Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Практикум по решению профессиональных педагогических задач: учеб. пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторАверкиева Галина Валентиновна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц138
ID651544
АннотацияУчебное пособие предназначено для использования в процессе изучения различных разделов учебного курса «Педагогика», в том числе специальной дисциплины интегративного характера «Практикум по решению профессиональных педагогических задач». Пособие построено на основе задачного подхода как механизма реализации идей компетентностно ориентированного высшего образования и включает в себя методические разработки учебных профессиональных задач разных видов: собственно профессиональные задачи, задачи в форме кейсов, задачи в форме деловых сюжетно-ролевых игр, задачи в форме педагогических ситуаций.
Кому рекомендованоДля студентов, изучающих педагогику в вузе.
ISBN978-5-261-01126-2
Аверкиева, Г.В. Практикум по решению профессиональных педагогических задач: учеб. пособие / Г.В. Аверкиева .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2016 .— 138 с. — ISBN 978-5-261-01126-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/651544 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Практикум_по_решению_профессиональных_педагогических_задач_учеб._пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт педагогики и психологии Г.В. Аверкиева ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Учебное пособие Архангельск САФУ 2016 1
Стр.1
УДК 37(075) ББК 74.00я73 А195 Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор И.Р. Луговская; кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Павозкова А195 Аверкиева, Г.В. Практикум по решению профессиональных педагогических задач: учеб. пособие / Г.В. Аверкиева; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2016. – 138 с. ISBN 978-5-261-01126-2 Учебное пособие предназначено для использования в процессе изучения различных разделов учебного курса «Педагогика», в том числе специальной дисциплины интегративного характера «Практикум по решению профессиональных педагогических задач». Пособие построено на основе задачного подхода как механизма реализации идей компетентностно ориентированного высшего образования и включает в себя методические разработки учебных профессиональных задач разных видов: собственно профессиональные задачи, задачи в форме кейсов, задачи в форме деловых сюжетно-ролевых игр, задачи в форме педагогических ситуаций. Для студентов, изучающих педагогику в вузе. УДК 37(075) ББК 74.00я73 ISBN 978-5-261-01126-2 © Аверкиева Г.В., 2016 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2016 2
Стр.2
Оглавление Введение …………………………………………………………………... 5 Глава 1. Вопросы о сущности и преимуществах задачного подхода, на которые необходимо знать ответы …………………………………... 9 1.1. Что такое «педагогическая задача», «учебная задача», «учебная профессиональная задача»? .................................................................... 9 1.2. В чем состоит особенность задачного подхода к подготовке будущего учителя? ………………………………………………………... 12 1.3. Что такое «технология решения профессиональных задач»? ….. 14 1.4. Как правильно организовать процесс решения профессиональной задачи? ……………………………………………………………… 19 1.5. Какими преимуществами обладает технология решения профессиональных задач? …………………………………………………. 20 Глава 2. Проектирование и экспертиза целей и задач учебновоспитательного процесса ……………………………………………….. 22 2.1. Профессиональная задача в форме кейса «Проектирование процессуальных целей (целей-направлений) воспитания» ……………… 22 2.2. Профессиональная задача «Проектирование цели и задач воспитательного мероприятия» …………………………………………… 27 2.3. Профессиональная задача в форме кейса «Технология проектирования цели и задач плана воспитательной работы класса» ………. 31 2.4. Профессиональная задача в форме кейса «Проектирование цели и задач урока» …………………………………………………………... 41 Глава 3. Проектирование и экспертиза методов обучения и воспитания школьников ………………………………………………………….. 53 3.1. Профессиональная задача «Проектирование памятки для родителей “Правила применения методов воспитания”» ………………… 53 3.2. Профессиональная задача в форме кейса «Решение воспитательных ситуаций» ……………………………………………………... 56 3.3. Профессиональная задача в форме кейса «Экспертиза качества беседы на этическую тему» ……………………………………………. 62 3.4. Профессиональная задача «Экспертиза эффективности приемов обучения» ……………………………………………………………….. 67 3.5. Профессиональная задача «Проектирование методической копилки, игровых приемов, процедур и заданий» ……………………… 70 3.6. Профессиональная задача в форме деловой игры «Словесные методы обучения» ……………………………………………………… 72 3
Стр.3
