УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
4.2018
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых журналов
и изданий Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Электронная версия журнала:
www.mpgu.su
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» – 85003
© МПГУ, 2018
Стр.2
ISSN 2500-297Х
PEDAGOGY
AND PSYCHOLOGY
OF EDUCATION
4.2018
THE FOUNDER:
Moscow Pedagogical
State University
Mass media
registration
certificate
ПИ № ФС 77-67769
as of 17.11.2016
Editorial office:
Moscow, Russia,
Verhnyaya
Radishchevskaya str.,
16–18, room 223,
109240
The journal has been published
since 2001
The journal is published 4 times a year
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Information on journal can be
accessed via: www.mpgu.su
© МПГУ, 2018
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; директор Института экспериментальной психологии
Московского государственного психолого-педагогического университета.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор;
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика Мордовия.
заведующая кафедрой психологии Мордовского
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; руководитель Научно-исследовательского центра моделирования
квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор (ВАК Беларуси); заведующая кафедрой педагогики и проблем
развития образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор (ВАК Казахстана); Президент Независимого
казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, г. Астана, Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов, г. Москва.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; генеральный директор АНО «Центр изучения проблем
профессионального образования», г. Москва.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, г. Москва.
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры научных основ экстремальной
психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психологопедагогического
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Историко-социологического института
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор; директор Института педагогики и психологии
образования Московского городского педагогического университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; руководитель научного направления
антропологического образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва.
Э. Харрис – профессор факультета
Хаддерсфилд, г. Хаддерсфилд, Великобритания.
образования и профессионального
развития
Университета
Стр.4
Editorial Board
Andrey А. Verbitsky – member of the Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Education, PhD
in Рsychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology,
Moscow Pedagogical State University (editor-in-chief).
Yulia L. Kofeynikova – PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Labor Рsychology
and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (deputy editor).
Elvira V. Likhachevа – PhD in Psychology; Head of the Department of Psychological and Pedagogical
Education of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Russian New University (Executive Secretary).
Alexander F. Anoufriev – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and
Сounseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Vladimir А. Barabanschikov – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Laboratory of Сognitive Рrocesses and
Мathematical Рsychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Education.
Sholpan M. Calanova – Dr. Hab. in Education, PhD in Сhemistry; President, Independent Kazakhstan Agency
for Quality Assurance in Education; Member of the Executive Committee, international organization “IREG – International
Observatory on Academic Ranking and Excellence", Astana, Republic of Kazakhstan.
Anne Harris – PhD in Education; Head of Division and Director of the International School of Education and
Professional Development, University of Huddersfield.
Elena E. Durneva – PhD in Education; Head of the Research Center for Modeling Qualifications, Corporate
University of PJSC Tatneft.
Georgy L. Ilin – Dr. Hab. in Education, PhD in Psychology; Professor of the Department Preschool Pedagogy
of the Faculty Рreschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University
Natalia B. Karabushchenko – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Department of Psychology and Pedagogy,
RUDN-University.
Vladimir V. Kondratyev – Dr. Hab. in Education; Director of the Center for Training and Retraining of Teachers,
High Schools of Volga and the Urals; Head of the Department of Мethodology, Kazan National Research
Technological University.
Olga N. Oleynikova – Dr. Hab. in Education; Director, Center for the Study of Vocational Education.
Olga S. Orlova – Dr. Hab. in Education; Chief Researcher, Research and Clinical Center of Otorhinolaryngology
of Federal Medical-Biological Agency of Russia, Moscow.
Marina I. Rozenova – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling
of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Konstantin M. Romanov – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Psychology, Mordovia
State University after N.P. Ogarev, Saransk.
Aleksandr I. Savenkov – Dr. Hab. in Psychology, Dr. Hab. in Education; Professor of the Department of Psychology,
Moscow City University.
Viktor I. Slobodchikov – Corresponding Member of Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Psychology;
Chief Researcher of the Laboratory of Psychological Anthropology, Institute of Psycho-Pedagogical Problems
of Childhood of the Russian Academy of Education.
Yulia V. Vardanyan – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Psychology, Mordovia State Pedagogical
Institute named after M.E. Evsevev, Saransk.
