханг. обл. - Архангельск : КИРА, 2012. - 142 с. : табл. - ISBN 978-5-98450-244-3. Агентство CIP Архангельской ОНБ УДК 373 ББК 74.268.1=411.2 В книге представлен теоретический материал по проблеме обучения региональной фразеологии и практические рекомендации по организации обучения в общеобразовательной школе. Приложение содержит учебный словарь «Фразеологизмы Архангельской области». Книга адресована преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, учителям общеобразовательных школ. Издание подготовлено при финансовой поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО НА УЧНОГО ФОНДА (региональный конкурс «Русский Север: история, современность, перспективы» 2012 - Архангельская область, проект № 12-14-29001а «Теоретические и методические основы обучения региональной фразеологии» (на материале народной фразеологии Архангельской области) ISBN 978-5-98450-244-3 ©Михеева Г. В., 2012 ©ООО «КИРА», 2012
Стр.2
Оглавление Предисловие Глава 1. Теоретические основы обучения региональной фразеологии 1.1 Лингвистическая и лингвокультурологическая сущность фразеологизмов как единиц языка 1.2 Специфика образов региональных фразеологизмов Архангельской области 1.3 Психологические и психолингвистические основы обучения фразеологии 1.4 Вопросы обучения фразеологии в отечественной методике Глава 2. Методические основы обучения региональной фразеологии 2.1 Особенности понимания и употребления фразеологизмов младшими школьниками и учащимися 5-х классов Литература Приложения 1. Учебный словарь «Фразеологизмы Архангельской области» 4 7 7 14 21 30 39 39 61 83 91 2.2 Методическая система обучения фразеологии .. 51 2.3 Обучение региональной фразеологии Приложение 2. Семантические группы фразеологизмов.... 132 з
Стр.3
Предисловие Актуальность разработки теоретических и методических основ обучения региональной фразеологии обусловлена значимостью культурологического подхода в обучении родному языку, при котором язык рассматривается как феномен культуры народа-носителя языка, как форма социальной и исторической памяти народа, как культурно-историческая среда, формирующая языковую личность. В современном языкознании наличие национальнокультурной специфики в семантике фразеологизмов является общепризнанным фактом. «Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы, эталоны и архетипы. ... Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации» (85, 82). Национально-культурная специфика фразеологических единиц проявляется и на региональном уровне. Актуальность обращения к проблеме обучения региональной фразеологии обосновывается и тем, что региональные фразеологизмы постепенно уходят из живой речи. Зафиксированные в областных словарях, они востребованы, как правило, специалистами в области языкознания. Сохранить региональную фразеологию в ее «живом» проявлении можно, если ввести ее в практику обучения подрастающего поколения. Под региональной фразеологией, как одним из компонентов содержания образования, понимается та часть богатейшего фонда русской фразеологии, которая возникла и бытует среди народов отдельного региона и зафиксирована в словарях народных говоров (в нашем случае, под регионом понимается территория Архангельской области). Целью обучения региональной фразеологии является приобщение школьников к культуре родного края, воспитание чувства уважения к традициям и нравственным ценностям народа. Освоение региональной фразеологии поможет учащимся осознать самобытность родной культуры, её зна
Стр.4
чимость и взаимосвязь с общенациональной и мировой культурой. В предлагаемой читателю книге автором предпринята попытка определить теоретические и методические основы обучения региональной фразеологии. В силу того, что сущность и категориальные признаки общеупотребительных и региональных фразеологизмов как особых единиц языка совпадают, при рассмотрении некоторых общих теоретических и методических аспектов мы обращаемся к фразеологии русского языка в целом. В настоящее время, согласно имеющимся программам, обогащение речи детей фразеологизмами может осуществляться уже в старшем дошкольном возрасте и начальной школе. Изучение темы «Лексика и фразеология» традиционно осуществляется в 5-м классе общеобразовательной школы. Поэтому теоретические и методические вопросы освещаются нами применительно к учащимся начальной школы и 5-х классов. Книга состоит из 2-х глав, содержит приложения. В первой главе освещены теоретические основы обучения фразеологии. Раскрыты вопросы: лингвистическая и лингвокультурологическая сущность фразеологизмов как единиц языка; специфика образов региональных фразеологизмов. Обучение языку предполагает учет имеющихся в науке данных об особенностях овладения детьми значением языковых знаков, в частности фразеологизмов, поэтому в главе представлены соответствующие данные, полученные в психологии и психолингвистике. Обзор методической литературы по проблеме позволяет продемонстрировать становление и современное состояние методики фразеологии. Учет наличного речевого опыта детей при обучении языку - одно из важнейших условий успешного обучения. Вторая глава открывается параграфом, в котором представлены результаты экспериментального исследования речи современных школьников в плане владения ими фразеологией родного языка. Представленные в параграфе методики обследования могут служить основой для составления диагностических комплексов или контрольных материалов для про
Стр.5
верки знаний и умений школьников по фразеологии как русского языка в целом, так и региональной. Обучение региональной фразеологии является органичным элементом методической системы обучения фразеологии русского языка. С этой позиции в параграфах главы дается описание и методической системы в целом, и специфики обучения региональной фразеологии, которая прослеживается через систему упражнений. В приложениях представлены учебный словарь «Фразеологизмы Архангельской области» и семантические группы фразеологизмов. Книга будет полезна студентам педагогических вузов и колледжей, учителям общеобразовательных школ. Автор выражает глубокую признательность Эльвире Ивановне Николаевой, дорогому учителю, руководителю научного направления, связанного с регионализацией содержания обучения в общеобразовательных школах Архангельской области. Идеи Э.И. Николаевой стали источником вдохновения для организации исследования и создания этой книги.
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.