Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Концепт

Концепт №9 2019 (249,00 руб.)

0   0
Страниц154
ID644772
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2019 .— №9 .— 154 с. — URL: https://rucont.ru/efd/644772 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№9_2019.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№9_2019.pdf
ART 191057 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2019, № 9 (сентябрь) УДК 37.04 Формирование коммуникативного взаимодействия на уроке в инклюзивном классе начальной школы Лыскова Гузаль Тагировна1 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия gusal-s@mail.ru Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена значимостью реалистичного и всестороннего анализа практики инклюзивного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день основное внимание сосредоточено на организационно-педагогических факторах, анализе результативности такой формы обучения. При этом практика показывает, что отношение учащихся и их родителей к инклюзии практически не изменилось в процентном соотношении в лучшую сторону. По-прежнему высказывается много негативных отзывов и мнений, причиной чего может быть недостаточное изучение факторов, способствующих полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в коллектив класса и школы. Наиболее значимым может стать формирование положительного отношения и дружбы детей с ОВЗ с одноклассниками. Целью исследования является разработка методики формирования коммуникативных умений у младших школьников на уроке в инклюзивном классе. В статье раскрывается значение коммуникативного взаимодействия для достижения взаимопонимания и сближения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, анализируются особенности младшего школьного возраста и личностных особенностей детей в зависимости от заболевания. Показаны возможности использования урока и содержания учебных программ для формирования коммуникативного взаимодействия учащихся. Практическая значимость разработки заключается в возможности наглядно продемонстрировать достоинства применения учебного материала для построения коммуникативного взаимодействия на уроке и формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Проведенный анализ результативности экспериментальной работы в рамках поставленных задач позволяет сделать вывод об эффективности коммуникативного взаимодействия для формирования положительного отношения учащихся инклюзивного класса друг к другу, развития дружеских отношений. Описанная форма работы может стать основой изменения педагогической практики, в том числе процесса методической разработки уроков и планов работы, что позволяет учителю выстраивать деятельность в соответствии с ФГОС. Ключевые слова: инклюзивное образование, коммуникативное взаимодействие, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья. Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 30.07.2019 02.09.2019 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Лыскова Гузаль Тагировна, аспирант кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», директор АНО «Город красивой речи», г. Пермь, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 02.09.2019 27.09.2019
Стр.1
Г. Т. Лыскова Введение Практика инклюзивного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) как обучения детей с особыми потребностями становится все более распространенной в российской системе образования. По данным Росстата за 2018 год, общеобразовательные учреждения посещают 72,2% детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Из них 43,7% обучаются в специальных (коррекционных) классах для детей с ОВЗ, организованных при общеобразовательных учреждениях общего типа, и 56,3% в обычных классах [1]. С одной стороны, система образования перестраивается, следуя мировым тенденциям, а с другой стороны, общество не всегда готово к таким переменам. Это обусловливает противоречие интересов субъектов системы образования. Противоречия возникают внутри самой школьной системы, когда родители нацелены на достижение высоких результатов обучения ребенка, интенсивность образовательного процесса, гонку за высокими баллами ЕГЭ и при этом любое изменение понимают как препятствие на этом пути. Именно так большинство родителей воспринимают инклюзивное и интегрированное обучение детей с ОВЗ. Т. А. Пономарева считает, что запрос государства сталкивается с неготовностью общества его принять [2]. Проблема актуальна и для детского коллектива инклюзивных классов. Наше исследование показало, что дети с ОВЗ являются изгоями. Отношение к ним терпимое, но не дружеское. Е. И. Андрианова, Г. Е. Воробьева, Е. Г. Грищенко отмечают, что сама идея инклюзивного образования состоит в обеспечении не только равного доступа, но и равного отношения к людям вне зависимости от их особенностей [3, 4]. Формирование положительного отношения к детям с ОВЗ способствует не только их успешной интеграции в коллектив сверстников, но и деловому взаимодействию в рамках учебного процесса, без которого невозможно