СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
Инновационные процессы в образовании
Матросов В.Л., Артамонов Г.А., Матросов С.В. Отечественная
практика подготовки учителей двух предметов: история вопроса
и перспективы реализации в рамках ФГОС третьего поколения. . . . . . . . . . . . . . .7
Cодержание и технологии образования
Славина В.А., Назарова Н.Е. Образовательная журналистика:
проблемы и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Алмазова А.А. Пути совершенствования лингвистической
подготовки студентов-логопедов в свете стандартизации высшего
дефектологического образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Жильцов А.Ф. Педагогические условия обеспечения преемственности
учебных курсов, направленных на формирование информационнокоммуникационных
компетенций, в учебном процессе педагогического вуза . . .27
Невдах С.И. Системообразующие компоненты профессиональной
подготовки педагога в системе дополнительного образования. . . . . . . . . . . . . . .31
Бартош Д.К. Оптимизация профессиональной подготовки студентовлингвистов
на этапе модернизации высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Дроздова А.В. Требования к тестовому контролю формирования
коммуникативной компетенции студентов, изучающих французский
язык как второй иностранный в языковом вузе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Таранова М.В. О подготовке учителя математики к реализации
концепции профильного образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Крылов С.К. Комплексный подход к обучению художественнокомпьютерному
проектированию будущих учителей изобразительного искусства. . . 51
Ажгихин С.Г. Особенности системы проектных заданий в графическом
дизайне (на примере дизайна упаковки) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Подгорнева Э.В. Проектирование рекламной полиграфической
продукции в рамках музейной практики студентов-дизайнеров . . . . . . . . . . . . . .63
Хевсокова М.Ю. Актуальные вопросы методики изучения
геометрических преобразований пространства в условиях
дифференцированного обучения геометрии в средней школе . . . . . . . . . . . . . . .68
Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала школьника
в педагогическом процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
Мартынюк В.С. Проектирование здоровьесберегающей среды
дошкольного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
Речицкий И.В., Файтарон М. Возможности активизации слуховой
функции людей с недостатками слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Рахманкулова Н.Ф. Современное высшее образование: риски свободы
и этическая ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Журавлев В.П. Первые стабильные учебники (30–40-е годы ХХ века) как
этап в развитии отечественных школьных учебных средств по литературе . . . . .105
Нефедов В.В. Гуманитарный фактор и культура в ГДР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
1 / 2010
Преподаватель XXВЕК
1
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЯЗЫК И ОБРАЗОВАНИЕ
Колыхалова О.А. Роль полилингвистического и поликультурного
образования в ХХI веке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Бутакова Е.С., Бутакова С.С. Когнитивно-дискурсивная парадигма
описания английского языка при обучении магистрантов-филологов . . . . . . . .129
КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
Зацепина М.Б. ЮНЕСКО и культура ребенка дошкольного возраста . . . . . . . .133
Макарова К.В. Особенности детской книжной иллюстрации
и ее отличия от взрослой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Морозюк С.Н., Смолева Т.О. Проблема детерминации
психологического неблагополучия ребенка в содержании подготовки
будущих педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
Осмина Е.В. Преподаватель и студент: конфликт учебнопрофессиональной
и экзистенциальной задач взаимодействия . . . . . . . . . . . . .154
Дугарова Т.Ц. Психосемантика этнического самосознания . . . . . . . . . . . . . . . .160
Погонышева Д.А. Развитие личности студентов на основе знаковосимволического
моделирования информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Сторожук С.И. Основы психолого-педагогической коррекции
агрессивных подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Юдин Б.Д., Кузьменко Г.А., Сабитов Ш.Я., Федорова Л.В. Анализ
медико-биологических и психологических факторов, лимитирующих
проявление интеллектуальных способностей спортсменов-подростков
в образовательном процессе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
2
Коваленко С.В. Индивидуальные особенности и экзаменационная
тревожность школьников: теоретический анализ и перспективы исследования . . .189
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Физико-математические науки
Морозов П.В., Григорьев Е.И., Завьялов С.А., Клименко В.Г.,
Разумовская И.В., Чвалун С.Н. Люминесцентный анализ
поли-п-фениленвинилена, синтезированного пиролитической
полимеризацией из газовой фазы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Биологические науки
Марков М.В., Ключникова Н.М., Федорин А.К. Разнообразие
жизненных форм и систем репродукции в роде polygonum s.l. в аспекте
вторичного перехода к водному образу жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207
Исторические науки
Щагин Э.М. Вновь о малоизвестных фактах из истории
большевистского вооруженного восстания в Петрограде и Москве
осенью 1917 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
Соколов Е.Н. Финансовая политика советского правительства
(март-август 1918 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .237
Преподаватель XXВЕК
1 / 2010
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Кузнецов В.Н. Политические партии в Поволжье в 1907 – начале 1917 г.
