Московский педагогический
государственный университет
Валерия Мухина
Moscow Pedagogical State University
Valeria Mukhina
№ 3
2014
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Development of Personality
Для духовной элиты,
профессионалов науки
и практики
Для тех, кто готов взять
на себя ответственность
за воспитание
и развитие личности
For the cultural elite,
professionals of science
and practice
for those who are ready
to take responsibility
for education and
development of the personality
Стр.2
Развитие личности
Журнал основан Валерией Мухиной в 1993 году
Выходит 4 раза в год
2014. № 3
ISSN 2071-9788
Подписной индекс
по каталогу «Роспечати»
37286 и 38362
Журнал входит в Перечень периодических научных и научнотехнических изданий,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук
Журнал зарегистрирован Роскомнадзором.
Главный редактор
Помощники главного редактора
Переводчик
Редакционный совет:
Ш. А. Амонашвили, акад. РАО, д. психол. н., профессор
В. С. Басюк, к. психол. н., доцент
Е. В. Беловол, к. психол. н., профессор
Б. С. Братусь, чл.-корр. РАО, д. психол. н., профессор
Е. Л. Григоренко, к. психол. н., д. филос. н., профессор
А. И. Донцов, акад. РАО, д. психол. н., профессор
Н. И. Непомнящая, д. психол. н., профессор
В. Ф. Петренко, чл.-корр. РАН, д. психол. н., профессор
В. А. Петровский, чл.-корр. РАО, д. психол. н.,
профессор
Иностранные члены редакционного совета:
Винсент де Гольджак (Vincent de Gaulejac), доктор социологии, профессор Университета Париж Дени
Дидро (Париж, Франция), член и основатель Международного Института клинической социологии
(Париж, Франция)
Климис Навридис (Klimis Navridis), доктор, профессор клинической социальной психологии на
факультете Университета (Афины, Греция)
Мунхчулуун Мунхцэнэг, доктор (PhD), Монгольский государственный университет (Улан-Батор,
Монголия)
Эва Новицка, доктор социологии, профессор социальной антропологии Университета Варшавы и
Университета Collegium Civitas (Варшава, Польша)
Светлана Эстербрук, кандидат психологических наук, докторант по программе прикладного анализа
поведения и по программе аутизма Университета им. Дж. Мейсона (Лос-Анджелес, США)
Ричард Линн Эстербрук, доктор педагогических наук, магистр в сфере бизнеса и менеджмента,
сертифицирующийся бихевиоральный аналитик. Профессор факультета развития личности и
специального образования Университета им. Дж. Мейсона (Лос-Анджелес, США)
Адам Дрейфус, магистр образования, сертифицированный бихевиоральный аналитик, директор Центра
по обучению и терапии детей с аутизмом им. С. Дули (шт. Вирджиния, США)
Ответственный за выпуск
Верстка
Корректор
В. С. Мухина
Н. И. Лисова
Ю. М. Севрюкова
Редакция знакомится с письмами читателей, не вступая в переписку.
Рукописи рецензируются и не возвращаются.
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
© Концепция и структура журнала. В. С. Мухина, 1993
© Развитие личности, 2014
© МПГУ, 2014
Л. А. Саврасова, к. психол. н., доцент
Э. В. Сайко, чл.-корр. РАО, д. психол.
н., профессор
Д. И. Фельдштейн, акад. РАО, д.
психол. н., профессор
А. В. Черная, д. психол. н., профессор
Р. М. Чумичева, д. пед. н., профессор
Е. В. Щедрина, к. психол. н.
И. В. Ярославцева, д. психол. н.,
профессор
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-43467 от 30.12.2010.
