Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Проблемы современного образования

Проблемы современного образования №4 2018 (250,00 руб.)

0   0
Страниц214
ID653050
АннотацияЖурнал осуществляет оперативное распространение результатов актуальных теоретических и практико-ориентированных исследований в области образования, философии, педагогики и психологии, а также организацию обсуждений и дискуссий по проблемам развития отечественной науки и образования. Журнал основан в 2009 году на базе Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского. С октября 2015 г. издателем и распространителем журнала является Московский педагогический государственный университет. Тематика издания: журнал носит гуманитарный междисциплинарный характер и осуществляет публикацию статей по проблемам философии, психологии и педагогики, а так же широкому спектру исследований в сфере отечественного и зарубежного образования
Проблемы современного образования .— Москва : МПГУ .— 2018 .— №4 .— 214 с. — URL: https://rucont.ru/efd/653050 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проблемы_современного_образования_№4_2018.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Проблемы_современного_образования_№4_2018.pdf
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор) Баксанский О. Е., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора био- и экофилософии ФГБУН «Институт философии РАН» Безрогов В. Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Микешина Л. А., Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Обухов А. С., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики» Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики» Савенков А. И., доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор кафедры математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации, руководитель Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Проблемы современного образования | № 4 | 2018 | http://www.pmedu.ru 2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (MSPU) (Editor in Chief) O. Ye. Baksansky, ScD In Philosophy, Professor, Senior Research Fellow at the Bio- and Eco-Philisophy Sector of the Institute for Philosophy of the Russian Academy of Sciences V. G. Bezrogov, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Senior Research Fellow at the “Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education” D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University (MSPU) E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University (MSPU) M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Director of the Institute “Higher school of education”, Moscow Pedagogical State University (MSPU) I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University (MSPU) N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University (MSPU) S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University (MSPU) L. A. Mikeshina, Honored Science Worker of Russian Federation, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University (MSPU) A. S. Obukhov, Leading Research Fellow at the Center for the modern childhood research, the Institute of Education, National research university Higher School of Economics, PhD in Psychology A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head, History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics A. I. Savenkov, ScD in Psychology, ScD in Education, Professor, Head of the Institute for Pedagogy and Psychology of Education, Moscow State autonomous educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical University” A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University (MSPU) G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University (MSPU) M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State University (MSPU) A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University (MSPU) L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University (MSPU) Проблемы современного образования | № 4 | 2018 | http://www.pmedu.ru 3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США) Дёмин В. П., доктор искусствоведения, профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения образования и культуры РАО Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, вице-президент РАО, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член президиума РАО THE EDITORIAL COUNCIL N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford University, USA V. P. Dyomin, ScD in Art, Academician of the Russian Academy of Education, Academician-Secretary to the Department of education and culture, the Russian Academy of Education N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow State autonomous educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical University” Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Vice-President of the Russian Academy of Education, Dean, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. РЕДАКЦИЯ Выпускающий редактор: Г. В. Альперина Редактор (перевод): М. А. Соколова Дизайн, верстка: Н. И. Лисова EDITORIAL STAFF Executive editor: G. V. Alperina Editor: M. A. Sokolova Design: N. I. Lisova Проблемы современного образования | № 4 | 2018 | http://www.pmedu.ru 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Философские науки 09.00.00 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Иванников С. И. Миф о цифровой революции (к вопросу о самоопределении общества с позиций будущего) .................................................................................................................... 9 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Марчукова С. М. «Физика» Я. А. Коменского – белое пятно современной комениологии ................................................................................................................................................ 22 Дерюга В. Е. Педагогический потенциал философии Ивана Ильина (К 135-летию со дня рождения русского философа) ............................................................................. 37 Психологические науки 19.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Кондратьева Н. П., Дементьева М. С. Развитие ценностно-смыслового компонента психологической культуры старшеклассников ............................................................... 45 Уманская Е. Г., Мусаева Ф. Х. Переживание одиночества в пожилом возрасте: психологические особенности и социальные факторы ....................................................................... 57 Кобзев Е. А., Кузьминов Н. Н. Личность и черты характера курильщиков в юношеском возрасте .................................................................................................................................. 62 Волков Д. В. Исследование передачи психологических особенностей личности средствами портретной графики .............................................................................................................. 69 Педагогические науки 13.00.00 МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Гавриков А. Л., Певзнер М. Н., Петряков П. А. Российские вузы на пути к институциональному многообразию: стратегия развития регионального опорного университета ............................................................................................................................... 84 Вачков И. В., Вачкова С. Н. Общественное участие в деятельности образовательных организаций: оценка родителей и директоров школ ......................................... 