в борьбе за городское население . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
Юдин Е.Е. Князь Феликс Юсупов в Оксфорде (1909–1912). . . . . . . . . . . . . . . . .256
Полетаев В.Э. Взаимодействие государства, бизнеса и науки в
процессе реализации инновационной политики России в начале XXI века . . . .265
Философские науки
Зима В.Н. Переоткрытие времени или переоткрытие вечности? . . . . . . . . . . . .273
Болдырева И.Н. Роль рефлексии как основы преобразования
социальных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
Копаев Е.Н. Категории господствующего класса и правящей элиты:
философско-методологический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
Киреев Г.Н. Живой труд, овещнение и власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290
Карташова Н.А. Методологическая и мировоззренческая основа
социальной философии Д.И. Менделеева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .300
Счастливцев Р.А. Параллелизм сознания в феноменологии Э. Гуссерля . . . .305
Филологические науки
К 150-летию А.П. Чехова
Тихомиров С.В. Мир без абсолюта: чеховская версия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311
Николина Н.А. Темпоральная организация финалов в пьесах А.П. Чехова . . .317
Огольцева Е.В. Пространство «Человека в футляре» и время
«Ионыча» (сравнение в рассказах Чехова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
Социологические науки
Ким Т.К. Структура, специфика и воспитательные возможности
современной семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
Горин А.Е. Становление системы государственного управления
социальными рисками в современой России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .338
Иванов С.Ю. Особенности обеспечения социальной безопасности
работников в современных организациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .343
Мерзлякова Е.В. Управление знаниями в организации:
социологический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Культурология
Святославский А.В. Городской монумент как объект восприятия
(некоторые аспекты современной мемориальной культуры) . . . . . . . . . . . . . . . .356
Сидорова Г.П. Культура повседневности российской научной элиты
1920-х гг. по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .365
Психологические науки
Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В. Человек как субъект экономической
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .374
Сведения об авторах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .381
1 / 2010
Преподаватель XXВЕК
3
Стр.5
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION AND TECHNIQUES
Innovational Processes in Education
Matrosov V. L., Artamonov G. A., Matrosov S. V. Training Two-Subject
Teachers in Russia: Historical Outlook and Prospects Within Third
Generation Federal State Educational Standards. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Educational Topics and Techniques
Slavina V. A., Nazarova N. E. Educational Journalism: Problems and Prospects . . .13
Almazova A. A. Improving Linguistic Training of Speech Therapy Students
in the Light of Standardizing Higher Speech Therapy Education . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Zhiltsov A. F. Pedagogical Conditions for Guaranteeing Continuity
of Courses Aimed at Developing Information and Communication
Competencies within Higher Pedagogical Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Nevdakh S. I. Fundamental System Components of Future Teachers’
Professional Training in the System of Extended Education. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Bartosh D. K. Optimizing Linguistics Students’ Professional Training
at the Time of Higher Education Modernization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Drozdova A. V. Testing Control Requirements in Developing Communicative
Competency in Students Learning French as a Second Foreign Language in
a Linguistic Department. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Taranova M. V. On Training Mathematics Teachers to Implement Vocational
Training Conception. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Krylov S. K. Complex Approach to Teaching Computer Art Design to Future
