Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Концепт

Концепт №5 2019 (249,00 руб.)

0   0
Страниц225
ID644768
АннотацияЖурнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика (входят в Перечень ВАК): 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Кроме того, журнал размещает ранее не публиковавшиеся материалы, содержащие оригинальные результаты исследований по следующим группам научных специальностей (не входят в Перечень ВАК): 5.2. Экономика; 5.3. Психология. Журнал «Концепт» занимает 9-ое место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год по тематике «Народное образование. Педагогика».
Кем рекомендовановключено в перечень ВАК
Концепт .— 2019 .— №5 .— 225 с. — URL: https://rucont.ru/efd/644768 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Концепт_№5_2019.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Концепт_№5_2019.pdf
ART 191033 Раздел 13.00.00 Педагогические науки 2019, № 5 (май) УДК 378.1 Педагогическое проектирование магистратуры в современном вузе Хайрутдинов Рамиль Равилович1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия ramilh64@mail.ru Аннотация. В статье анализируется современное состояние магистерского образования. Магистратура сегодня позиционируется как «надпрофессиональное» образование, но ее роль остается неопределенной. С одной стороны, магистратура позволяет ориентировать обучаемых на развитие научных исследований, с другой стороны, выступает продолжением профессионального образования, ориентированного на практическую деятельность выпускников. Нормативно-правовая основа магистерского образования обладает нечеткостью и перманентно меняется. Это создает сложности в разработке стратегии развития магистратуры в каждом отдельно взятом вузе. Цель данной статьи – показать проблемы педагогического проектирования магистерского образования в вузе и пути их решения. Автором анализируется понятийный аппарат педагогического проектирования, данный объект рассматривается как непрерывный процесс, разделенный на этапы. Конечным объектом выступает идеальный проект магистратуры. В качестве методологической основы исследования выступают системный и субъектно-деятельностный подходы. Результатами статьи явились выводы о том, что магистерское образование как объект педагогического проектирования может представлять собой научно ориентированную структуру, производящую кадры высшей квалификации. Вариантом такого проектирования может быть создание некоей «сквозной» магистратуры, в которой сосредоточиваются все ресурсы, необходимые для целенаправленной подготовки магистров как представителей «надпрофессиональной» специализации. Педагогическое проектирование магистерского образования в каждом конкретном вузе базируется на анализе внешней и внутренней среды. Внешняя среда обусловлена регионом как специфическим социокультурным и хозяйственно-экономическим пространством. Внутренняя среда детерминирована качеством субъектного потенциала обучаемых и профессорско-преподавательского состава вуза. Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования обозначенных аспектов педагогического проектирования в создании магистерского образовательного пространства. Практическая значимость состоит в нацеленности педагогического проектирования магистратуры на повышение эффективности подготовки магистерских кадров. Ключевые слова: педагогическое проектирование, магистратура, магистерское образование, управление, система. Поступила в редакцию Received Принята к публикации Accepted for publication 04.03.2019 13.04.2019 Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) 1 Хайрутдинов Рамиль Равилович, кандидат исторических наук, доцент, директор Института международных отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия Получена положительная рецензия Received a positive review Опубликована Published 13.04.2019 31.05.2019
Стр.1
Р. Р. Хайрутдинов Введение Проектирование педагогических систем относится к наиболее сложным видам проектирования. Исходной посылкой выступает определение проектирования, приведенное в Большом энциклопедическом словаре: «процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния» [1]. На основе данного определения следует понимать педагогическое проектирование как создание некоего прообраза магистратуры, отвечающей потребностям современной инновационной экономики в кадрах высокой квалификации. Этот прообраз отражается в разного рода документах и методических разработках как описание образовательного процесса, планируемого к реализации в магистратуре. Таким образом, педагогическое проектирование может рассматриваться и как процесс, и как планируемый результат (проектируемый конечный продукт), и как способ изменения действительности, и как управленческая технология. Обзор отечественной и зарубежной литературы Изучению магистратуры в различных аспектах посвящены работы современных ученых-теоретиков и исследователей-практиков. Различные подходы к организации магистратуры в современных условиях изучены Е. И. Бражник, О. В. Лаврентьевой, Л. И. Лебедевой, которые выявили параллели в магистерском образовании в системе университетского образования Франции и России [2]. В работе Л. И. Лебедевой доказаны особенности магистерского образования в отечественной высшей школе, которые были взяты нами за основу [3]. В работе И. С. Батраковой и Л. И. Лебедевой выявлены факторы формирования ценностного отношения магистрантов