УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
4.2017
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых журналов
и изданий Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Электронная версия журнала:
www.mpgu.su
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
Подписной индекс 65061
по каталогу «Издания органов
научно-технической информации»
ОАО Агентство «Роспечать»
© МПГУ, 2017
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования
факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета
(заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; и.о. заведующего кафедрой психолого-педагогического образования
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; заведующий лабораторией познавательных процессов
и математической психологии Института психологии РАН.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой психологии Мордовского государственного
педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика Мордовия.
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; начальник научно-исследовательского центра моделирования квалификаций
Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования
Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор; Президент Независимого казахстанского
агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), международный эксперт в сфере оценки
качества высшего образования, член Международной экспертной группы стран СНГ и международной
экспертной группы по академическим зарплатам; член Исполнительного Комитета международной
организации «IREG – международная обсерватория по академическому рейтингу и оценке», г. Астана,
Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала; заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; директор Национального офиса программы Erasmus+
в России.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, председатель комиссии патологии речи и нейрореабилитации межведомственного
совета «Проблемы физиологии развития», главный редактор журналов «Школьный
логопед» и «Логопедия сегодня».
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Мордовского государственного
университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск, Республика Мордовия.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук; профессор кафедры психологии развития Московского
педагогического государственного университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; главный научный сотрудник
лаборатории психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
Э. Харрис – начальник отдела и директор по международному сотрудничеству факультета образования
и профессионального развития Университета Хаддерсфилд; член редакционного совета журнала
«Журнал профессионального обучения и образования», г. Хаддерсфилд, Великобритания.
Стр.4
Содержание № 4.2017
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Е.А. Дубицкая
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Н.О. Блейх
Формирование духовно-нравственных ценностей
старшеклассников в процессе изучения
художественной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Ю.В. Любезнова, Ф.В. Повшедная
Использование произведений Сергея Слонимского
на уроках музыки в младших классах
общеобразовательной школы .
А.В. Попова
.
.
Современный кабинет литературы: траектории развития . . . . . . . 34
Л.В. Тодоров, Е.П. Белоусова
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.С. Авакян
Устная профессиональная речь преподавателя русского языка
как иностранного: когнитивно-компетентностная
модель обучения .
С.А. Вишняков, Е.Н. Тарасова
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Основные компоненты профессиональной деятельности
преподавателя физического воспитания в вузе . . . . . . . . . . . . . 62
Т.Б. Думова, Б.П. Яковлев,
А.А. Пасишников, И.Б. Тарасенко
Эффективность физкультурно-спортивной
и оздоровительной деятельности студентов вуза
(из опыта работы кафедры физкультуры и спорта
Национального исследовательского Московского
государственного строительного университета) . . . . . . . . . . . . 69
В.А. Никишкин, Н.Н. Бумарскова, Е.А. Лазарева
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 49
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 28
Вклад В.И. Герье в разработку форм и методов
обучения в высшем учебном заведении . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Применение педагогических идей ислама
в воспитательной практике современной школы . . . . . . . . . . . . 14
Роль метакоммуникативного компонента
в системе иноязычной компетентности
будущих педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Стр.5
4
Е.А. Рассолова
Моделирование профессиональных ситуаций
как фактор активизации усвоения правовых знаний
студентов .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Н.Ю. Северова, Д.К. Бартош
Электронное обучение как средство реализации
лингвострановедческого аспекта в преподавании
иностранного языка в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Г.М. Юришан
Учебно-творческая мастерская вуза
как педагогическая модель
становления художника-педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
И.С. Арон
Социальная ситуация развития и субъектные ресурсы
профессионального самоопределения
девиантных подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
К.М. Козлова
Особенности организации обучения
альтернативной коммуникации младших школьников
с сочетанными нарушениями развития . . . . . . . . . . . . . . . . 107
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
А.А. Вербицкий, Ю.Л. Кофейникова
Проблема формирования метакогниций студента
в контекстном образовании .
.
.
.
.
.
.
О.В. Марков, М.М. Куликов,
О.В. Суворова, С.Н. Сорокоумова
Исследование особенностей развития
социально-профессиональной перцепции
у будущих педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
С.В. Пазухина, С.А. Филиппова
Психологические аспекты категоризации понятия
«вредная информация» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
НАШИ АВТОРЫ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . . . . . . . . . . . 160
CONTENTS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 118
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 75
Содержание
Стр.6