Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 | 2016
ISSN 2218-8711
Стр.2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, и. о. ректора
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (заместитель главного редактора)
Баксанский О. Е., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора био- и
экофилософии ФГБУН «Институт философии РАН»
Безрогов В. Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории диагностики
творчества ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», профессор кафедры
дифференциальной психологии факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «Московский
государственный психолого-педагогический университет»
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, зам. зав. кафедрой педагогики Института «Высшая школа
образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, зам. зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО
«Волгоградский социально-педагогический университет»
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор кафедры философии
Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет»
Обухов А. С., кандидат психологических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой психологической
антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник
лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»,
профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»,
профессор кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Савенков А. И, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института
педагогики и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический
университет»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений»
философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии ОАНО
ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 4 | 2016 | http://www.pmedu.ru
2
Стр.3
THE EDITORIAL BOARD
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, the acting President of Moscow State University of Education (MSPU), (editor in
chief)
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the Laboratory at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education (Deputy
editor in chief)
O. Ye. Baksansky, ScD In Philosophy, Professor, Senior Research Fellow at the Bio- and Eco-Philisophy Sector of the
Institute for Philosophy of the Russian Academy of Sciences
V. G. Bezrogov, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Senior
Research Fellow at the “Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education”
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow State University of Education (MSPU)
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU), Professor of the Differential Psychology at The Faculty of Clinical and
Special Psychology, Moscow State University of Psychology and Education
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head of the Pedagogics Department at the Institute
“Higher school of education”, Moscow State University of Education (MSPU)
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, ScD in Education, Professor, Deputy Head of the Pedagogics Department at
the Volgograd State Socio-Pedagogical University
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU)
L. A. Mikeshina, Honored Science Worker of Russian Federation, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department
at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow State University of Education (MSPU)
A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Professor, Head of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood Moscow State University of Education (MSPU)
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
A. I. Savenkov, ScD in Psychology, ScD in Education, Professor, Head of the Institute for Pedagogy and Psychology
of Education, Moscow State autonomous educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical
University”
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood
Moscow State University of Education (MSPU)
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
Проблемы современного образования | № 4 | 2016 | http://www.pmedu.ru
3
Стр.4
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Болотов В. А., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, научный руководитель Центра
мониторинга качества образования ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»
Дёмин В. П., доктор искусствоведения, профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения
образования и культуры РАО
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, вице-президент РАО
Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Маркарова Т. С., кандидат филологических наук
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
V. A. Bolotov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Academic
Advisor at the Centre for monitoring quality of education, National Research University Higher School of
Economics
V. P. Dyomin, ScD in Art, Academician of the Russian Academy of Education, Academician-Secretary to the
Department of education and culture, the Russian Academy of Education
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow State autonomous
educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical University”
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, VicePresident
of the Russian Academy of Education,
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
T. S. Markarova, PhD in Linguistics
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Проблемы современного образования | № 4 | 2016 | http://www.pmedu.ru
4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Философские науки 09.00.00
Из ИСТОРИИ фИЛОСОфСКОЙ мЫСЛИ
Дмитриева Н. А. С. Л. Рубинштейн как читатель «Феноменологии духа» Гегеля ........................... 9
фИЛОСОфИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Зыкова М. Н., Шнейдер Л. Б. Философия учительства, или Некоторые
размышления об аксиологических основаниях педагогической деятельности ............................. 20
Михайлова Л. Б. Религиоведческие знания в системе современного
педагогического образования .................................................................................................................... 38
фИЛОСОфИЯ ИСКуССТВА
Занегина А. А. Философия искусства акмеизма ...................................................................................... 48
Психологические науки 19.00.00
ПЕДАГОГИчЕСКАЯ ПСИхОЛОГИЯ
Гаврилова О. Я. Вопрос взаимосвязи мотивации и мышления в отечественной