Art Teachers . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Azhgikhin S. G. Peculiarities of Project Task System in Graphic Design
(Exemplified by Package Design) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
4
Podgorneva E. V. Designing Advertisements for Publishing Within Design
Students’ Museum Practice. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Khevsokova M. U. Important Issues in Teaching Geometrical Space
Transformations in the Conditions of Differentiated Geometry Teaching
in Secondary School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
Veretennikova L. K. Developing Schoolchildren’s Creative Potential
in Their Studies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
Martynuk V. C. Designing Healthy Environment in Pre-School Establishments . . . . .82
Rechitsky I. V., Faitaron M. Possibilities of Activating Hearing-Impaired
People’s Hearing . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
PHILOSOPHY AND HISTORY OF EDUCATION
Rakhmankulova N. F. Modern Higher Education: Freedom Risks and Ethical
Responsibility. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Zhuravlyov V. P. First Stable Textbooks (1930-40’s) as a Stage in
Developing Russian School Textbooks in Literature . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
Nefyodov V. V. Humanitarian Factor and Culture in German Democratic
Republic. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
Преподаватель XXВЕК
1 / 2010
Стр.6
CONTENTS
LANGUAGE AND EDUCATION
Kolykhalova O. A. Role of Multi-Linquistic and Multi-Cultural Education in
the 21st Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Butakova E. S., Butakova S. S. Cognitive Discourse Paradigm in
Describing the English Language to Linguistics Students in Master Programmes . . .129
CULTURE AND EDUCATION
Zatsepina M. B. UNISCO and Pre-School Children’s Culture . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
Makarova K. V. Peculiarities of Children’s Book Illustrations as Compared
with Adult Book Illustrations. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
PSYCHOLOGY AND EDUCATION
Morozuk S. N., Cmoleva T. O. Determining Children’s Phychological
Problems as Part of Contents of Future Teachers’ Optional Course . . . . . . . . . . . . .146
Osmina E. V. University Teacher and Student: Conflict Between Professional
and Existential Tasks of Their Interaction . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
Dugarova T. T. Psychosemantics of Ethnic Self-Consciousness . . . . . . . . . . . . . . .160
Pogonysheva D. A. Developing Students on the Basis of Information
Symbol Modelling . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Storozhuk S. I. Basics of Psychological and Pedagogical Correction of
Aggressive Teenagers. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Udin B. D., Kuzmenko G. A., Sabitov S. Y., Fedorova L. V. Analysis of
Medical, Biological and Psychological Factors Limiting the Extent to Which
Teenage Sportsmen’s Intellectual Abilities Are Made Visible in Their Studies . . . . . .178
Kovalenko S. V. Schoolchildren’s Individual Peculiarities and Examination
Anxiety: Theoretical Analysis and Prospects of Study . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Physics and Mathematics
Morozov P. V., Grigoriev E. I., Zavialov S. A., Klimenko V. G.,
Razumovskaya I. V., Chvalun S. N. Optical Characteristics
of Poly-P-Phenylene-Vinylene Created by Polymerization at the Gas Phase. . . . . . .199
Biology
Markov M. V., Kluchnikova N. M., Fedorin A. K. Variety of Life Forms
and Reproduction Systems in the Genus of Polygonum S. L. in the Aspect
of Secondary Transition to Water Existence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207
History
Schagin E. M. Some More Notes on Little-Known Facts from the History
of the Bolshevik Armed Uprising in Petrograd and Moscow in the Autumn
of 1917. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
Sokolov E. N. Financial Policy of the Soviet Government (March
to August of 1918). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .237
Kuznetsov V. N. Political Parties in the Volga Regions from 1907 to Early
