ART 191061
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
2019, № 10 (октябрь)
практико-ориентированного обучения
при подготовке специалистов
Особенности организации
в области кораблестроения
Калинина Надежда Викторовна1
Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия
nvk5133@mail.ru
Зуев Валерий Андреевич2
Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия
ship@nntu.ru
Аннотация. Переход на уровневую систему высшего профессионального образования и реализация принципов
компетентностного подхода потребовали новых взглядов на образовательный процесс при подготовке специалистов
в области кораблестроения. Поэтому возникла проблема разработки новых учебных планов подготовки
бакалавров-кораблестроителей с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования и профессиональных
стандартов. Цель статьи – оценить новые учебные планы по образовательной программе подготовки
инженеров-кораблестроителей с учетом компетентностного подхода, требований рынка труда и профессиональных
стандартов, а также соответствие компетентности выпускников запросам экономики и общества. В статье
представлены особенности организации практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов в
области кораблестроения при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов высшего
образования. Рассмотрены проблемы в подготовке бакалавров, вызванные разработкой и введением новых
учебных планов при переходе на уровневую систему образования. Рассмотрены особенности учебной и производственной
практики. Предложенная образовательная программа подготовки кадров в области кораблестроения
в полной мере отвечает вызовам времени, запросам экономики и общества, способствует решению задач,
которые сегодня стоят перед нашей страной в целях повышения конкурентоспособности, технологического перевооружения
судостроительной промышленности, кардинального роста производительности труда. Сочетание
теоретического обучения с практикой позволяет обучающимся успешно освоить образовательную программу по
направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Компетенции
выпускников, сформированные за время обучения, во многом определяют надёжность, эффективность
производственного процесса и внедрение новых технологий.
Ключевые слова: уровневая система образования, компетентностный подход, бакалавр, магистр, учебный план,
проблемы и перспективы образования, цикл профессиональных дисциплин, методы обучения, учебная и производственная
практика.
УДК 378.147
Поступила в редакцию
Received
Принята к публикации
Accepted for publication
23.08.2019
25.09.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Калинина Надежда Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения и авиационной
техники ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний
Новгород, Россия
2 Зуев Валерий Андреевич, доктор технических наук, заведующий кафедрой кораблестроения и авиационной техники
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород, Россия
Получена положительная рецензия
Received a positive review
Опубликована
Published
25.09.2019
31.10.2019
Стр.1
Н. В. Калинина, В. А. Зуев
Введение
Переход на уровневую систему высшего профессионального образования и реализация
принципов компетентностного подхода, заложенного в Федеральном государственном
образовательном стандарте (ФГОС) высшего образования, потребовали серьезного
переосмысления подходов к организации образовательного процесса. Для преподавателей
и студентов существует сложность понимания сущности компетентностного
подхода: преподаватели по-прежнему преимущественно работают в знаниевой
парадигме, а студенты имеют слабую мотивацию к обучению. Формулирование результатов
образования в форме компетенций требует новых подходов к построению
образовательной траектории при подготовке востребованных специалистов [1, 2].
Подготовка современного специалиста в области кораблестроения основывается
на освоении многих наук, изучающих эксплуатационные и мореходные качества
судна, его архитектурно-конструктивный тип, прочность корпуса, технологию изготовления,
судовые устройства и системы, судовую энергетику, а также на практическом
опыте, приобретаемом обучающимися во время практики. Выпускник кораблестроительного
факультета должен обладать знаниями, соответствующими уровню
развития техники не только текущего периода, но и прогнозируемыми на последующие
10–15 лет. Именно поэтому необходимо ответственно подходить к составлению
учебных планов на весь цикл обучения [3].
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Производство в современных условиях нуждается в специалистах инициативных,
предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и находить нестандартные
решения, реализовывать экономически выгодные проекты. Для подготовки
таких специалистов необходимо прибегать к практико-ориентированным технологиям
обучения и воспитания студентов (Т. А. Канаева [4]).
Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного
профессионального образования, его содержание и формы нуждаются в теоретической
и методической разработке. Необходимы модели, реализация которых обеспечит
возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях
производства, в кораблестроении в том числе.
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения,
изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование
личности остается актуальной проблемой педагогики (Т. А. Канаева [5]).
Известно три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного
процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся
системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее узкий подход (Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина [6]) связывает практикоориентированное
обучение с формированием профессионального опыта студентов
при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и
преддипломной практики.
Второй подход (Т. А. Дмитриенко, П. И. Образцов [7]) при практико-ориентированном
обучении предполагает использование профессионально ориентированных
технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной
деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально
направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт»
Третий, наиболее широкий, подход (Ф. Г. Ялалов [8]) связан с деятельностно-компетентностной
парадигмой, в соответствии с которой практико-ориентированное образование
направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической
деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.
Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую
с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала
идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практикоориентированного
подхода является деятельностно-компетентностным подходом.
В системе образования произошли значительные изменения: сформирована новая
структура образования, реализуется новое поколение образовательных программ, осуществлен
переход значительной части высшего образования на двухуровневую систему
подготовки кадров (М. Флавин [9], Х. Каатракоски, А. Литтлджон, Н. Худ [10]). Таким образом,
для построения практико-ориентированного образования при подготовке инженеров-кораблестроителей
необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.
Современное кораблестроительное образование развивается в принципиально
других, по сравнению с прежними, условиях. Наряду с объективными факторами,
приводящими к необходимости новых подходов к проектированию, строительству и
эксплуатации судов и кораблей, известны и субъективные факторы, в том числе
(С. М. Дмитриев, Е. Г. Ивашкин [11]):
‒ реформы 90-х годов;
‒ изменение структуры промышленности, в частности разрушение корпоративных
связей;
‒ недофинансирование;
‒ сокращение заказов на разработку и выпуск новой техники;
‒ длительное отсутствие стратегии развития;
‒ отсутствие политики по закреплению кадров;
‒ отсутствие сформулированных промышленностью требований к подготовке
кадров;
‒ общее сокращение числа занятых в судостроительной отрасли;
‒ старение кадров.
Подготовка специалистов по кораблестроительным специальностям определяется
состоянием судостроительной промышленности в стране (Т. И. Ермакова [12]). Ее нынешнее
состояние является следствием изменения политической и экономической ситуации
в России. Кораблестроительная промышленность – одна из наиболее наукоемких
и высокотехнологичных отраслей. Она «впитала» все новейшие достижения из многих
смежных областей знаний (аэрогидродинамики, материаловедения, прочности, электроники,
вычислительной техники и т. д.). В свою очередь, кораблестроение являлось
«локомотивом» развития многих отраслей науки, техники и производства.
Всего за годы работы факультета морской и авиационной техники Нижегородского
государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева (НГТУ) (сейчас
– Институт транспортных систем) было подготовлено более 3700 инженеров по
специальности «Кораблестроение» и более 3600 инженеров по специальности «Судовые
энергетические установки» (С. Н. Хрунков [13]). С 1992 года в НГТУ ведется подготовка
бакалавров и магистров по кораблестроительному направлению.
В НГТУ с 2015 года введены в действие новые образовательные стандарты поколения
3+, согласно которым в области кораблестроения реализуются основные образовательные
программы высшего профессионального образования по направлению
3
Стр.3