УДК 37:159.9
ISSN 2500-297X
4.2019
Издается с 2001 г.
Издатель
и учредитель:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Журнал входит в Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов
и изданий ВАК РФ:
Педагогические науки
13.00.01 – Общая педагогика, история
педагогики и образования
13.00.08 – Теория и методика
Психологические науки
13.00.02 – Теория и методика обучения
и воспитания
профессионального образования
19.00.01 – Общая психология, психология
личности, история психологии
19.00.07 – Педагогическая психология
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
16+
Сайт журнала: pp-obr.ru
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу
«Пресса России» – 85003
© МПГУ, 2019
Стр.2
ISSN 2500-297X
4.2019
The Founder
and Publisher:
Moscow Pedagogical
State University
Mass media
registration
certificate
ПИ № ФС 77-67769
as of 17.11.2016
Editorial office:
Moscow, Russia,
Verhnyaya
Radishchevskaya str.,
16–18, room 223,
109240
The journal is included in the list
of the leading peer-reviewed scholarly
journals the Higher Attestation
Commission of The Ministry of Science
and Higher Education of the Russian
Federation recommended to PhD
candidates and those working
for their habilitation who wish to publish
the results of their research
The journal has been published
since 2001
The journal is published 4 times a year
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Information on journal
can be accessed via: pp-obr.ru
PEDAGOGY
AND PSYCHOLOGY
OF EDUCATION
© МPGU, 2019
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; директор Института экспериментальной психологии
Московского государственного психолого-педагогического университета.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор;
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика Мордовия.
заведующая кафедрой психологии Мордовского
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; руководитель Научно-исследовательского центра моделирования
квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор (ВАК Беларуси); заведующая кафедрой педагогики и проблем
развития образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор (ВАК Казахстана); Президент Независимого
казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, г. Астана, Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов, г. Москва.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; генеральный директор АНО «Центр изучения проблем
профессионального образования», г. Москва.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, г. Москва.
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры научных основ экстремальной
психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психологопедагогического
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Историко-социологического института
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор; директор Института педагогики и психологии
образования Московского городского педагогического университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; руководитель научного направления
антропологического образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва.
Э. Харрис – профессор факультета образования и профессионального развития Университета Хаддерсфилд,
г. Хаддерсфилд, Великобритания.
Стр.4
Editorial Board
Andrey А. Verbitsky – member of the Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Education, PhD
in Рsychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology,
Moscow Pedagogical State University (editor-in-chief).
Yulia L. Kofeynikova – PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Labor Рsychology
and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (deputy editor).
Elvira V. Likhachevа – PhD in Psychology; Head of the Department of Psychological and Pedagogical
Education of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Russian New University (Executive Secretary).
Alexander F. Anoufriev – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and
Сounseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Vladimir А. Barabanschikov – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Laboratory of Сognitive Рrocesses and Мathefor
Quality Assurance in Education; Member of the Executive Committee, international organization “IREG – International
Observatory on Academic Ranking and Excellence", Astana, Republic of Kazakhstan.
matical Рsychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Education.
Sholpan M. Calanova – Dr. Hab. in Education, PhD in Сhemistry; President, Independent Kazakhstan Agency
Anne Harris – PhD in Education; Head of Division and Director of the International School of Education and
Professional Development, University of Huddersfield.
Elena E. Durneva – PhD in Education; Head of the Research Center for Modeling Qualifications, Corporate
University of PJSC Tatneft.
Georgy L. Ilin – Dr. Hab. in Education, PhD in Psychology; Professor of the Department Preschool Pedagogy
RUDN-University.
Vladimir V. Kondratyev – Dr. Hab. in Education; Director of the Center for Training and Retraining of Teaof
the Faculty Рreschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University
Natalia B. Karabushchenko – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Department of Psychology and Pedagogy,
chers, High Schools of Volga and the Urals; Head of the Department of Мethodology, Kazan National Research
Technological University.
Olga N. Oleynikova – Dr. Hab. in Education; Director, Center for the Study of Vocational Education.
Olga S. Orlova – Dr. Hab. in Education; Chief Researcher, Research and Clinical Center of Otorhinolaryngology
of Federal Medical-Biological Agency of Russia, Moscow.
Marina I. Rozenova – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling
of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Konstantin M. Romanov – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Psychology, Mordovia
State University after N.P. Ogarev, Saransk.
Aleksandr I. Savenkov – Dr. Hab. in Psychology, Dr. Hab. in Education; Professor of the Department of Psychology,
Moscow City University.