Редакция:
Валерия Сергеевна Мухина, акад. РАО, д. психол. н.,
профессор
Заместители главного редактора Андрей Анатольевич Хвостов, д. психол. н., профессор
Леонид Михайлович Проценко, к. психол. н., доцент
Анна Алексеевна Лобачева
Александр Юрьевич Мишанов
Филипп Романович Устюжанин
Елена Владимировна Беловол, к. психол. н., профессор
Стр.3
Development of Personality
The journal was formulated by Valeria Mukhina in 1993
It comes out 4 times a year
2014. № 3
ISSN 2071-9788
Subscription index
on Catalogue of “Rospechat”
37286 и 38362
The journal has been included into the List of the periodic editions (Science and
Technology) of Russian Federation. The publication of research papers to provide
the Ph. D. and Sc. D projects with supplementary materials is recommended in the journal
Editorial staff:
Editorinchief
Deputies of
the editorinchief
Assistants of the editor-in-chief
Translator
Editorial counsel:
Sh. A. Amonashvili, Academician of RAE, Sc. D.
(psychology), professor
V. S. Basyuk, Ph. D. (psychology), assistant professor
E. V. Belovol, Ph.D. (psychology), professor
B. S. Bratus, corresponding member of RAE, Sc. D.
(psychology), professor
A. V. Chernaya, Sc. D. (psychology), professor
R. M. Chumicheva, Sc.D. (pedagogy), professor
A. I. Dontsov, Academician of RAE, Sc. D.
(psychology), professor
D. I. Feldstein, Academician of RAE, Sc. D.
(psychology), professor
Foreign members of editorial counsel
Vincent de Gaulejac, Sc. D. (sociology), professor of Université Paris Diderot (Paris, France), member and
founder of International Institute of clinical sociology (Paris, France).
Klimis Navridis, Sc. D., Professor of Clinical and Social Psychology, Department of Psychology, University
of Athens (Athens, Greece).
Munkhchuluun Munkhtsetseg, Ph.D., Mongolian State University (Ulan Bator, Mongolia)
Ewa Nowicka, Doctor of Sociology, Professor of Social Anthropology, University of Warsaw and Collegium
Cavitas (Warsaw, Poland).
Svetlana Esterbrook, Ph.D. (psychology), has pursued her graduate studies in the field of Applied Behavioral
Analysis and she has taken graduate courses on autism at George Mason University (Los Angeles, USA).
Richard Lynn Esterbrook, has done graduate work in the field of Applied Behavior Analysis. Dr. Esterbrook
has served as an adjunct professor at the College of Education and Human Development at George Mason
University (Los Angeles, USA).
Adam Dreyfus, Master of Education, a certified behavioral analyst, director of the Sarah Dooley Center for
autism (Virginia, USA)
Editorial staff
Imposition
Corrector
V. S. Mukhina
N. I. Lisova
Yu. M. Sevrukova
The editors become acquainted with readers’ letters without being in correspondence.
Manuscripts reviewed. Rejected manuscripts are not returned.
Editors’s views may not agree with author’s opinion.
The editors are not responsible for the contents of promotional material.
© Concept and structure of a journal by V. S. Mukhina, 1993
© Development of Personality, 2014
© MPSU, 2014
E. L. Grigorenko, Ph. D. (psychology), Sc. D.
(philosophy), professor
N. I. Nepomnyashaya, Sc. D. (psychology), professor
V. F. Petrenko, corresponding member of RAS,
Sc. D. (psychology), professor
V. A. Petrovskiy, corresponding member of RAE,
Sc. D. (psychology), professor
L. A. Savrasova, Ph. D. (psychology), assistant professor
E. V. Saiko, corresponding member of RAE, Sc. D.
(psychology), professor
E. V. Shedrina, Ph.D. (psychology)
I. V. Yaroslavzeva, Sc. D. (psychology), professor
Valeria S. Mukhina, Academician of RAE, Sc. D. (psychology), Prof.
Andrey A. Khvostov, Sc. D. (psychology), Prof.
