МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для обучающихся по направлениям подготовки
38.03.01 «Экономика» , 38.03.02 «Менеджмент»,
38.04.01 «Экономика», 38.04.02 «Менеджмент»
Воронеж
2016
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………… 4
1. Общие положения ………………………………………………… 5
2. Цели и основные задачи самостоятельной работы студентов …. 9
3. Виды самостоятельной работы …………………………………... 11
4. Методика организации самостоятельной работы студентов ….. 19
5. Рекомендации по подготовке к отдельным формам самостоятельной
работы ………………………………………………………. 23
5.1 Работа с литературой …………………………………………… 23
5.2 Практические и семинарские занятия ………………………….. 27
5.3 Самопроверка …………………………………………………….. 28
5.4 Подготовка к экзаменам …………………………………………. 29
Список использованных источников ……………………………….. 31
3
Стр.3
совых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная
работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного
процесса.
Во время учебы в вузе происходит выработка стиля, навыков
учебной (познавательной) деятельности, рациональный характер которых
будет способствовать постоянному обновлению знаний высококвалифицированного
выпускника вуза.
СРС по каждой дисциплине в течение учебного года регламентируется
рабочей программой учебной дисциплины по семестрам,
предусматривающим:
- выполнение индивидуальных заданий, рефератов, письменных
контрольных и курсовых работ по дисциплинам, электронных презентаций;
-
подготовку к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих
заданий;
- самостоятельную работу над отдельными темами дисциплины
в соответствии с рабочими программами;
- подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных
практиками;
- подготовку к экзаменам и зачетам;
- подготовку к государственной итоговой аттестации, в том числе
выполнение выпускной квалификационной работы;
- участие в работе спецсеминаров, в научной работе, в научных
и научно-практических конференциях, семинарах и т.д.
Самостоятельная работа студентов способствует не только эффективному
усвоению учебной информации, способов осуществления
познавательной или профессиональной деятельности, но и воспитанию
у обучающихся таких профессионально значимых личностных
качеств, как ответственность, инициативность, креативность, трудолюбие.
Личностный смысл самостоятельной работы будущего специалиста
заключается не столько в усвоении информации по дисциплинам
учебного плана, сколько в формировании через её посредство
целостной структуры будущей профессиональной деятельности, в её
предметном и социальном аспекте.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально
или группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной
тематики самостоятельной работы, уровня сложности и уровня умений
студентов.
6
Стр.6
Самостоятельная работа выполняется студентами с использованием
учебной, учебно-методической и научно-методической литературы,
в том числе ресурсов Зональной научной библиотеки Воронежского
государственного университета и ресурсов Образовательного
портала «Электронный университет ВГУ», в компьютерных классах,
читальных залах библиотек, на кафедрах, в домашних условиях.
Контроль результатов самостоятельной работы студентов должен
осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные
учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов
по дисциплине, может проходить в письменной, устной или
смешанной форме.
