Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Психология управленческой деятельности: изменение подходов (115,80 руб.)

0   0
Первый авторМилорадова Н. Г.
АвторыИшков А. Д., Моск. гос. строит. ун-т
ИздательствоМ.: МГСУ
Страниц185
ID643116
АннотацияДана характеристика психологических аспектов изменения технологий управления, вызванных переходом к постиндустриальному способу производства. Использованы результаты многолетней научно-исследовательской работы, проводимой на кафедре психологии Московского государственного строительного университета.
Кому рекомендованоДля исследователей психологических аспектов технологий управления, специалистов по управлению персоналом, руководителей, заинтересованных в повышении эффективности управленческой деятельности, а также студентов и аспирантов по направлению подготовки «Менеджмент».
ISBN978-5-7264-0968-9
УДК159.9
ББК88.4
Милорадова, Н.Г. Психология управленческой деятельности: изменение подходов : [монография] / А.Д. Ишков; Моск. гос. строит. ун-т; Н.Г. Милорадова .— Москва : МГСУ, 2014 .— 185 с. — (Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ) .— Библиогр.: с. 148-159 .— ISBN 978-5-7264-0968-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/643116 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология_управленческой_деятельности_изменение_подходов.pdf
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ Учебное пособие Москва 2014
Стр.2
УДК 159.9 ББК 88.4 М60 СЕРИЯ ОСНОВАНА В 2008 гОДУ Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Сергеева, ведущий научный сотрудник Центра управления и экономики Московского института развития образования; кандидат психологических наук, доцент Е.В. Романова, доцент ФгБОУ ВПО «МгСУ» Монография рекомендована к публикации научно-техническим советом МГСУ Милорадова, Н.Г. М60 Психология управленческой деятельности: изменение подходов : монография / Н.г. Милорадова, А.Д. Ишков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. Москва : МгСУ, 2014. 184 с. (Библиотека научных разработок и проектов НИУ МгСУ) ISBN 978-5-7264-0968-9 Дана характеристика психологических аспектов изменения технологий управления, вызванных переходом к постиндустриальному способу производства. Использованы результаты многолетней научно-исследовательской работы, проводимой на кафедре психологии Московского государственного строительного университета. Для исследователей психологических аспектов технологий управления, специалистов по управлению персоналом, руководителей, заинтересованных в повышении эффективности управленческой деятельности, а также студентов и аспирантов по направлению подготовки «Менеджмент». УДК 159.9 ББК 88.4 ISBN 978-5-7264-0968-9 © ФгБОУ ВПО «МгСУ», 2014
Стр.3
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................5 ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................7 Глава 1. ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ К ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ .................................. 10 1.1. Развитие управленческой науки и практики (зарубежный опыт) ................................................................ 10 1.2. Развитие управленческой науки и практики (российский опыт) ................................................................. 14 1.3. Менеджмент как особая культура взаимодействия .............. 18 1.4. Методика проведения исследования по выявлению индивидуального стиля деятельности руководителя ........... 21 1.5. Результаты исследования по выявлению индивидуального стиля руководителя ................................................................ 27 Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА ...................................... 33 2.1. Объективная необходимость и субъективная готовность руководителей к переобучению ............................................ 33 2.2. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования (ВПО) .............................. 38 2.3. Сравнительный анализ компетенций выпускника по направлениям подготовки «Менеджмент», «Экономика», «Строительство» ............................................ 43 2.4. Психологические требования к руководителю и их учет в подготовке в системе ВПО ................................................. 56 Глава 3. ОБРАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ: ОТ ИДЕАЛА К РЕАЛЬНОСТИ.................................................................. 64 3.1. Эталоны идеального руководителя ....................................... 64 3.2. Методика проведения исследования по выявлению представлений об идеальном руководителе ......................... 65 3.3. Ведущий стиль межличностных отношений ........................ 71 3.4. Социальная ориентация руководителя ................................. 79 3
Стр.4
Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ .............................................................. 89 4.1. От потребности к мотиву ....................................................... 89 4.2. Цель, задающая направление .............................................. 103 4.3. Мотивация в трудовой деятельности .................................. 115 4.4. Методика проведения исследования по выявлению мотивационных предпочтений ........................................... 128 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................... 145 Библиографический список ............................................................ 148 ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................. 160
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ Данная работа содержит четыре главы, подготовленные по результатам многолетних исследований, проводимых в Московском государственном строительном университете (МГСУ). Отдельные результаты были обсуждены на всероссийских и международных конференциях [18—23], опубликованы в статьях [24—27], защищены патентами на изобретения [28; 29] и полезные модели [30—41]. Глава 1 содержит краткий экскурс в историю зарубежного и российского менеджмента с акцентом на главной мысли современного управления, что менеджмент — это особая культура взаимодействия, реализующая ценности и идеалы человеческого/субъектсубъектного взаимодействия. В западных странах широко используется психологическое тестирование. За последние годы для российских условий были адаптированы зарубежные тесты, созданы новые. Психологические тесты — это не просто возможность что-то измерить, это возможность понять, по каким критериям происходит оценка психологических качеств, их значимость. В данной главе представлены результаты изучения индивидуального делового стиля руководителя, работающего в разных условиях: жестких, конкурирующих или стабильных, хорошо отлаженных бюрократических. В главе 2 рассмотрены Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки «Менеджмент», «Экономика», «Строительство»; уровень подготовки «бакалавр», «магистр». Нас интересовали общекультурные компетенции и профессиональные компетенции в части организационно-управленческой деятельности. Именно эти разделы включают в себя требования к социальной компетентности. Выбор для анализа и сравнения трех направлений не случаен. Выпускники строители всегда занимали и продолжают занимать высокие руководящие посты, причем не только в строительстве. Подготовка экономистов осуществлялась параллельно с управлением (направление «экономика и управление производством»). И, наконец, менеджмент — новое направление, в котором целенаправленно готовят управленцев. В этой же главе рассматриваются психологические требования к социально компетентному руководителю, сформулированные в западной психологии в конце ХХ в. [42; 43], которые сравниваются с требованиями, зафиксированными в ФГОС ВПО. 5
Стр.6
Глава 3 — это разговор об идеалах и их трансформациях. Идеал руководителя рассматривался по трем позициям. Во-первых, профиль личности руководителя, проявления его лидерских качеств (уверенности в себе, требовательности, скептицизма) и адекватности проявления в тех или иных условиях. Во-вторых, особенности социального доминирования руководителя, которое, в зависимости от условий деятельности, может быть конкурирующим, организующим, заботливым или агрессивным. В третьих, ведущий стиль общения руководителя со своими подчиненными. Материал получен по результатам анкетирования, психологического тестирования и обсуждения со студентами, обучающимися по разным направлениям и на разных курсах, а также с руководителями строительного производства, получающими дополнительное образование в рамках программы «МВА в строительстве» Глава 4 затрагивает глубинную психологическую природу человеческих предпочтений. Здесь кратко изложены пути движения от сформировавшейся потребности к смыслообразующему или реально действующему мотиву, постановке цели и ее преобразованию в конкретную задачу, поиску средств достижения цели. На этом пути человеку встречается множество препятствий, и задача руководителя грамотно их преодолеть. В главе представлены результаты, полученные с использованием методики выявления мотивационных предпочтений [44], а благодаря опубликованным данным авторами данной методики появилась возможность сравнивать различные мотивационные профили. В приложении представлены использованные в исследованиях психологические методики.
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.