1917 Fighting for Town Residents. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
1 / 2010
Преподаватель XXВЕК
5
Стр.7
CONTENTS
Udin E. E. Prince Felix Usupov in Oxford (1909–1912) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256
Poletayev V. E. Interaction Between State, Business and Science
in Implementing Russia’s Innovational Policy in Early 21st Century . . . . . . . . . . . . . .265
Philosophy
Zima V. N. Rediscovery of Time or Rediscovery of Eternity?. . . . . . . . . . . . . . . . . . .273
Boldyreva I. N. Role of Reflexion as the Basis of Transformation of Social
Processes . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
Kopayev E. N. Categories of Class or Elite in Power: Philosophical
and Methodological Analysis. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
Kireyev G. N. Live Labour, Materialization and Power. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290
Kartashova N. A. Methodological and World-View Basis
of D. I. Mendeleyev’s Social Philosophy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .300
Schastlivtsev R. A. Parallelism of Consciousness in Edmund Husserl’s
Phenomenology. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
Philology
To the 150th anniversary of A. P. Chekhov
Tikhomirov S. V. World Without the Absolute: Chekhov’s Version . . . . . . . . . . . . . .311
Nikolina N. A. Temporal Ending Design in Chekhov’s Plays . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317
Ogoltseva E. V. Space in “The Man in a Case” and Time in “Ionych”
(Comparison in Chekhov’s Stories). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
Sociology
Kim T. K. Structure, Peculiar Features and Educational Potential
of the Modern Family. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
6
Gorin A. E. Developing the System of Social Risks State Control
in Modern Russia. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .338
Ivanov S. U. Peculiarities of Providing Social Security of Emploees
in Present-Day Companies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .343
Merzlyakova E. V. Knowledge Management in a Company:
Sociological Aspect . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .352
Culturology
Svyatoslavsky A. V. City Monument as a Perception Object (Some Aspects
of Modern Memorial Culture). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .356
Sidorova G. P. Every-Day-Life Culture of the Russian Scientific Elite of the
1920’s According to M. A. Bulgakov’s Story “The Heart of a Dog”. . . . . . . . . . . . . . .365
Psychology
Morozuk S. N., Morozuk E. V. Person as a Subject of Economic Activity . . . . . . . .374
Information about the authors. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .381
Преподаватель XXВЕК
1 / 2010
Стр.8
СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
Инновационные процессы в образовании
Матросов В.Л., Артамонов Г.А., Матросов С.В. Отечественная
практика подготовки учителей двух предметов: история вопроса
и перспективы реализации в рамках ФГОС третьего поколения. . . . . . . . . . . . . . .7
Cодержание и технологии образования
Славина В.А., Назарова Н.Е. Образовательная журналистика:
проблемы и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Алмазова А.А. Пути совершенствования лингвистической
подготовки студентов-логопедов в свете стандартизации высшего
дефектологического образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Жильцов А.Ф. Педагогические условия обеспечения преемственности
учебных курсов, направленных на формирование информационнокоммуникационных
компетенций, в учебном процессе педагогического вуза . . .27
Невдах С.И. Системообразующие компоненты профессиональной
подготовки педагога в системе дополнительного образования. . . . . . . . . . . . . . .31
Бартош Д.К. Оптимизация профессиональной подготовки студентовлингвистов
на этапе модернизации высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Дроздова А.В. Требования к тестовому контролю формирования
коммуникативной компетенции студентов, изучающих французский
язык как второй иностранный в языковом вузе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Таранова М.В. О подготовке учителя математики к реализации
