УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
3.2016
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–63328
от 09.10.2015 г.
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых журналов
и изданий Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Электронная версия журнала:
www.мпгу.рф
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
Подписной индекс
65061 по каталогу «Издания органов
научно-технической информации»
ОАО Агентства «Роспечать»
© МПГУ, 2016
Стр.2
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии
труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; директор центра «Инновации в профессиональном образовании»
Московского педагогического государственного университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; и.о. заведующего кафедрой психолого-педагогического образования
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; заведующий лабораторией познавательных
процессов и математической психологии Института психологии РАН.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой психологии Мордовского государственного
педагогического института имени М.Е. Евсевьева.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования
Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор; Президент Независимого казахстанского
агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), международный эксперт в сфере оценки
качества высшего образования, член Международной экспертной группы стран СНГ и международной
экспертной группы по академическим зарплатам; член Исполнительного Комитета международной
организации «IREG – международная обсерватория по академическому рейтингу и оценке», г. Астана,
Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала; заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; директор Национального офиса программы Темпус
в России.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, председатель комиссии патологии речи и нейрореабилитации межведомственного
совета «Проблемы физиологии развития», главный редактор журналов «Школьный
логопед» и «Логопедия сегодня».
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Мордовского государственного
университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск, Республика Мордовия.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук; профессор кафедры психологии развития Московского
педагогического государственного университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; главный научный сотрудник
лаборатории психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
Э. Харрис – начальник отдела и директор по международному сотрудничеству факультета образования
и профессионального развития Университета Хаддерсфилд; член редакционного совета журнала
«Журнал профессионального обучения и образования», г. Хаддерсфилд, Великобритания.
Стр.3
Содержание № 3.2016
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
И ОБРАЗОВАНИЯ
Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова
Теоретико-методологические основания
инклюзивного образования в трудах
российских ученых первой четверти ХХ в.
(П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко,
С.Т. Шацкий и др.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
С.И. Куликова
Генезис формирования гражданской ответственности
личности в теории и практике педагогической науки . . . . . . . . . 18
О.Д. Цховребова, Д.Д. Бекоева
Идеи воспитания и обучения в пословицах,
поговорках и легендах (на примере осетинского
фольклора) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Н.В. Черняк
История становления научной концепции
межкультурной компетенции в отечественной
и зарубежной педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
М.Б. Зацепина, А.Н. Кузьминова
Учителю о социокультурной деятельности
младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
И.Ю. Руднев
Патриотическое воспитание детей средствами
изобразительного искусства в условиях
дополнительного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Н.В. Бабкина
Современные подходы к оценке достижений
и трудностей младших школьников с задержкой
психического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
И.А. Каткова
Особенности обучения чтению умственно отсталых
обучающихся классов для детей со сложным дефектом . . . . . . . . 61
Стр.4
4
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Музыкальное просветительство в образовательной среде
современного университета .
Л.А. Рапацкая, С.А. Поронок
.
.
.
.
.
С.Б. Серякова, Е.А. Леванова,
Т.В. Пушкарева, Я.А. Баскакова
Социально-педагогическая компетентность специалиста
социальной сферы – теоретические положения
и направления исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
О.С. Филимонова
Особенности педагогического проектирования
разноуровневых заданий по инженерной графике . . . . . . . . . . . 85
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
О.А. Салтыкова
Социально-психологический аспект Я-концепции . . . . . . . . . . . 92
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Е.А. Петренко
К вопросу исследования динамики развития базовых
компетенций в процессе учебной деятельности
учащихся колледжа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
А.Л. Цынцарь
Психологическое сопровождение формирования
самосознания подростков из дистантных семей . . . . . . . . . . . 106
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
Н.Б. Ковалева
Феномены понимания в медиакультуре . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Е.А. Сорокоумова, Е.С. Николаева
Психологическое благополучие младшего школьника
цифрового поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
НАШИ АВТОРЫ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . . . . . . . . . . . 136
CONTENTS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 68
Содержание
Стр.5