Глава 4. Проектирование и экспертиза технологий обучения и воспитания ………………………………………………………………………. 79 4.1. Профессиональная задача в форме кейса «Проектирование паспорта социального детского проекта» ………………………………... 79 4.2. Профессиональная задача «Разработка текста доклада для выступления на заседании методического объединения учителей “Технология модерации”» ……………………………………………... 85 4.3. Профессиональная задача «Проектирование вопросника для учебной дискуссии» ……………………………………………………. 88 4.4. Профессиональная задача в форме кейса «Проектирование программы исследовательского учебного проекта» ……………………... 90 4.5. Профессиональная задача в форме деловой игры «Проектирование, проведение и экспертиза учебных дискуссий разных типов» ….. 97 Глава 5. Проектирование и экспертиза форм организации учебновоспитательного процесса ……………………………………………… 102 5.1. Профессиональная задача в форме кейса «Выбор наиболее эффективной формы проведения классного часа» ……………………… 102 5.2. Профессиональная задача в форме кейса «Экспертиза структуры и содержания классного часа в форме беседы на этическую тему» ............................................................................................................. 107 5.3. Профессиональная задача «Выбор эффективной формы проведения учебного занятия» ………………………………………………. 115 Глава 6. Проектирование современных средств оценивания учебных и личностных достижений школьников ………………………………... 119 6.1. Профессиональная задача «Проектирование средств оценивания групповой учебной работы» ……………………………………… 119 6.2. Профессиональная задача в форме кейса «Проектирование критериальных рубрик для оценки различных видов учебной работы школьников» ……………………………………………………………. 121 6.3. Профессиональная задача «Проектирование средств рефлексивного оценивания учебных достижений школьников» …………… 130 Приложения ………………………………………………………………. 134 Библиографический список ……………………………………………... 136 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Модернизация высшего педагогического образования в России направлена на качественную подготовку компетентных специалистов, способных к решению разнообразных профессиональных задач, обладающих начальным профессиональным опытом. До недавнего времени считалось, что профессиональный опыт невозможно сформировать в процессе вузовского обучения, ведь студент еще не решает реальных задач, связанных с будущей профессией. Переход системы образования к компетентностной модели приводит к изменению данной установки. С точки зрения компетентностно ориентированного образования результаты профессиональной подготовки оцениваются не по показателям успешности освоения научных знаний, а по степени подготовленности обучаемого к эффективной деятельности за пределами образовательного учреждения. Происходит переориентация с преимущественной трансляции знаний на создание условий для формирования опыта, необходимого в дальнейшей профессиональной работе. Меняются как ценностно-смысловые ориентиры подготовки учителя, так и образовательные технологии, позволяющие имитировать реальные учебно-воспитательные процессы не только во время педагогической практики, но и при проведении аудиторных учебных занятий. В этой связи возрастает значимость задачного подхода, который может сыграть ключевую роль в модернизации педагогического образования, поскольку отражает основную ее цель – формирование профессиональной компетентности будущего учителя через развитие опыта решения значимых практико ориентированных задач. При решении такого рода задач обучающийся не только углубляет и расширяет базовые знания, но и осваивает навыки их получения, разрабатывает свой индивидуальный путь профессионального становления. На современном этапе развития педагогической теории и практики существует представление о сущности задачного подхода как 5
Стр.5
теоретически обоснованной системы научных установок, направленных на проектирование и реализацию образовательного процесса посредством системы учебных задач. Учебная задача, в этом случае, рассматривается и как единица содержания образования, и как образовательная технология, и как способ оценки эффективности обучения. Результатом реализации задачного подхода становится формирование у обучающихся разнообразных профессиональных компетенций, связанных со способностью применять теоретические положения к конкретной практической ситуации. Несмотря на несомненную эффективность задачного подхода, он недостаточно широко используется в практике высшей школы, в первую очередь, по причине почти полного отсутствия необходимого дидактического инструментария, включающего методические разработки содержания конкретных профессиональных задач. Предлагаемое Вашему вниманию учебное пособие «Практикум по решению профессиональных педагогических задач» является одной из попыток решения этого вопроса. Учебное пособие предназначено для использования в процессе изучения различных разделов учебного курса «Педагогика», в том числе, специальной дисциплины интегративного характера «Практикум по решению профессиональных педагогических задач». Цель данной дисциплины