РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром
истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный
сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических
кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Безрогов В. Г., доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Центра истории
педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества
ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая Кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры общей психологии факультета психологии
Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института «Высшая школа образования» ФГБОУ
ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия
последипломного образования», профессор РАО
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Заслуженный деятель
науки РФ
Обухов А. С., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования современного
детства Института образования ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего Центром истории педагогики
и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатория
экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Савенков А. И., доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики
и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Семёнов
А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор Кафедры
математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор Кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики
и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий Кафедрой педагогической психологии
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 2 | 2019 | http://www.pmedu.ru
2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of
Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief)
V. G. Bezrogov, ScD in Education, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Senior Research Fellow
at the History of Pedagogics and Education Center at the “Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education”
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow Pedagogical State University
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences,
the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Director of the Institute “Higher school of education”, Moscow
Pedagogical State University
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Professor of the
Russian Academy of Education
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
L. A. Mikeshina, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University, Honored Science Worker of Russian Federation
A. S. Obukhov, Leading Research Fellow at the Center for the modern childhood research, the Institute of Education,
National research university Higher School of Economics, PhD in Psychology
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head, History of Pedagogics and Education Center
at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics
A. I. Savenkov, ScD in Psychology, ScD in Education, Professor, Head of the Institute for Pedagogy and Psychology
of Education, Moscow State autonomous educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical
University”
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics
and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood, Moscow Pedagogical State University
M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State
University
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University
Проблемы современного образования | № 2 | 2019 | http://www.pmedu.ru
3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент РАО, декан
факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Ланин
Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра
филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член президиума РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow State autonomous
educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical University”
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, President of
the Russian Academy of Education, Dean, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Philological Education Center at the
Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Подписано к публикации 30.04.2019.
Проблемы современного образования | № 2 | 2019 | http://www.pmedu.ru
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией
Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных
научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным
специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания;
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
19.00.00 – Психологические науки:
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии;
19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика;
19.00.04 Медицинская психология;
19.00.05 Социальная психология;
19.00.07 Педагогическая психология.
09.00.00 – Философские науки:
09.00.01 – Онтология и теория познания;
09.00.03 – История философии;
09.00.08 – Философия науки и техники;
09.00.11 – Социальная философия.
Философские науки 09.00.00
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Занегина А. А. Эстетика акмеизма: к вопросу о природе художественного образа .......................... 9
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Дивногорцева С. Ю. Теология и педагогика в современном вузе: основы синергии ........................ 18
Психологические науки 19.00.00
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Сапогова Е. Е. Экзистенциально-психологические аспекты переживания
«Ностальгии без памяти» ............................................................................................................................ 28
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Дикова М. В., Журавлёва И. А. Представления о значимых абстрактных
понятиях в юношеском возрасте ................................................................................................................ 46
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА
Мальсагова М. И. Символика цвета и маркетинговые коммуникации ............................................. 55
Педагогические науки 13.00.00
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Белоусов К. Ю. Измерительные процедуры и рейтингование в рамках
общероссийской и региональной систем оценки качества образования ......................................... 61
Шлёкова И. Ю., Кныш А. И., Корчевская Ю. В. Патентный поиск в системе
высшего образования ................................................................................................................................... 72
Мальцева Е. Ю. Ретроспективный анализ развития инклюзивного образования:
международный опыт.................................................................................................................................. 80
Проблемы современного образования | № 2 | 2019 | http://www.pmedu.ru
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Данилова М. В. Влияние иммиграционных процессов на характеристику
субъектов образовательного пространства США: анализ современных детерминант ................. 89
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Константинова Н. Д. Культурно-просветительское и воспитательное влияние
Русской православной церкви на процесс формирования системы начального
народного образовании Российской империи во второй половине XIX века .................................. 97
Богуславский М. В., Богуславская Т. Н., Милованов К. Ю., Овчинников А. В.,
Половецкий С. Д. Основные направления развития отечественного образования
и педагогики первой половины ХХ века ................................................................................................ 106
Рогачева Е. Ю. Американские университеты как источники
профессионального развития Джона Дьюи и его научных взглядов .............................................. 117
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Алтухова С. О. Интеграция вуза и школы как условие по усилению практикоориентированной
части подготовки будущего учителя-предметника .......................................... 128
Стройкина Л. В. Понятие «организационно-управленческие задачи»: мнения
авторов образовательных стандартов педагогического образования и ученых ........................... 136
Новиков Д. С. Подготовка бакалавров педагогического образования
к здравотворческой деятельности в контексте модернизации российского образования .......... 145
Демина С. С. Формирование способности ведения дискуссии у студентов
