УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
2.2017
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых журналов
и изданий Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Электронная версия журнала:
www.мпгу.рф
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
Подписной индекс 65061
по каталогу «Издания органов
научно-технической информации»
ОАО Агентство «Роспечать»
© МПГУ, 2017
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования
факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета
(заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; и.о. заведующего кафедрой психолого-педагогического образования
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; заведующий лабораторией познавательных процессов
и математической психологии Института психологии РАН.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой психологии Мордовского государственного
педагогического института имени М.Е. Евсевьева.
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; начальник научно-исследовательского центра моделирования квалификаций
Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования
Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор; Президент Независимого казахстанского
агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), международный эксперт в сфере оценки
качества высшего образования, член Международной экспертной группы стран СНГ и международной
экспертной группы по академическим зарплатам; член Исполнительного Комитета международной
организации «IREG – международная обсерватория по академическому рейтингу и оценке», г. Астана,
Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала; заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; директор Национального офиса программы Темпус
в России.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, председатель комиссии патологии речи и нейрореабилитации межведомственного
совета «Проблемы физиологии развития», главный редактор журналов «Школьный
логопед» и «Логопедия сегодня».
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Мордовского государственного
университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск, Республика Мордовия.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук; профессор кафедры психологии развития Московского
педагогического государственного университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; главный научный сотрудник
лаборатории психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
Э. Харрис – начальник отдела и директор по международному сотрудничеству факультета образования
и профессионального развития Университета Хаддерсфилд; член редакционного совета журнала
«Журнал профессионального обучения и образования», г. Хаддерсфилд, Великобритания.
Стр.4
Содержание № 2.2017
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
И ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. Корсак, А.Л. Цынцарь
Виртуализация образовательного пространства
как социокультурный феномен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
А.Е. Рацимор, Т.А. Янбухтин
Формирование позитивного отношения к возрождению
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Д.К. Бартош, Н.Д. Гальскова
Обеспечение качества языкового образования на основе
внутришкольного мониторинга образовательных результатов
учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Е.К. Брыкина, Е.С. Немкина
Формирование познавательных универсальных
учебных действий у детей дошкольного
и младшего школьного возраста при ознакомлении
с окружающим миром .
.
М.В. Граур
Исследования академической адаптации
как сложной открытой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
В.Н. Кузьмичева
Психолого-педагогические условия формирования
нравственно-этических отношений школьников
и родителей в среднем общеобразовательном учреждении
на основе личностно-деятельного подхода . . . . . . . . . . . . . . . 41
О.В. Латыговская
Теоретическое осмысление сущности феномена
«начальная элементарная здоровьесберегающая
компетентность детей младшего дошкольного возраста» . . . . . . . 45
С.М. Максимова
Интеграция как условие формирования целостной картины мира
средствами театрализованной деятельности
у старших дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 28
Стр.5
4
Профессиональные качества педагога-хормейстера
детского коллектива .
Т.Ю. Прокопец, В.В. Гетьман
.
.
Единство обучения и воспитания в компетентностно-контекстной
модели общего среднего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Н.А. Рыбакина
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Борщева
О традициях в национальной научной культуре:
новое лицо России или чужое отражение? . . . . . . . . . . . . . . . 80
Е.В. Воевода, О.И. Воленко
Фортепианные ансамбли расширенного состава (в 6 и 8 рук)
в профессиональной подготовке бакалавров-музыкантов . . . . . . . 86
Н.В. Корчагина, И.Н. Сергиенко
Основы формирования коммуникативной компетенции
в процессе иноязычного общения у студентов
неязыкового вуза .
Н.В. Неверова, Л.В. Рыбакова
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Формирование творческой активности студентов
в условиях образовательной среды вуза .
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
М.В. Городилина
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Э.И. Сокольникова, А.Ю. Романенко, Э.А. Хапалажева
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 96
. 102
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 58
«Action research» как инструмент повышения квалификации
в преподавании иностранных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Диалог с историей своей семьи: зарубежный опыт
исследования .
.
.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Ю.В. Батенова
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 110
Структурно-функциональная модель
интеллектуально-личностного развития дошкольников
в современном информационном пространстве .
.
Психолого-педагогические обоснования регулятивной функции
социальной уверенности младшего школьника .
Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова
.
НАШИ АВТОРЫ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 132
. . . . . . . . . . . . . . . 136
CONTENTS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 120
Содержание
Стр.6