Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Организация самостоятельной работы студентов (110,00 руб.)

0   0
АвторыГладких Максим Олегович, Трещевский Дмитрий Юрьевич
ИздательствоВоронеж
Страниц32
ID643241
АннотацияПодготовлено на кафедре экономики и управления организациями экономического факультета Воронежского государственного университета в целях методического обеспечения самостоятельной работы студентов экономического факультета ФГБОУ ВО ВГУ.
Кому рекомендовано Рекомендовано обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры экономического факультета всех форм обучения
Организация самостоятельной работы студентов / М.О. Гладких, Д.Ю. Трещевский .— : Воронеж, 2016 .— 32 с. — 32 с. — URL: https://rucont.ru/efd/643241 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Организация_самостоятельной_работы_студентов_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Организация_самостоятельной_работы_студентов_.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» , 38.03.02 «Менеджмент», 38.04.01 «Экономика», 38.04.02 «Менеджмент» Воронеж 2016
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………… 4 1. Общие положения ………………………………………………… 5 2. Цели и основные задачи самостоятельной работы студентов …. 9 3. Виды самостоятельной работы …………………………………... 11 4. Методика организации самостоятельной работы студентов ….. 19 5. Рекомендации по подготовке к отдельным формам самостоятельной работы ………………………………………………………. 23 5.1 Работа с литературой …………………………………………… 23 5.2 Практические и семинарские занятия ………………………….. 27 5.3 Самопроверка …………………………………………………….. 28 5.4 Подготовка к экзаменам …………………………………………. 29 Список использованных источников ……………………………….. 31 3
Стр.3
совых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Во время учебы в вузе происходит выработка стиля, навыков учебной (познавательной) деятельности, рациональный характер которых будет способствовать постоянному обновлению знаний высококвалифицированного выпускника вуза. СРС по каждой дисциплине в течение учебного года регламентируется рабочей программой учебной дисциплины по семестрам, предусматривающим: - выполнение индивидуальных заданий, рефератов, письменных контрольных и курсовых работ по дисциплинам, электронных презентаций; - подготовку к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий; - самостоятельную работу над отдельными темами дисциплины в соответствии с рабочими программами; - подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками; - подготовку к экзаменам и зачетам; - подготовку к государственной итоговой аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы; - участие в работе спецсеминаров, в научной работе, в научных и научно-практических конференциях, семинарах и т.д. Самостоятельная работа студентов способствует не только эффективному усвоению учебной информации, способов осуществления познавательной или профессиональной деятельности, но и воспитанию у обучающихся таких профессионально значимых личностных качеств, как ответственность, инициативность, креативность, трудолюбие. Личностный смысл самостоятельной работы будущего специалиста заключается не столько в усвоении информации по дисциплинам учебного плана, сколько в формировании через её посредство целостной структуры будущей профессиональной деятельности, в её предметном и социальном аспекте. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности и уровня умений студентов. 6
Стр.6
Самостоятельная работа выполняется студентами с использованием учебной, учебно-методической и научно-методической литературы, в том числе ресурсов Зональной научной библиотеки Воронежского государственного университета и ресурсов Образовательного портала «Электронный университет ВГУ», в компьютерных классах, читальных залах библиотек, на кафедрах, в домашних условиях. Контроль результатов самостоятельной работы студентов должен осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме. Основными принципами организации СРС вуза, в том числе и в условиях дистанционного обучения являются: - принцип интерактивности, определяющий необходимость сотрудничества студентов и обмена информацией не только с преподавателем, но и с другими студентами; - принцип индивидуализации обучения, проявляющийся в учете и студентом, и преподавателем свойств личности обучающегося (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.), его индивидуально-типологических особенностей (темперамент, характер, способности) при осуществлении педагогического обеспечения самостоятельной работы. Реализация этого принципа позволяет будущему специалисту соизмерять планируемую самостоятельную учебную работу с возможностью её выполнения, более рационально и полно использовать бюджет личного времени. Этот принцип тесно связан с другим – учетом объективной сложности учебных дисциплин и оптимального планирования студентом познавательнопрактической деятельности. Оптимальное планирование самостоятельной работы – важная и необходимая задача, решение которой позволит повысить культуру учебного труда студента; - принцип сознательности и активности исключает механическое заучивание материала, ориентирует студентов на глубокое понимание и осмысление его содержания, на свободное владение приобретенными знаниями. Активность – это, прежде всего, проявление живого интереса к тому, что изучает студент, творческое участие его в работе по осмыслению приобретенных знаний. Активность и сознательность усвоения изучаемого материала невозможны без высокого уровня творческого мышления, проблемно-исследовательского подхода к приобретаемым знаниям; 7