концепции профильного образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Крылов С.К. Комплексный подход к обучению художественнокомпьютерному
проектированию будущих учителей изобразительного искусства. . . 51
Ажгихин С.Г. Особенности системы проектных заданий в графическом
дизайне (на примере дизайна упаковки) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Подгорнева Э.В. Проектирование рекламной полиграфической
продукции в рамках музейной практики студентов-дизайнеров . . . . . . . . . . . . . .63
Хевсокова М.Ю. Актуальные вопросы методики изучения
геометрических преобразований пространства в условиях
дифференцированного обучения геометрии в средней школе . . . . . . . . . . . . . . .68
Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала школьника
в педагогическом процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
Мартынюк В.С. Проектирование здоровьесберегающей среды
дошкольного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
Речицкий И.В., Файтарон М. Возможности активизации слуховой
функции людей с недостатками слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Рахманкулова Н.Ф. Современное высшее образование: риски свободы
и этическая ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Журавлев В.П. Первые стабильные учебники (30–40-е годы ХХ века) как
этап в развитии отечественных школьных учебных средств по литературе . . . . .105
Нефедов В.В. Гуманитарный фактор и культура в ГДР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
1 / 2010
Преподаватель XXВЕК
193
Стр.197
СОДЕРЖАНИЕ
ЯЗЫК И ОБРАЗОВАНИЕ
Колыхалова О.А. Роль полилингвистического и поликультурного
образования в ХХI веке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Бутакова Е.С., Бутакова С.С. Когнитивно-дискурсивная парадигма
описания английского языка при обучении магистрантов-филологов . . . . . . . .129
КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
Зацепина М.Б. ЮНЕСКО и культура ребенка дошкольного возраста . . . . . . . .133
Макарова К.В. Особенности детской книжной иллюстрации
и ее отличия от взрослой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Морозюк С.Н., Смолева Т.О. Проблема детерминации
психологического неблагополучия ребенка в содержании подготовки
будущих педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
Осмина Е.В. Преподаватель и студент: конфликт учебнопрофессиональной
и экзистенциальной задач взаимодействия . . . . . . . . . . . . .154
Дугарова Т.Ц. Психосемантика этнического самосознания . . . . . . . . . . . . . . . .160
Погонышева Д.А. Развитие личности студентов на основе знаковосимволического
моделирования информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Сторожук С.И. Основы психолого-педагогической коррекции
агрессивных подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Юдин Б.Д., Кузьменко Г.А., Сабитов Ш.Я., Федорова Л.В. Анализ
медико-биологических и психологических факторов, лимитирующих
проявление интеллектуальных способностей спортсменов-подростков
в образовательном процессе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
194
Коваленко С.В. Индивидуальные особенности и экзаменационная
тревожность школьников: теоретический анализ и перспективы исследования . . .189
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Физико-математические науки
Морозов П.В., Григорьев Е.И., Завьялов С.А., Клименко В.Г.,
Разумовская И.В., Чвалун С.Н. Люминесцентный анализ
поли-п-фениленвинилена, синтезированного пиролитической
полимеризацией из газовой фазы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Биологические науки
Марков М.В., Ключникова Н.М., Федорин А.К. Разнообразие
жизненных форм и систем репродукции в роде polygonum s.l. в аспекте
вторичного перехода к водному образу жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207
Исторические науки
Щагин Э.М. Вновь о малоизвестных фактах из истории
большевистского вооруженного восстания в Петрограде и Москве
осенью 1917 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
Соколов Е.Н. Финансовая политика советского правительства
(март-август 1918 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .237
Преподаватель XXВЕК
1 / 2010
Стр.198
СОДЕРЖАНИЕ
Кузнецов В.Н. Политические партии в Поволжье в 1907 – начале 1917 г.