Olga L. Zhuk – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Pedagogy and Problems of Education Development,
Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
Стр.5
Содержание № 4.2018
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Гетьман
Модели дифференциации формального, неформального
и информального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Т.К. Желязкова-Тея
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Ли Сицай
Об оценке эффективности патриотического
и нравственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
В.А. Литвинов
Метод проектов как творческое стимулирование
деятельности младшего школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
А.А. Марченко
Специфика формирования активной гражданской позиции
в условиях казачьего лагеря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
М.П. Рязанова
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К.А. Баранников, Д.К. Бартош, М.В. Харламова
Педагогическое сопровождение как особая форма
взаимодействия в реальной практике обучения в вузе . . . . . . . . . 83
Е.А. Бережных, С.Г. Григорьева, И.И. Поташова
Формирование у будущего педагога навыков
ассертивного поведения во взаимодействии
с родителями обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Л.К. Веретенникова, В.В. Кольтинова
Формирование готовности выпускников психологов-консультантов
к профессиональной деятельности с позиции теории и технологии
контекстного образования. Статистический анализ . . . . . . . . . . 99
Д.Р. Гильфантинова
Дидактические и психологические аспекты
использования интернет-технологий в высшем
профессиональном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова
Модернизация образовательных процессов вуза
на основе международного сетевого взаимодействия:
возможности и риски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Социальное воспитание в системе дошкольного образования
детей 5–6 лет в КНР: проблемы и перспективы . . . . . . . . . . . . . 37
Становление отечественной школы
музыкального профессионального образования
в ХIХ – начале ХХ вв.: этапы развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Стр.6
6
Ю.А. Дмитриев
Подготовка студентов к использованию зарубежного
и отечественного опыта предшкольного образования
в практической работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова, В.А. Совин
Роль и значение конфликтологической готовности
курсантов в военно-профессиональной деятельности . . . . . . . . 126
И.М. Лернер, В.В. Кондратьев, Р.Р. Файзуллин,
И.В. Вишнякова, В.В. Кадушкин, М.И. Хайруллин
Адаптирование общеобразовательной дисциплины
для формирования творческой самостоятельности
слабослышащих студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Л.П. Реутова, Ю.А. Болгова
Проблемы гуманитаризации естественно-научных
дисциплин в профессиональной подготовке студентов
медицинского вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
С.А. Яркова, Л.Д. Якимова,
А.В. Кутузова, Е.И. Михайлова
Повышение эффективности производственной практики
студента отраслевого вуза в условиях совершенствования
образовательного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Е.Л. Инденбаум
Мониторинг жизненной компетенции обучающихся
с задержкой психического развития в условиях инклюзии . . . . . 159
Е.Е. Семина, Е.А. Кузьмина, С.В. Кухар
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья в дошкольной группе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ,
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Славская,
Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева
Общие подходы к изучению личности . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
С.П. Будникова
Анализ компонентов структуры профессиональной субъектности
будущих педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
Фан Цзюань, А.С. Огнев,
Т.Ю. Маринова, Э.В. Лихачева
Особенности выбора жизненных приоритетов
студенческой молодежью Китая и России . . . . . . . . . . . . . . . 203
Содержание
Стр.7
Соntents № 4.2018
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
V. Getman
Formation of the national school of musical professional
education at the XIX – the beginning of the XX centuries:
Stages of development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
T. Zhelyazkova-Teya
Differentiation models of formal, non-formal
and informal education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND UPBRINGING
Li Xicai
Social education of preschool children of 5–6 years old
in China: problems and prospects . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
V. Litvinov
On the estimation the effectiveness
of patriotic and moral upbringing . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
А. Marchenko
Project method as creative stimulation of activities
of a primary school student . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
M. Ryazanova
The specificity of the formation of active civic position
in conditions of Cossack camp . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION
K. Barannikov, D. Bartosh, M. Kharlamova
Modernization of educational processes
of the university based on the international networking:
Opportunities and risks . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
E. Berezhnykh, S. Grigoryeva, I. Potashova
Pedagogical support as a special form
of interaction in real practice of teaching at university . . . . . . . . . . . 83
L. Veretennikova, V. Koltinova
The formation of a future teacher’s skills of assertive
behavior in interaction with students’ parents . . . . . . . . . . . . . . . 90
D. Gilfantinova
The formation of readiness of counseling
psychologists graduates to professional activity
from the point of view of theory and technology
of contextual education. Statistical analysis . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Стр.8
8
N. Goncharuk, E. Khromova
Didactic and psychological aspects of the use
of internet technologies in higher professional education . . . . . . . . 106
Yu. Dmitriev
Training of students for the use of foreign
and Russian experience of pre-school education . . . . . . . . . . . . . 117
Yu. Kudryavtsev, U. Kazakova, V. Sovin
The role and importance of conflic management readiness
of cadets in military-professional activity . . . . . . . . . . . . . . . . 126
I. Lerner, V. Kondratyev, R. Faizulin,
I. Vishnyakova, V. Kadushkin, M. Khairullin
Adaptation of the general education discipline
for the formation of creative independence
of students with hearing impairment . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
L. Reutova, Yu. Bolgova
Problems of the humanitarization of natural science disciplines
in professional training of students of a medical university . . . . . . . 142
S. Yarkova, L.Yakimova, A. Kutuzova, E. Mikhailova
Increase of efficiency of internship of a student
of an industrial university in the conditions
of improving educational management . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
CORRECTIONAL PEDAGOGY
E. Indenbaum
Monitoring of life competence of children with learning delay
in the conditions of inclusive education . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
E. Semina, E. Kuzmina, S. Kukhar
Experience of work with children with disabilities
in a preschool group . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY,
HISTORY OF PSYCHOLOGY
K. Abulkhanova-Slavskaya, A. Slavskaya,
E. Levanova, T. Pushkareva
General approaches to studying of the personality . . . . . . . . . . . . 178
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
S. Budnikova
Analysis of structure components
of future teachers’ professional subjectivity . . . . . . . . . . . . . . . 191
PSYCHOLOGY OF DEVELOPMENT, ACMEOLOGY
Fang Juan, A. Ognev, T. Marinova, E. Likhachyouva
Peculiarities of the choice of life priorities
of students in China and Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Contents
Стр.9