к непрерывному образованию и анализируется потенциал поступающих в магистратуру как исходный компонент качества магистерского образования [4]. Нам импонируют работы И. Н. Мишина в плане контексте критической оценки формирования перечня компетенций во ФГОС 3++ [5]. В работе Е. В. Караваевой представлен первый опыт разработки и реализации программ подготовки научнопедагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения [6]. В проектировании магистерского образования следует уделить внимание самостоятельной работе магистрантов. Мы согласны с А. В. Киселевой, что сегодня к самостоятельной работе студентов необходимы новые подходы [7]. Не случайно Г. В. Милованова считает, что самостоятельная работа и самообразование являются важными условиями успешной профессиональной деятельности [8]. В целом мы рассматриваем магистратуру как методологический феномен в вызовах современности [9]. Б. И. Бедный и О. А. Кузенков подчеркивают, что сегодня необходимы интегрированные программы проектирования подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации [10]. Мы еще раз согласимся с Е. В. Караваевой в том, что решение проблем проектирования магистерского образования актуально и востребованно [11]. Однако в этих процессах требуется критичность ума, на что указывают работы В. В. Маркина и В. В. Воронова[12]. В работе М. В. Певной, Е. А. Шуклиной говорится о развитии институциональных ловушек магистратуры (курсив наш. – Авт.) [13]. Как считает К. А. Абульханова, отдельный аспект развития магистерского образования составляет специфика организации среды обучения магистрантов, ориентированной на обучаемого-субъекта [14]. Мы согласны с А. В. Брушлинским в том, что 2
Стр.2
Научно-методический электронный журнал «Концепт» субъект проявляется в индивидуализированной активности [15]. Феномен субъектности в различных сематических пространствах рассмотрен Ф. Г. Мухаметзяновой и О. Л. Панченко, и мы согласны с мнением о многогранности явления субъектности студента-магистранта [16]. Педагогическое проектирование модели магистерского образования становится объектом изучения в работах М. Л. Коцубы [17]. Ю. В. Тягуновой разработана и нами модифицирована, апробирована модель проектирования образовательно-научного процесса в университете [18]. Т. А. Жданко и О. Ф. Чупровой проведено проектирование образовательно-профессионального пространства вуза как педагогического условия формирования конкурентоспособности личности студента [19]. В. А. Чистоусовой и Л. А. Казанцевой педагогическое проектирование рассматривается в различных аспектах [20]. Проблемы проектирования магистерского образования являются объектом исследования в работах зарубежных исследователей, которые рассматривают их в содержании инновационной педагогики XXI века [21]. Ряд зарубежных авторов рассматривают проблемы проектирования магистерского образования в новых социально-экономических условиях через призму полипарадигмального подхода [22]. В трудах зарубежных ученых ставятся вопросы о роли саморазвития студентов в магистерском образовании [23]. Мы также в своих исследованиях на страницах иностранных журналов поднимали вопрос о проектировании магистерского образования в содержании рабочих программ [24]. В этом же контексте, но в научной коллаборации разрабатываются проблемы проектирования программ магистратуры [25]. Мы считаем, что образование сегодня является мощным фактором экономики в подготовке научно-педагогических кадров [26]. В зарубежной работе Н. Шматко показаны возможности магистерских и других ученых степеней [27]. На проблемы магистерских степеней в проектировании магистерского образования указывают И. Груздев и др. [28] Магистерское образование в зарубежных работах связывают, прежде всего, с проектированием института ученых степеней, которое в университетах Европы имеет длительную эволюцию, начиная с Средних веков, когда зарождались первые университеты, и до конца XX века. На данный феномен указал Х. В. Прал при изучении вопросов социальной истории высшего образования в контексте проектирования получения магистерских степеней [29]. В работе С. Воллгаста описана история проектирования института магистратуры и докторантуры в университетах Германии [30]. М. Кинзингер и другие выделяют феномен историогенеза институциональности «академических степеней» от средневекового университета до наших дней в структуре магистратуры [31]. А. Казока и соавторы указывают на смещение акцента обеспечения качества с программного на институциональный уровень проектирования магистерского образования [32]. К. Вискари на опыте Финляндии выделяет конкурентные преимущества проектирования магистерского образования через объединение вузов с научно-исследовательскими учреждениями [33]. П. Фрайденсберг акцентирует внимание на роли личностно ориентированного обучения в проектировании магистерского образования в структуре внешнего агентства обеспечения качества (курсив наш. – Авт.) [34]. В работе Ж. Дакович и соавторов актуализированы требования международных рекомендателей к определению контекста национального высшего образования в проектировании магистратуры [35]. Итак, обзор работ отечественных и зарубежных работ позволяет сделать вывод о том, что изучение педагогического проектирования магистерского образования не в полной мере осуществлено системно и требует дальнейшего исследования. 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