в борьбе за городское население . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
Юдин Е.Е. Князь Феликс Юсупов в Оксфорде (1909–1912). . . . . . . . . . . . . . . . .256
Полетаев В.Э. Взаимодействие государства, бизнеса и науки в
процессе реализации инновационной политики России в начале XXI века . . . .265
Философские науки
Зима В.Н. Переоткрытие времени или переоткрытие вечности? . . . . . . . . . . . .273
Болдырева И.Н. Роль рефлексии как основы преобразования
социальных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
Копаев Е.Н. Категории господствующего класса и правящей элиты:
философско-методологический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
Киреев Г.Н. Живой труд, овещнение и власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290
Карташова Н.А. Методологическая и мировоззренческая основа
социальной философии Д.И. Менделеева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .300
Счастливцев Р.А. Параллелизм сознания в феноменологии Э. Гуссерля . . . .305
Филологические науки
К 150-летию А.П. Чехова
Тихомиров С.В. Мир без абсолюта: чеховская версия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311
Николина Н.А. Темпоральная организация финалов в пьесах А.П. Чехова . . .317
Огольцева Е.В. Пространство «Человека в футляре» и время
«Ионыча» (сравнение в рассказах Чехова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
Социологические науки
Ким Т.К. Структура, специфика и воспитательные возможности
современной семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
Горин А.Е. Становление системы государственного управления
социальными рисками в современой России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .338
Иванов С.Ю. Особенности обеспечения социальной безопасности
работников в современных организациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .343
Мерзлякова Е.В. Управление знаниями в организации:
социологический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
Культурология
Святославский А.В. Городской монумент как объект восприятия
(некоторые аспекты современной мемориальной культуры) . . . . . . . . . . . . . . . .356
Сидорова Г.П. Культура повседневности российской научной элиты
1920-х гг. по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .365
Психологические науки
Морозюк С.Н., Морозюк Ю.В. Человек как субъект экономической
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .374
Сведения об авторах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .381
1 / 2010
Преподаватель XXВЕК
195
Стр.199
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION AND TECHNIQUES
Innovational Processes in Education
Matrosov V. L., Artamonov G. A., Matrosov S. V. Training Two-Subject
Teachers in Russia: Historical Outlook and Prospects Within Third
Generation Federal State Educational Standards. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Educational Topics and Techniques
Slavina V. A., Nazarova N. E. Educational Journalism: Problems and Prospects . . .13
Almazova A. A. Improving Linguistic Training of Speech Therapy Students
in the Light of Standardizing Higher Speech Therapy Education . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Zhiltsov A. F. Pedagogical Conditions for Guaranteeing Continuity
of Courses Aimed at Developing Information and Communication
Competencies within Higher Pedagogical Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Nevdakh S. I. Fundamental System Components of Future Teachers’
Professional Training in the System of Extended Education. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Bartosh D. K. Optimizing Linguistics Students’ Professional Training
at the Time of Higher Education Modernization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Drozdova A. V. Testing Control Requirements in Developing Communicative
Competency in Students Learning French as a Second Foreign Language in
a Linguistic Department. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Taranova M. V. On Training Mathematics Teachers to Implement Vocational
Training Conception. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Krylov S. K. Complex Approach to Teaching Computer Art Design to Future
Art Teachers . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Azhgikhin S. G. Peculiarities of Project Task System in Graphic Design
(Exemplified by Package Design) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
196
Podgorneva E. V. Designing Advertisements for Publishing Within Design
Students’ Museum Practice. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Khevsokova M. U. Important Issues in Teaching Geometrical Space
Transformations in the Conditions of Differentiated Geometry Teaching
in Secondary School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
Veretennikova L. K. Developing Schoolchildren’s Creative Potential
in Their Studies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
Martynuk V. C. Designing Healthy Environment in Pre-School Establishments . . . . .82
Rechitsky I. V., Faitaron M. Possibilities of Activating Hearing-Impaired
People’s Hearing . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
PHILOSOPHY AND HISTORY OF EDUCATION
Rakhmankulova N. F. Modern Higher Education: Freedom Risks and Ethical
Responsibility. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Zhuravlyov V. P. First Stable Textbooks (1930-40’s) as a Stage in
Developing Russian School Textbooks in Literature . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
Nefyodov V. V. Humanitarian Factor and Culture in German Democratic