Leonid M. Protsenko, Ph. D. (psychology), Docent
Anna A. Lobacheva
Alexander Yu. Mishanov
Philipp R. Ustyuzhanin
Elena V. Belovol, Ph.D. (psychology)
Стр.4
Содержание
Наши презентации
Елена Дубицкая
Факультет педагогики и психологии МПГУ:
шаги времени ................................................................8
ТЕОРИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблемы развития и бытия личности
Анатолий Арсеньев
Проблема цели в воспитании
и образовании (окончание) ............................................ 23
Ирина Дубровина
Культурно-личностный контекст
психологического образования в вузе ............................. 53
Личность в контексте культуры
Валерия Мухина
Социально-психологическая сущность личности:
Возможно ли полное воплощение в человеке
исторически обусловленных чаяний человечества?.......... 77
Виктор Петренко, Анатолий Супрун
Архетипические образы единого человечества ................108
Анна Чёрная
Игры девочек с куклами и кукольными домиками
в разных культурах ....................................................121
ПРАКТИКА
Проблемы образования в США
Адам Дрейфус
Ожидания относительно продолжения образования
(пер. с англ. Е.В. Беловол) ...........................................143
Переговоры
как профессиональная деятельность
Анатолий Липницкий
Моделирование переговоров: деятельностная
модель ведения переговоров с преступниками ................162
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
4
№ 3 – 2014
Стр.5
Интеллектуальные
детерминанты достижений
Галина Кузьменко
Типология интеллектуального поведения подростков,
ориентированных на спортивные достижения
в одиночных видах спорта ............................................174
Введение в практику исследований
новых методов
Екатерина Битюцкая
Обоснование и разработка русскоязычной версии
«Опросника способов копинга» .....................................187
РЕФЛЕКСИЯ НА СЕБЯ И ДРУГИХ
О жизни и о себе
Виктор Петренко
Мироощущение всеединства .........................................209
ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Ольга Саврасова
Кошки-мышки (Комикс) .............................................216
НАШ АРХИВ:
Подарок для читателей журнала
Из дневника Амиеля.
Предисловие и редакция Л.Н. Толстого.
Перевод с фр. М.Л. Толстой ..........................................235
НАШИ АВТОРЫ
Краткая информация об авторах ...................................251
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
5
№ 3 – 2014
Стр.6
Contents
Our Presentations
Elena Dubitskaya
Department of pedagogy and psychology of MSPU:
the steps of the time ........................................................8
Theories and researches
Problems of person’s development and being
Anatoliy Arsen’ev
The problem of goal in upbringing
and education (ending) ................................................... 23
Irina Dubrovina
Culture-personal context of psychological education
at university ................................................................ 53
Personality in the context of culture
Valeria Mukhina
Socio-psychological essence of a person:
Is it possible that full realization of historically
conditioned expectations of humanity
in a human being will com true? ....................................... 77
Victor Petrenko, Anatoliy Suprun
Archetypical images of one single mankind .......................108
Anna Chernaya
Girls’ plays with dolls and doll-houses
in different cultures .....................................................121
Practice
Problems of education in the USA
Adam Dreyfus
Expectations and attitudes on college attendance
(tr. into Russian by E.V. Belovol)....................................143
Negotiations as professional activity
Anatoliy Lipnitsky
Modeling of negotiations:
activity model of conducting negotiations
with criminals .............................................................162
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
6
№ 3 – 2014
Стр.7
Intellectual determinants of achievements
Galina Kuzmenko
Typology of intellectual behavior of result-oriented
adolescents in individual kinds of sports ..........................174
Introduction of new methods
into research practice
Ekaterina Bityutskaya
Substantiation and elaboration
of Russian language version
of “Ways of Coping Questionnaire” .................................187
Reflexion towards oneself and others
About life and myself
Victor Petrenko
Weltanschauung of all-encompassing unity ......................209
Another dimension
Olga Savrasova
Cat-and-mouse (Comics) ................................................216
Our archives: Gift for journal readers
From Amelia’s diary.
Introduction and editing
by L.N. Tolstoy (translated from French
by M.L. Tolstaya) .........................................................235
Our authors
Brief information about the authors ................................251
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
7
№ 3 – 2014
Стр.8