Основными принципами организации СРС вуза, в том числе и в
условиях дистанционного обучения являются:
- принцип интерактивности, определяющий необходимость
сотрудничества студентов и обмена информацией не только с преподавателем,
но и с другими студентами;
- принцип индивидуализации обучения, проявляющийся в
учете и студентом, и преподавателем свойств личности обучающегося
(особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.),
его индивидуально-типологических особенностей (темперамент, характер,
способности) при осуществлении педагогического обеспечения
самостоятельной работы. Реализация этого принципа позволяет
будущему специалисту соизмерять планируемую самостоятельную
учебную работу с возможностью её выполнения, более рационально
и полно использовать бюджет личного времени. Этот принцип тесно
связан с другим – учетом объективной сложности учебных дисциплин
и оптимального планирования студентом познавательнопрактической
деятельности. Оптимальное планирование самостоятельной
работы – важная и необходимая задача, решение которой позволит
повысить культуру учебного труда студента;
- принцип сознательности и активности исключает механическое
заучивание материала, ориентирует студентов на глубокое понимание
и осмысление его содержания, на свободное владение приобретенными
знаниями. Активность – это, прежде всего, проявление
живого интереса к тому, что изучает студент, творческое участие его
в работе по осмыслению приобретенных знаний. Активность и сознательность
усвоения изучаемого материала невозможны без высокого
уровня творческого мышления, проблемно-исследовательского подхода
к приобретаемым знаниям;
7
Стр.7
- принцип идентификации, обосновывающий необходимость
контроля самостоятельной работы студента, который актуален при
использовании технических средств (видео-конференцсвязь), в первую
очередь в условиях дистанционного обучения;
- принцип регламентации обучения, отражающий необходимость
выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной
работы студента (включающий методические разработки
по самостоятельной работе студентов);
- принцип опоры на базовые знания и умения, предусматривающий
наличие у студента минимальных навыков работы с техническими
средствами, а также умения рационально использовать свободное
время для организации самостоятельной работы;
- принцип опережающего обучения, обеспечивающий направленность
самостоятельной работы на активизацию, развитие мыслительной
деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно
прогнозировать, выбирать и решать дидактические задачи,
добывать знания в сотрудничестве с другими студентами, обучаемыми
по данной дисциплине или курсу;
- принцип обратной связи, позволяющий участникам самонеобходимость
установления критериев оценки полученных знаний и
навыков как самостоятельно, так и во взаимодействии с преподавателем,
отвечающим за дисциплину;
- принцип наглядности, предусматривающий представление
информации в доступном виде;
- принцип связи теории с практикой, дающий возможность
стоятельной работы своевременно обсуждать и корректировать проблемные
вопросы по данной дисциплине или курсу;
- принцип внешнего контроля и самооценки, определяющий
решать ситуационные задачи;
- принцип доступности и посильности самостоятельной работы;
-
принцип учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального
планирования самостоятельной работы;
- принцип прочности усвоения знаний.
Перечисленные принципы могут меняться и варьироваться в зависимости
от общих задач подготовки специалиста, специфики академических
дисциплин, содержания самостоятельной работы и других показателей.
Знание этих принципов, умелое их использование студентами
в учебно-познавательной деятельности способствуют овладению системой
знаний и формированию качеств современного специалиста.
8
Стр.8
2. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Целью самостоятельной работы является развитие общих и
профессиональных компетенций, овладение знаниями, умениями и
навыками профессиональной деятельности по направлению подготовки/специальности
с учетом профиля (специализации) или магистерской
программы, а также опытом творческой, исследовательской
деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности,
организованности, творческого подхода к решению
учебных и профессиональных задач.
Задачами СРС являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний
и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений применять нормативную, правовую,
справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов:
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и
организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного в ходе самостоятельной
работы на семинарах, практических и лабораторных занятиях, при
написании курсовых и выпускной квалификационной работ, магистерской
диссертации, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.
В
ходе постановки целей и задач необходимо учитывать, что их
выполнение направлено не только на формирование общеучебных
умений и навыков, но и определяется рамками данной предметной
области.
При самостоятельной работе над предметами у студента существуют
определенные трудности при переходе к аналитическому
обучению. Это обусловлено его содержанием: расширением общего
образования и углублением профессиональной подготовки, знакомство
с новыми формами обучения (лекции, семинары, лабораторные
занятия и т.д.). Студент получает не только знания, предусмотренные
9
Стр.9
программой и учебными пособиями, но он также должен познакомиться
со способами приобретения знаний. Кроме того, студент должен
научиться организовывать свою самостоятельную работу. Самостоятельно
приобретенные знания являются более оперативными,
они становятся личной собственностью, а также мотивом поведения,
развивают интеллектуальные черты, внимание, наблюдательность,
критичность, умение оценивать.
Роль преподавателя в этом процессе заключается в руководстве
накоплением знаний (по отношению к первокурсникам), а на старших
курсах в совместном установлении проблем для дальнейшего самостоятельного
поиска студентами решения данных проблем и контролирования
их деятельности. В процессе обучения в вузе студент
осознает, что углубленное изучение всех предметов, предусмотренных
программой, на практике является возможным; хорошая организация
работы позволяет экономить время, что создает условия для
глубокого, систематического, заинтересованного изучения самостоятельно
выбранной студентом темы.
10
Стр.10