Republic. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
Преподаватель XXВЕК
1 / 2010
Стр.200
CONTENTS
LANGUAGE AND EDUCATION
Kolykhalova O. A. Role of Multi-Linquistic and Multi-Cultural Education in
the 21st Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Butakova E. S., Butakova S. S. Cognitive Discourse Paradigm in
Describing the English Language to Linguistics Students in Master Programmes . . .129
CULTURE AND EDUCATION
Zatsepina M. B. UNISCO and Pre-School Children’s Culture . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
Makarova K. V. Peculiarities of Children’s Book Illustrations as Compared
with Adult Book Illustrations. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
PSYCHOLOGY AND EDUCATION
Morozuk S. N., Cmoleva T. O. Determining Children’s Phychological
Problems as Part of Contents of Future Teachers’ Optional Course . . . . . . . . . . . . .146
Osmina E. V. University Teacher and Student: Conflict Between Professional
and Existential Tasks of Their Interaction . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
Dugarova T. T. Psychosemantics of Ethnic Self-Consciousness . . . . . . . . . . . . . . .160
Pogonysheva D. A. Developing Students on the Basis of Information
Symbol Modelling . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Storozhuk S. I. Basics of Psychological and Pedagogical Correction of
Aggressive Teenagers. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Udin B. D., Kuzmenko G. A., Sabitov S. Y., Fedorova L. V. Analysis of
Medical, Biological and Psychological Factors Limiting the Extent to Which
Teenage Sportsmen’s Intellectual Abilities Are Made Visible in Their Studies . . . . . .178
Kovalenko S. V. Schoolchildren’s Individual Peculiarities and Examination
Anxiety: Theoretical Analysis and Prospects of Study . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Physics and Mathematics
Morozov P. V., Grigoriev E. I., Zavialov S. A., Klimenko V. G.,
Razumovskaya I. V., Chvalun S. N. Optical Characteristics
of Poly-P-Phenylene-Vinylene Created by Polymerization at the Gas Phase. . . . . . .199
Biology
Markov M. V., Kluchnikova N. M., Fedorin A. K. Variety of Life Forms
and Reproduction Systems in the Genus of Polygonum S. L. in the Aspect
of Secondary Transition to Water Existence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207
History
Schagin E. M. Some More Notes on Little-Known Facts from the History
of the Bolshevik Armed Uprising in Petrograd and Moscow in the Autumn
of 1917. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
Sokolov E. N. Financial Policy of the Soviet Government (March
to August of 1918). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .237
Kuznetsov V. N. Political Parties in the Volga Regions from 1907 to Early
1917 Fighting for Town Residents. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
1 / 2010
Преподаватель XXВЕК
197
Стр.201
CONTENTS
Udin E. E. Prince Felix Usupov in Oxford (1909–1912) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256
Poletayev V. E. Interaction Between State, Business and Science
in Implementing Russia’s Innovational Policy in Early 21st Century . . . . . . . . . . . . . .265
Philosophy
Zima V. N. Rediscovery of Time or Rediscovery of Eternity?. . . . . . . . . . . . . . . . . . .273
Boldyreva I. N. Role of Reflexion as the Basis of Transformation of Social
Processes . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
Kopayev E. N. Categories of Class or Elite in Power: Philosophical
and Methodological Analysis. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
Kireyev G. N. Live Labour, Materialization and Power. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .290
Kartashova N. A. Methodological and World-View Basis
of D. I. Mendeleyev’s Social Philosophy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .300
Schastlivtsev R. A. Parallelism of Consciousness in Edmund Husserl’s
Phenomenology. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
Philology
To the 150th anniversary of A. P. Chekhov
Tikhomirov S. V. World Without the Absolute: Chekhov’s Version . . . . . . . . . . . . . .311
Nikolina N. A. Temporal Ending Design in Chekhov’s Plays . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317
Ogoltseva E. V. Space in “The Man in a Case” and Time in “Ionych”
(Comparison in Chekhov’s Stories). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
Sociology
Kim T. K. Structure, Peculiar Features and Educational Potential
of the Modern Family. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
198
Gorin A. E. Developing the System of Social Risks State Control
in Modern Russia. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .338
Ivanov S. U. Peculiarities of Providing Social Security of Emploees
in Present-Day Companies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .343
Merzlyakova E. V. Knowledge Management in a Company:
Sociological Aspect . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .352
Culturology
Svyatoslavsky A. V. City Monument as a Perception Object (Some Aspects
of Modern Memorial Culture). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .356
Sidorova G. P. Every-Day-Life Culture of the Russian Scientific Elite of the
1920’s According to M. A. Bulgakov’s Story “The Heart of a Dog”. . . . . . . . . . . . . . .365
Psychology
Morozuk S. N., Morozuk E. V. Person as a Subject of Economic Activity . . . . . . . .374
Information about the authors. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .381
Преподаватель XXВЕК
1 / 2010
Стр.202