связана с необходимостью развития у студентов навыков решения разнообразных профессиональных педагогических задач и начального профессионального опыта через актуализацию знаний и умений, полученных в процессе обучения на предыдущих курсах. Кроме своего прямого назначения, материал учебного пособия может использоваться для решения следующих учебновоспитательных задач: 1. С целью повышения эффективности преподавания учебного курса «Педагогика». В этом случае задачи, представленные в пособии, могут стать основой для реализации эффективной образовательной технологии, направленной на освоение отдельных проблем разделов учебного курса «Педагогика» («Теории и технологии обучения», «Теории и технологии воспитания», «Управление образовательными системами») и других дисциплин педагогической направленности («Современные средства оценивания», «Проектирование и экспертиза педагогических систем» и др.). 6
Стр.6
2. С целью выстраивания единой системы преподавания педагогики, способной обеспечить целенаправленное, поэтапное развитие профессиональной компетентности будущего специалиста на основе широкого применения комплекса разнообразных профессиональных задач, используемых в триединстве: как единицы содержания обучения, образовательной технологии, способа оценки результативности процесса развития профессиональных компетенций студента. 3. С целью оценки эффективности и результативности процесса обучения. В данном контексте тексты профессиональных задач могут использоваться в качестве средства оценивания учебных достижений студентов на промежуточном и итоговом этапах контроля за учебной деятельностью обучающихся. 4. С целью организации самостоятельной работы студентов. Содержание пособия составляют профессиональные задачи разных типов: собственно профессиональные задачи, профессиональные задачи в форме кейсов, профессиональные задачи, включенные в сюжеты деловых игр, профессиональные задачи в виде реальных педагогических ситуаций (методические рекомендации по их использованию представлены в приложении). Решая учебные задачи данных типов, студент включается в профессиональную деятельность, имитируемую контекстом задачи. Поэтому принципиальное значение приобретает вопрос о том, какие именно виды деятельности педагога могут моделироваться посредством технологии решения профессиональных задач. По мнению Н.В. Кузьминой, в структуру профессиональной педагогической деятельности входит пять основных ее видов: проектировочная, конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая. Специфика профессиональной задачи, как технологии обучения, позволяет включать обучающихся в три вида деятельности из пяти: проектировочную, конструктивную и гностическую. Они связаны с мыслительной работой педагога и не требуют для решения задачи обязательного присутствия реальных субъектов, включенных в ее условие (в отличие от организаторской и коммуникативной деятельности). Основной акцент в «Практикуме по решению профессиональных педагогических задач» сделан на проектной и экспертной деятельности обучающихся. 7
Стр.7
Участвуя в практикуме, студенты осваивают «собственнопедагогический» вид проектирования, под которым понимается деятельность, направленная на построение образовательной и воспитательной практики: учебной документации, технологий, методов, форм, условий, средств педагогической деятельности. Перечисленные компоненты целостного педагогического процесса являются одновременно и целью, и «продуктом» проектирования. Важно отметить, что решение задачи, основанное на создании «продукта» (программы, плана, сценария и т.п.) следует рассматривать не как способ разработки методического обеспечения реального учебно-воспитательного процесса, а как путь профессионального развития будущего педагога. Заметим при этом, что полученные в ходе решения профессиональной задачи «продукты», могут и должны использоваться в школьной практике как самими студентами, так и педагогами образовательного учреждения. Такой подход делает значимым процесс решения профессиональных задач, повышая тем самым мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Экспертная деятельность рассматривается нами как этап проектирования, без которого невозможно создать качественный «продукт». Поэтому в большинстве профессиональных задач соединены два вида профессиональной деятельности. Студенту предлагается спроектировать некий «продукт», а затем осуществить экспертную оценку его качества. Или, наоборот, сначала оценить качество «продукта», а затем усовершенствовать его, ликвидируя выявленные недостатки. Профессиональные задачи, включенные в учебно-методическое пособие, неоднократно использовались в процессе обучения студентов института филологии и межкультурной коммуникации САФУ им. М.В. Ломоносова. Их эффективность подтверждена результатами опытно-экспериментального исследования, проведенного в 2014 г. на базе САФУ. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