Стр.7
- принцип идентификации, обосновывающий необходимость контроля самостоятельной работы студента, который актуален при использовании технических средств (видео-конференцсвязь), в первую очередь в условиях дистанционного обучения; - принцип регламентации обучения, отражающий необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы студента (включающий методические разработки по самостоятельной работе студентов); - принцип опоры на базовые знания и умения, предусматривающий наличие у студента минимальных навыков работы с техническими средствами, а также умения рационально использовать свободное время для организации самостоятельной работы; - принцип опережающего обучения, обеспечивающий направленность самостоятельной работы на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно прогнозировать, выбирать и решать дидактические задачи, добывать знания в сотрудничестве с другими студентами, обучаемыми по данной дисциплине или курсу; - принцип обратной связи, позволяющий участникам самонеобходимость установления критериев оценки полученных знаний и навыков как самостоятельно, так и во взаимодействии с преподавателем, отвечающим за дисциплину; - принцип наглядности, предусматривающий представление информации в доступном виде; - принцип связи теории с практикой, дающий возможность стоятельной работы своевременно обсуждать и корректировать проблемные вопросы по данной дисциплине или курсу; - принцип внешнего контроля и самооценки, определяющий решать ситуационные задачи; - принцип доступности и посильности самостоятельной работы; - принцип учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования самостоятельной работы; - принцип прочности усвоения знаний. Перечисленные принципы могут меняться и варьироваться в зависимости от общих задач подготовки специалиста, специфики академических дисциплин, содержания самостоятельной работы и других показателей. Знание этих принципов, умелое их использование студентами в учебно-познавательной деятельности способствуют овладению системой знаний и формированию качеств современного специалиста. 8
Стр.8
2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Целью самостоятельной работы является развитие общих и профессиональных компетенций, овладение знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности по направлению подготовки/специальности с учетом профиля (специализации) или магистерской программы, а также опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности, организованности, творческого подхода к решению учебных и профессиональных задач. Задачами СРС являются: - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; - углубление и расширение теоретических знаний; - формирование умений применять нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; - развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; - развитие исследовательских умений; - использование материала, собранного в ходе самостоятельной работы на семинарах, практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, магистерской диссертации, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам. В ходе постановки целей и задач необходимо учитывать, что их выполнение направлено не только на формирование общеучебных умений и навыков, но и определяется рамками данной предметной области. При самостоятельной работе над предметами у студента существуют определенные трудности при переходе к аналитическому обучению. Это обусловлено его содержанием: расширением общего образования и углублением профессиональной подготовки, знакомство с новыми формами обучения (лекции, семинары, лабораторные занятия и т.д.). Студент получает не только знания, предусмотренные 9
Стр.9
программой и учебными пособиями, но он также должен познакомиться со способами приобретения знаний. Кроме того, студент должен научиться организовывать свою самостоятельную работу. Самостоятельно приобретенные знания являются более оперативными, они становятся личной собственностью, а также мотивом поведения, развивают интеллектуальные черты, внимание, наблюдательность, критичность, умение оценивать. Роль преподавателя в этом процессе заключается в руководстве накоплением знаний (по отношению к первокурсникам), а на старших курсах в совместном установлении проблем для дальнейшего самостоятельного поиска студентами решения данных проблем и контролирования их деятельности. В процессе обучения в вузе студент осознает, что углубленное изучение всех предметов, предусмотренных программой, на практике является возможным; хорошая организация работы позволяет экономить время, что создает условия для глубокого, систематического, заинтересованного изучения самостоятельно выбранной студентом темы. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.