на практических занятиях по истории в вузе ...................................................................................... 156
Булгаков В. В., Самойлов Д. Б., Маслов А. В. Мониторинг качества подготовки
выпускников ведомственных образовательных организаций МЧС России ...................................162
Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И. Социальное сопровождение
бывших осужденных в условиях постпенитенциарной системы ..................................................... 175
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Бояринов Д. А. Роль социальных медиа в адаптивном сетевом образовательном
пространстве ................................................................................................................................................ 180
Яхтанигова Ж. М. Электронные образовательные ресурсы в практикоориентированном
обучении .................................................................................................................... 188
Лялюк А. В. Моделирование и диагностика рисков образовательной среды
на основе математических методов ......................................................................................................... 198
Балабейкина О. А. Современные методы преподавания дисциплин, связанных
с изучением конфессионального пространства ................................................................................... 205
Коротаева И. Э., Чуксина О. В. Преимущества профессионально-направленных
учебных пособий при обучении иностранному языку студентов технических
вузов (из опыта работы со студентами технических специальностей
Московского авиационного института) ................................................................................................. 215
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
Градов М. В. Конвергентный подход к проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ ......................................................................... 225
Саяпин С. П., Серегина Т. С. Современные методы обучения студентов учебной
дисциплине «Гражданское право» (на примере гражданско-правовых обязательств) ................ 235
Проблемы современного образования | № 2 | 2019 | http://www.pmedu.ru
6
Стр.6
CONTENTS
Philosophical Sciences 09.00.00
HISTORY OF PHILOSOPHY
Zanegina A. A. The aesthetics of Akmeism: the issue of nature of the art image ..................................... 9
PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY
Divnogortseva S. Yu. Theology and pedagogy in the modern university: the basics
of synergy ........................................................................................................................................................ 18
Psychological Sciences 19.00.00
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY
Sapogova E. E. Existential-psychological aspects of “Nostalgia without memory”
experience ........................................................................................................................................................ 28
EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
Dikova M. V., Zhuravleva I. A. Representations of significant abstract concepts
in adolescence ................................................................................................................................................. 46
PSYCHOLOGY OF LABOR, ENGINEERING PSYCHOLOGY, ERGONOMICS
Malsagova M. I. Color symbolism and marketing communications ......................................................... 55
Pedagogical Science 13.00.00
MODERNIZATION OF EDUCATION
Belousov K. Yu. Measurement procedures and rating within the all-Russian
and regional systems of education quality assessment ............................................................................. 61
Shlekova I. Yu., Knysh A. I., Korchevskaya Yu. V. Patent search in the system
of higher education ......................................................................................................................................... 72
Maltceva E. Yu. Retrospective analysis of inclusive education development: world
experience ........................................................................................................................................................ 80
Проблемы современного образования | № 2 | 2019 | http://www.pmedu.ru
7
Стр.7
CONTENTS
THEORY OF EDUCATION
Danilova M. V. The impact of immigration processes on the characteristics
of the subjects of the educational space of the united states: an analysis of modern
determinants ................................................................................................................................................... 89
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Константинова Н. Д. Cultural, pedagogic and educational influence
of the Russian orthodox church on the process of forming the system of primary
public education of the Russian empire in the second half of the xix century ....................................... 97
Boguslavskiy M. V., Boguslavskaya T. N., Milovanov K. Yu., Ovchinnikov A. V.,
Polovetsky S. D. Main directions of development of domestic education
and pedagogy of the first half of the XX century ..................................................................................... 106
Rogacheva E. Yu. American universities as the sources of john Dewey’s professional
development and scientific outlook ............................................................................................................ 117
NEW RESEARCH IN EDUCATION
Altukhova S. O. Integration of universities and schools as a condition
for strengthening practice-oriented training of a future subject teacher .............................................. 128
Stroykina L. V. The concept of «organizational and managerial tasks»: the opinions
of the authors of the educational standards of pedagogical education and scientists ........................ 136
Novikov D. S. Training of bachelors of education for health-creative activity
in the context of the modernization of Russian education ...................................................................... 145
Demina S. S. Forming students’ ability to debate at practical lessons on history
in higher school ............................................................................................................................................ 156
Bulgakov V. V., Samoilov D. B., Maslov A. V. Monitoring the competence quality
of the graduates’ of departmental educational organizations of EMERCOM of Russia ......................162
Kolesov V. I., Smolonskaya A. N., Smolonskii S. I. Social support for the former
prisoners under the conditions of the post-penitentiary system ............................................................ 175
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Boyarinov D. A. The role of social media in an adaptive network educational
environment .................................................................................................................................................. 180
Yakhtanigova Zh. M. Electronic learning resources in the practice-oriented education ....................... 188
Lyaluk A. V. Modeling and diagnostics of educational environment risks based
on mathematical methods ........................................................................................................................... 198
Balabeykina O. A. Modern methods of teaching disciplines related to the study
of confessional environment ....................................................................................................................... 205
Korotaeva I. E., Chuksina O. V. The benefits of professionally oriented text-books
for teaching foreign language in a technical university (the experience of teaching
the students of technical specialties in Moscow Aviation Institute) ...................................................... 215
YOUNG SCIENTISTS’ VISION
Gradov M. V. Convergent approach to the design of additional General educational
programs ....................................................................................................................................................... 225
Sayapin S. P., Seregina T. S. Modern ways of teaching students the academic
discipline “Civil law” (on the example of civil law obligations) ............................................................. 235
Проблемы современного образования | № 2 | 2019 | http://www.pmedu.ru
8
Стр.8