Viktor I. Slobodchikov – Corresponding Member of Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Psychology;
Chief Researcher of the Laboratory of Psychological Anthropology, Institute of Psycho-Pedagogical Problems
of Childhood of the Russian Academy of Education.
Yulia V. Vardanyan – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Psychology, Mordovia State Pedagogical
Institute named after M.E. Evsevev, Saransk.
Olga L. Zhuk – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Pedagogy and Problems of Education Development,
Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
Стр.5
Содержание
Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 4
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА,
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые понятия федерального проекта
«Учитель будущего»: постижение смыслов . . . . . . . . . . . . . . . .9
В.П. Вейдт
П.Д. Юркевич – основоположник
отечественной систематической
научной педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Е.А. Цветков
Т.А. Янбухтин, Е.В. Тарасенкова
Актуализация здорового образа жизни
старшего поколения в условиях мегаполиса . . . . . . . . . . . . . . 39
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
М.В. Антонова
Обучение экспатов русскому языку
как иностранному . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
А.А. Жуковска
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ошибки и отношение к ним
в студентов и преподавателей
В.В. Борщева, Э. Эфланд
процессе изучения английского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Проблемы и перспективы подготовки
современных вожатых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Т.Н. Владимирова, Н.Ю. Лесконог,
А.С. Огнев
Дистанционное обучение
З.Г. Гончарова
как инновационная модель преподавания
математики в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Проблемно-ориентированная пропедевтика
раннего выбора будущей профессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Стр.6
ISSN 2500-297X
Педагогика и психология образования. 2019. № 4
Психолого-педагогическая подготовка
в преподавателей инженерных вузов
В.В. Кондратьев, М.Ф. Галиханов,
У.А. Казакова
процессе дополнительного
профессионального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Л.А. Нежина, А.В. Зыкова
Дидактические технологии развития
интеллектуальных умений студентов
младших курсов на материале
французского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Диверсификация процесса подготовки студентов
педагогических университетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
А.И. Савенков, А.С. Львова,
О.А. Любченко
Т.А. Сидорчук, М.А. Сидорчук
Психолого-педагогические аспекты
переобучения людей
предпенсионного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Ю.В. Варданян, А.А. Парамонов
Характеристика модели профилактики
эмоционального выгорания
современного педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Психологические аспекты взаимосвязи
и механизмов сознания
А.В. Гуслякова, Н.И. Гуслякова,
М.Ю. Ветхова, В.М. Кирсанов
индивидуализации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
6
Содержание
Стр.7
Соntents
Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 4
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY
AND EDUCATION
Key notions of the federal project
“Teacher of the future”:
Comprehension of the meaning . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
V. Veidt
P.D. Yurkevich – the founder
of the national systematic scientific pedagogy . . . . . . . . . . . . . . . 22
E.A. Tsvetkov
Actualization of the healthy lifestyle
of the older generation in a megapolis . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
T. Yanbukhtin, E. Tarasenkova
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND UPBRINGIN
M. Antonova
Teaching expats Russian as a foreign language . . . . . . . . . . . . . . 64
A. Zhukovska
THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION
V. Borshcheva, E. Efland
English learners’ errors and the attitude to them
of students and teachers . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
T. Vladimirova, N. Leskonog, A. Ognev
Problems and prospects of training modern counselors . . . . . . . . . . 82
Z. Goncharova
Distance learning as an innovative model
of teaching mathematics in higher education . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Psychological and pedagogical training
of teachers of engineering universities
in the process of continuing professional education . . . . . . . . . . . 104
V. Kondratyev, M. Galikhanov,
U. Kazakova
Problem-oriented propaedeutics
of early choice of the future profession . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Стр.8
ISSN 2500-297X
Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 4
L. Nizhina, A. Zykova
Didactic technologies for the development
of intellectual skills of junior students
in the process of learning French . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
A. Savenkov, A. Lvova, O. Lyubchenko
Diversification of the process of training students
of pedagogical universities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
T. Sidorchuk, M. Sidorchuk
Psychological and pedagogical aspects
of retraining people of pre-retirement age . . . . . . . . . . . . . . . . 149
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
Yu.V. Vardanyan, A.A. Paramonov
Psychological aspects of the relationship
of consciousness mechanisms
and individualization of learning . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
A. Guslyakova, N. Guslyakova,
M. Vetkhova, V. Kirsanov
Characteristics of the model of a modern teacher’s
emotional burnout prevention . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
8
Contents
Стр.9