полноценное обучение в классе. Учитывая основные положения теории А. А. Леонтьева, В. М. Мясищева, мы рассматриваем коммуникативное взаимодействие младших школьников как инструмент формирования позитивного отношения учащихся инклюзивного класса. Обзор отечественной и зарубежной литературы Возможность получения образования имеет огромное значение для людей с ОВЗ, так как позволяет им не только раскрыть потенциал личности, но и реализоваться в жизни, интегрироваться в трудовую деятельность и общество, считает Т. А. Пономарева [5]. По мнению Н. Г. Гочошвили, инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников [6]. Он основан на том, что все дети, несмотря на свои физические, психические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования – они обучаются и воспитываются вместе со своими сверстниками по месту жительства в общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка, где к разнообразию учеников относятся позитивно и воспринимают индивидуальные особенности не как проблему, а как возможности для обогащения процесса познания. Среди достоинств инклюзивного образования М. И. Митрофанова и И. Ю. Фролова называют демонстрацию более высокого уровня социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками (в том числе социальное принятие детей с особенностями развития и дружбу 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» между детьми); улучшение социальной компетенции и навыков коммуникации; большую насыщенность учебных программ для детей с ОВЗ и, как результат, улучшение их навыков и академических достижений [7, 8]. Для здоровых детей образование обычно начинается с детского сада. Дети с ОВЗ значительно реже проходят этот этап: во-первых, проблемы со здоровьем предполагают интенсивное лечение, и приходится оно обычно на дошкольный период, а во-вторых, попасть в детский сад непросто. Для детей младшего школьного возраста с ОВЗ, поступление в школу – это вдвойне важное событие. Для большинства из них поступление в первый класс является и первым социальным опытом общения со сверстниками в течение продолжительного времени, выстраивания длительных отношений. Хотя взаимоотношения учеников в инклюзивном классе представляют собой важный аспект инклюзивного образования, существует ограниченное количество исследований, посвященных изучению отношений между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, дружбе и даже возможному буллингу. Исследование британских ученых Джеффа Линдсея, Джули Э. Докрелл и Клэр Макки показало, что дети при наличии речевых и языковых затруднений гораздо чаще подвергаются издевательствам в школе, чем их сверстники с нормальным развитием [9]. Другая группа британских ученых (Элиан Финка, Джессика Дейтона, Нил Хамфри и Миранда Уолперт) также пришла к выводу по результатам исследования, что, хотя младшие школьники с ОВЗ могут получить социальную выгоду от интеграции в общеобразовательную школу за счет расширения возможностей для общения и игры с более компетентными социальными партнерами, для них также велик риск отторжения и издевательств со стороны сверстников [10]. Психолого-педагогические исследования Н. Н. Малофеева доказывают, что отношения и взаимодействие здоровых детей и детей с ОВЗ являются ключевым фактором успешности инклюзивного образования [11]. По мнению Л. Ю. Беленковой, инклюзия связана с увеличением степени участия каждого ученика в академической и социальной жизни школы, а также уменьшением степени изоляции учеников во всех процессах, происходящих внутри школы [12]. Практика показывает, что изоляция детей с ОВЗ возможна и в системе инклюзии: дети в школе, классе, но изолированы. Проблеме непринятия детей с ОВЗ и детей-инвалидов посвящено незначительное количество исследований как в России, так и в Европе. Исследователи И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева считают, что причина кроется в идеологии инклюзивного образования, но не в философии [13]. Исследование Н. П. Артюшенко показало, что абсолютное большинство учащихся с инвалидностью (93%) недовольны обучением совместно со здоровыми детьми. Особенно их расстраивает негативное отношение со стороны одноклассников («дети дразнят») и трудности в общении с учителями. 71% взрослых, имеющих детей с ОВЗ, полагают, что им лучше обучаться на дому [14]. Авторы Т. Н. Адеева [15], В. В. Хитрюк, М. Г. Сергеева, Н. Л. Соколова [16] приходят к выводу о неготовности родителей как здоровых детей, так и детей с ОВЗ отдавать своего ребенка в инклюзивную школу [15, 16]. Зарубежные исследователи Кристина Салмивалли [17], В. Стивенс, И. де Бурдоуджуй, П. Ван Оост [18] пришли к выводу, что неприятие возникает в результате сложного процесса социальных взаимодействий со сверстниками у детей с ОВЗ. Так, многочисленные исследования [19, 20] показали, что дети с ОВЗ имеют более низкий социальный статус, чем их здоровые одноклассники. Британские специалисты по педагогической психологии Нора Фредерикс и Адриан Фернхэм пришли к выводу, что 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