Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Концепт

Концепт №10 2019 (249,00 руб.)

0   0
Страниц179
ID644773
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2019 .— №10 .— 179 с. — URL: https://rucont.ru/efd/644773 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№10_2019.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№10_2019.pdf
ART 191061 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2019, № 10 (октябрь) практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов Особенности организации в области кораблестроения Калинина Надежда Викторовна1 Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия nvk5133@mail.ru Зуев Валерий Андреевич2 Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия ship@nntu.ru Аннотация. Переход на уровневую систему высшего профессионального образования и реализация принципов компетентностного подхода потребовали новых взглядов на образовательный процесс при подготовке специалистов в области кораблестроения. Поэтому возникла проблема разработки новых учебных планов подготовки бакалавров-кораблестроителей с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования и профессиональных стандартов. Цель статьи – оценить новые учебные планы по образовательной программе подготовки инженеров-кораблестроителей с учетом компетентностного подхода, требований рынка труда и профессиональных стандартов, а также соответствие компетентности выпускников запросам экономики и общества. В статье представлены особенности организации практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов в области кораблестроения при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Рассмотрены проблемы в подготовке бакалавров, вызванные разработкой и введением новых учебных планов при переходе на уровневую систему образования. Рассмотрены особенности учебной и производственной практики. Предложенная образовательная программа подготовки кадров в области кораблестроения в полной мере отвечает вызовам времени, запросам экономики и общества, способствует решению задач, которые сегодня стоят перед нашей страной в целях повышения конкурентоспособности, технологического перевооружения судостроительной промышленности, кардинального роста производительности труда. Сочетание теоретического обучения с практикой позволяет обучающимся успешно освоить образовательную программу по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Компетенции выпускников, сформированные за время обучения, во многом определяют надёжность, эффективность производственного процесса и внедрение новых технологий. Ключевые слова: уровневая система образования, компетентностный подход, бакалавр, магистр, учебный план, проблемы и перспективы образования, цикл профессиональных дисциплин, методы обучения, учебная и производственная практика. УДК 378.147 Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 23.08.2019 25.09.2019 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Калинина Надежда Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения и авиационной техники ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород, Россия 2 Зуев Валерий Андреевич, доктор технических наук, заведующий кафедрой кораблестроения и авиационной техники ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 25.09.2019 31.10.2019
Стр.1
Н. В. Калинина, В. А. Зуев Введение Переход на уровневую систему высшего профессионального образования и реализация принципов компетентностного подхода, заложенного в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего образования, потребовали серьезного переосмысления подходов к организации образовательного процесса. Для преподавателей и студентов существует сложность понимания сущности компетентностного подхода: преподаватели по-прежнему преимущественно работают в знаниевой парадигме, а студенты имеют слабую мотивацию к обучению. Формулирование результатов образования в форме компетенций требует новых подходов к построению образовательной траектории при подготовке востребованных специалистов [1, 2]. Подготовка современного специалиста в области кораблестроения основывается на освоении многих наук, изучающих эксплуатационные и мореходные качества судна, его архитектурно-конструктивный тип, прочность корпуса, технологию изготовления, судовые устройства и системы, судовую энергетику, а также на практическом опыте, приобретаемом обучающимися во время практики. Выпускник кораблестроительного факультета должен обладать знаниями, соответствующими уровню развития техники не только текущего периода, но и прогнозируемыми на последующие 10–15 лет. Именно поэтому необходимо ответственно подходить к составлению учебных планов на весь цикл обучения [3]. Обзор отечественной и зарубежной литературы Производство в современных условиях нуждается в специалистах инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и находить нестандартные решения, реализовывать экономически выгодные проекты. Для подготовки таких специалистов необходимо прибегать к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов (Т. А. Канаева [4]). Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы нуждаются в теоретической и методической разработке. Необходимы модели, реализация которых обеспечит возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства, в кораблестроении в том числе. Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики (Т. А. Канаева [5]). Известно три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения. Наиболее узкий подход (Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина [6]) связывает практикоориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики. Второй подход (Т. А. Дмитриенко, П. И. Образцов [7]) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин. 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» Третий, наиболее широкий, подход (Ф. Г. Ялалов [8]) связан с деятельностно-компетентностной парадигмой, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практикоориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом. В системе образования произошли значительные изменения: сформирована новая структура образования, реализуется новое поколение образовательных программ, осуществлен переход значительной части высшего образования на двухуровневую систему подготовки кадров (М. Флавин [9], Х. Каатракоски, А. Литтлджон, Н. Худ [10]). Таким образом, для построения практико-ориентированного образования при подготовке инженеров-кораблестроителей необходим новый, деятельностно-компетентностный подход. Современное кораблестроительное образование развивается в принципиально других, по сравнению с прежними, условиях. Наряду с объективными факторами, приводящими к необходимости новых подходов к проектированию, строительству и эксплуатации судов и кораблей, известны и субъективные факторы, в том числе (С. М. Дмитриев, Е. Г. Ивашкин [11]): ‒ реформы 90-х годов; ‒ изменение структуры промышленности, в частности разрушение корпоративных связей; ‒ недофинансирование; ‒ сокращение заказов на разработку и выпуск новой техники; ‒ длительное отсутствие стратегии развития; ‒ отсутствие политики по закреплению кадров; ‒ отсутствие сформулированных промышленностью требований к подготовке кадров; ‒ общее сокращение числа занятых в судостроительной отрасли; ‒ старение кадров. Подготовка специалистов по кораблестроительным специальностям определяется состоянием судостроительной промышленности в стране (Т. И. Ермакова [12]). Ее нынешнее состояние является следствием изменения политической и экономической ситуации в России. Кораблестроительная промышленность – одна из наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Она «впитала» все новейшие достижения из многих смежных областей знаний (аэрогидродинамики, материаловедения, прочности, электроники, вычислительной техники и т. д.). В свою очередь, кораблестроение являлось «локомотивом» развития многих отраслей науки, техники и производства. Всего за годы работы факультета морской и авиационной техники Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева (НГТУ) (сейчас – Институт транспортных систем) было подготовлено более 3700 инженеров по специальности «Кораблестроение» и более 3600 инженеров по специальности «Судовые энергетические установки» (С. Н. Хрунков [13]). С 1992 года в НГТУ ведется подготовка бакалавров и магистров по кораблестроительному направлению. В НГТУ с 2015 года введены в действие новые образовательные стандарты поколения 3+, согласно которым в области кораблестроения реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования по направлению 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