МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ
Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков
ПСИХОЛОГИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ
Учебное пособие
Москва 2014
Стр.2
УДК 159.9
ББК 88.4
М60
СЕРИЯ ОСНОВАНА В 2008 гОДУ
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Сергеева,
ведущий научный сотрудник Центра управления и экономики
Московского института развития образования;
кандидат психологических наук, доцент Е.В. Романова,
доцент ФгБОУ ВПО «МгСУ»
Монография рекомендована к публикации
научно-техническим советом МГСУ
Милорадова, Н.Г.
М60
Психология управленческой деятельности: изменение подходов :
монография / Н.г. Милорадова, А.Д. Ишков ; М-во образования и науки
Рос. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. Москва : МгСУ, 2014. 184 с.
(Библиотека научных разработок и проектов НИУ МгСУ)
ISBN 978-5-7264-0968-9
Дана характеристика психологических аспектов изменения технологий управления,
вызванных переходом к постиндустриальному способу производства. Использованы
результаты многолетней научно-исследовательской работы, проводимой
на кафедре психологии Московского государственного строительного
университета.
Для исследователей психологических аспектов технологий управления, специалистов
по управлению персоналом, руководителей, заинтересованных в повышении
эффективности управленческой деятельности, а также студентов и аспирантов
по направлению подготовки «Менеджмент».
УДК 159.9
ББК 88.4
ISBN 978-5-7264-0968-9
© ФгБОУ ВПО «МгСУ», 2014
Стр.3
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................5
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................7
Глава 1. ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ К ПРАКТИКЕ
ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ .................................. 10
1.1. Развитие управленческой науки и практики
(зарубежный опыт) ................................................................ 10
1.2. Развитие управленческой науки и практики
(российский опыт) ................................................................. 14
1.3. Менеджмент как особая культура взаимодействия .............. 18
1.4. Методика проведения исследования по выявлению
индивидуального стиля деятельности руководителя ........... 21
1.5. Результаты исследования по выявлению индивидуального
стиля руководителя ................................................................ 27
Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА ...................................... 33
2.1. Объективная необходимость и субъективная готовность
руководителей к переобучению ............................................ 33
2.2. Компетентностный подход в системе высшего
профессионального образования (ВПО) .............................. 38
2.3. Сравнительный анализ компетенций выпускника
по направлениям подготовки «Менеджмент»,
«Экономика», «Строительство» ............................................ 43
2.4. Психологические требования к руководителю и их учет
в подготовке в системе ВПО ................................................. 56
Глава 3. ОБРАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ: ОТ ИДЕАЛА
К РЕАЛЬНОСТИ.................................................................. 64
3.1. Эталоны идеального руководителя ....................................... 64
3.2. Методика проведения исследования по выявлению
представлений об идеальном руководителе ......................... 65
3.3. Ведущий стиль межличностных отношений ........................ 71
3.4. Социальная ориентация руководителя ................................. 79
3
Стр.4
Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ
ПРЕДПОЧТЕНИЙ .............................................................. 89
4.1. От потребности к мотиву ....................................................... 89
4.2. Цель, задающая направление .............................................. 103
4.3. Мотивация в трудовой деятельности .................................. 115
4.4. Методика проведения исследования по выявлению
мотивационных предпочтений ........................................... 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................... 145
Библиографический список ............................................................ 148
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................. 160
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная работа содержит четыре главы, подготовленные по результатам
многолетних исследований, проводимых в Московском
государственном строительном университете (МГСУ). Отдельные
результаты были обсуждены на всероссийских и международных
конференциях [18—23], опубликованы в статьях [24—27], защищены
патентами на изобретения [28; 29] и полезные модели [30—41].
Глава 1 содержит краткий экскурс в историю зарубежного и российского
менеджмента с акцентом на главной мысли современного
управления, что менеджмент — это особая культура взаимодействия,
реализующая ценности и идеалы человеческого/субъектсубъектного
взаимодействия. В западных странах широко
используется психологическое тестирование. За последние годы
для российских условий были адаптированы зарубежные тесты,
созданы новые. Психологические тесты — это не просто возможность
что-то измерить, это возможность понять, по каким критериям
происходит оценка психологических качеств, их значимость.
В данной главе представлены результаты изучения индивидуального
делового стиля руководителя, работающего в разных условиях:
жестких, конкурирующих или стабильных, хорошо отлаженных
бюрократических.
В главе 2 рассмотрены Федеральные государственные образовательные
стандарты по направлениям подготовки «Менеджмент»,
«Экономика», «Строительство»; уровень подготовки «бакалавр»,
«магистр». Нас интересовали общекультурные компетенции и профессиональные
компетенции в части организационно-управленческой
деятельности. Именно эти разделы включают в себя требования
к социальной компетентности. Выбор для анализа и сравнения
трех направлений не случаен. Выпускники строители всегда
занимали и продолжают занимать высокие руководящие посты,
причем не только в строительстве. Подготовка экономистов осуществлялась
параллельно с управлением (направление «экономика
и управление производством»). И, наконец, менеджмент — новое
направление, в котором целенаправленно готовят управленцев.
В этой же главе рассматриваются психологические требования к
социально компетентному руководителю, сформулированные в
западной психологии в конце ХХ в. [42; 43], которые сравниваются
с требованиями, зафиксированными в ФГОС ВПО.
5
Стр.6
Глава 3 — это разговор об идеалах и их трансформациях. Идеал
руководителя рассматривался по трем позициям. Во-первых, профиль
личности руководителя, проявления его лидерских качеств
(уверенности в себе, требовательности, скептицизма) и адекватности
проявления в тех или иных условиях. Во-вторых, особенности
социального доминирования руководителя, которое, в зависимости
от условий деятельности, может быть конкурирующим, организующим,
заботливым или агрессивным. В третьих, ведущий
стиль общения руководителя со своими подчиненными. Материал
получен по результатам анкетирования, психологического тестирования
и обсуждения со студентами, обучающимися по разным
направлениям и на разных курсах, а также с руководителями строительного
производства, получающими дополнительное образование
в рамках программы «МВА в строительстве»
Глава 4 затрагивает глубинную психологическую природу человеческих
предпочтений. Здесь кратко изложены пути движения от
сформировавшейся потребности к смыслообразующему или реально
действующему мотиву, постановке цели и ее преобразованию
в конкретную задачу, поиску средств достижения цели. На этом
пути человеку встречается множество препятствий, и задача руководителя
грамотно их преодолеть. В главе представлены результаты,
полученные с использованием методики выявления мотивационных
предпочтений [44], а благодаря опубликованным данным
авторами данной методики появилась возможность сравнивать
различные мотивационные профили.
В приложении представлены использованные в исследованиях
психологические методики.
Стр.7