102 Проблемы современного образования | № 4 | 2018 | http://www.pmedu.ru 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Лескова И А. Проблема обновления содержания высшего образования в ракурсе антропологического подхода ................................................................................................. 113 Блохин А. Л. Акцессия человеческого капитала средствами профессиональной компетенции преподавателя .................................................................................................................... 125 Гришина И. А. Современные подходы к практике личностного и профессионального самоопределения в России............................................................................... 131 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Косикова С. В. О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях ее развития ................................................................................................................................................... 143 Аверкина И. Л., Авчинникова С. О. Модель педагогического сопровождения добровольческой деятельности студенческой молодежи ................................................................... 151 Голубев Д. В., Щедрина Ю. А., Демченко Д. И. Планирование образовательнооздоровительных мероприятий на основе срочного мониторинга функционального состояния школьников в детских лагерях (на примере МДЦ «АРТЕК») ..................................................................................................................... 165 Опарина Н. А., Левина И. Д., Кайтанджян М. Г. Воспитательное значение семейных праздников ................................................................................................................................ 172 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Кныш А. И., Шлёкова И. Ю. Педагогическое проектирование при подготовке инженеров .................................................................................................................................................... 181 Овчинникова Ю. С. Педагогические основы развития одаренности средствами традиционной музыки народов мира .................................................................................................... 187 СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ Бабина Е. Д. Исследование семантизации лексических единиц у школьников с нарушениями чтения ............................................................................................................................. 205 Проблемы современного образования | № 4 | 2018 | http://www.pmedu.ru 6
Стр.6
CONTENTS Philosophic Sciences 09.00.00 PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY Ivannikov S. I. The Digital Revolution Myth (on the Issue of the Society’s Self-Determination from the Perspective of Future) .................................................................................... 9 HISTORY OF PHILOSOPHY Marchukova S. M. J. A. Komensky’s “Physics”: A Blind-Spot in the Modern Comeniology ................................................................................................................................................... 22 Deryuga V. E. Pedagogical Resource of Philosophy of Ivan Ilyin (To the 135th Birth Anniversary of the Russian Philosopher) .................................................................. 37 Psychological Sciences 19.00.00 EDUCATIONAL PSYCHOLOGY Kondratyeva N. P., Dementieva M. S. The Development of Value-Semantic Component of Psychological Culture of Senior Pupils .............................................................................. 45 Umanskaya E. G., Musaeva F. H. Experience of Loneliness in the Elderly Age: Psychological Features and Social Factors .................................................................................................. 57 Kobzev E. A., Kuzminov N. N. Personality and Character Features of Smokers in Adolescence ................................................................................................................................................ 62 Volkov D. V. The Study of the Psychological Personality Traits Transmission by Means of the Portrait Graphics ................................................................................................................ 69 Pedagogical Science 13.00.00 MODERNIZATION OF EDUCATION Gavrikov A. L., Pevsner M. N., Petryakov P. A. Russian Universities on the Way to Institutional Diversity: the Strategy for the Development of a Regional Flagship University ........................................................................................................................................................ 84 Vachkov I. V., Vachkova S. N. Public Participation in the Activities of Educational Institutions: Parents’ and School Heads’ Assessment ............................................................................. 102 Проблемы современного образования | № 4 | 2018 | http://www.pmedu.ru 7
Стр.7
CONTENTS THEORY OF EDUCATION Leskova I. A. The Problem of Updating the Content of Higher Education in the Anthropological Perspective ............................................................................................................ 113 Blohin A. L. Accession of Human Capital Assets by Means of the Professional Competence of the Lecturer ........................................................................................................................ 125 Grishina I. A. Modern Approaches to the Practice of Personal and Professional Self-Determination in Russia ...................................................................................................................... 131 NEW RESEARCH IN EDUCATION Kosikova S. V. On the Issue of the Essence of the Pupils’ Educational Independence and Levels of Its Development .................................................................................................................... 143 Averkina I. L., Avchinnikova S. O. Model of Pedagogical Support for Students’ Volunteer Activity ........................................................................................................................................ 151 Golubev D. V., Shсhedrina Ju. A. Demchenko D. I. Planning Educational and Recreational Activities Based on Urgent Monitoring of the Functional Status of Schoolchildren in Children’s Camps (Evidence from the ICC “Artek”) ............................................ 165 Oparina N. A., Levina I. D., Kaitanjyan M. G. Educational Meaning of Family Holidays ...................... 172 INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION Knysh A. I., Shlekova I. Yu. Pedagogical Design at the Preparation of Engineers .................................. 181 Ovchinnikova Ju. S. Pedagogical Foundations of Giftedness Development by Means of Traditional Music of Peoples of the World ............................................................................................ 187 YOUNG SCIENTISTS’ VISION Babina E. D. The Study of the Lexical Units Semantization by Schoolchildren with Reading Disabilities ............................................................................................................................ 205 Проблемы современного образования | № 4 | 2018 | http://www.pmedu.ru 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.