психологии ..................................................................................................................................................... 57
Казенная Е. В. Проблема изучения личностного смысла специалистов
экстремальных профессий ........................................................................................................................ 64
Рахимова И. И. Экспериментальное выявление психологической особенности
проявления зависимости от компьютерной игры испытуемых младшего
школьного возраста ...................................................................................................................................... 74
Педагогические науки 13.00.00
мОДЕРНИзАЦИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Вачков И. В. Сравнительный анализ целей обучения в образовательных
организациях современной России .......................................................................................................... 80
Писарева Л. И. Система подготовки научных педагогических кадров в Германии ........................ 87
ИСТОРИЯ ОбРАзОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Шевченко В. А. Подготовка реформы среднего образования министром
народного просвещения П. Н. Игнатьевым. 1915–1916 годы ............................................................. 101
Занаев С. З. Обогащение потенциала политехнического образования
школьников в научно-педагогической деятельности М. Н. Скаткина в 1930–1950-е годы ......... 122
Проблемы современного образования | № 4 | 2016 | http://www.pmedu.ru
5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОбРАзОВАНИИ
Мураенко Е. Д. «Граждановедение» и «Религиозное образование» в системе
среднего образования Великобритании ................................................................................................ 134
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕхНОЛОГИИ В ОбРАзОВАНИИ
Алиев Ю. Б. Возможна ли обучающая технология художественного
образования школьников? ........................................................................................................................ 140
Аскаров А. Д. Значение мониторинга педагогической деятельности учителя
в определении потребности повышения его профессионального уровня .....................................149
СЛОВО мОЛОДЫм учЕНЫм
Садыков Т. М. История развития интерактивных технологий .......................................................... 158
НАучНАЯ ЖИзНь
Богуславский М. В. Учитель и его формирование: исторический опыт передачи
образованности и культуры ......................................................................................................................162
ПРОЕКТЫ
Зименкова Ф. Н. Юбилейный фестиваль в стране детства ..................................................................167
Проблемы современного образования | № 4 | 2016 | http://www.pmedu.ru
6
Стр.7
CONTENTS
Philosophic Sciences 09.00.00
FROm THE HISTORy OF PHILOSOPHIC THOUgHT
Dmitrieva N. A. Sergey Rubinstein as Reader of Hegel’s “Phenomenology of Spirit” .............................. 9
EDUCATIONAL PHILOSOPHy
Zykova M. N., Shneyder L. B. Philosophy of Teaching or Some Thoughts
on the Axiological Grounds of Teaching ..................................................................................................... 20
Mikhaylova L. B. Religious Studies in the System of Contemporary Teacher
Training Education ......................................................................................................................................... 38
PHILOSOPHy OF ART
Zanegina A. A. The Philosophy of the Art of Acmeism .............................................................................. 48
Psychological Sciences 19.00.00
EDUCATIONAL PSyCHOLOgy
Gavrilova O. Y. The Question of Motivation and Thinking in the Russian
Psychological Science ..................................................................................................................................... 57
Kazennaya E. V. The Study of Personal Meaning of Extreme Professions Specialists ............................ 64
Rakhimova I. I. Experimental Determination Of Psychological Makers
of the Indication of the Primary School Age Subjects’ Addiction to Computer Games ........................ 74
Pedagogical Sciences 13.00.00
mODERNIzATION OF EDUCATION
Vachkov I. V. Comparative Analysis of Learning Objectives in Educational
Organizations of Modern Russia .................................................................................................................. 80
Pisareva L. I. System of Preparation of Academic Stuff in Germany ........................................................ 87
HISTORy OF PEDAgOgy AND EDUCATION
Shevchenko V. A. Preparation of the Secondary Education Reform by the Minister
of Public Education P. N. Ignatyev. 1915–1916 ........................................................................................... 101
Zanayev S. Z. From the Experience of the Development of Polytechnic Education
in M. N. Skatkin’s Scientific and Educational Activity in 1930–1950 ..................................................... 122
Проблемы современного образования | № 4 | 2016 | http://www.pmedu.ru
7
Стр.8
CONTENTS
NEw RESEARCH IN EDUCATION
Muraenko E. D. “Citizenship” and “Religious Education” in the System
of Secondary Education of Great Britain ................................................................................................... 134
INNOvATIvE TECHNOLOgIES IN EDUCATION
Aliyev Ju. B. Is an Educational Technology to Teach Art to Schoolchildren Possible? ......................... 140
Askarov A. D. The Importance of Monitoring for the Identification of the Needs
of a Teacher’s Professional Competency Enhancing in the Process of Pedagogic Activities ...............149
yOUNg SCIENTISTS’ vISION
Sadykov T. M. The Interactive Technologies Background ........................................................................ 158
SCIENTIFIC LIFE
Boguslavsky M. V. A Teacher and Their Genesis: Historical Background to Education
and Culture Imparting ..................................................................................................................................162
PROjECTS
Zimenkova F. N. Anniversary Festival in the Land of Childhood ............................................................167
Проблемы современного образования | № 4 | 2016 | http://www.pmedu.ru
8
Стр.9