МИНИстЕрстВо оБрАЗоВАНИя И НАУКИ россИЙсКоЙ ФЕДЕрАЦИИ
НАЦИоНАЛЬНЫЙ ИссЛЕДоВАтЕЛЬсКИЙ
МосКоВсКИЙ ГосУДАрстВЕННЫЙ строИтЕЛЬНЫЙ УНИВЕрсИтЕт
ИсторИя
Под редакцией
зав. кафедрой истории и философии МГсУ
т.А. Молоковой
3-е издание, исправленное и дополненное
Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов РФ
по образованию в области строительства в качестве учебника
для студентов ВПО, обучающихся по программе бакалавриата
по направлению 270800 — «Строительство»
(30.05.2013 № 102-15/778)
Москва 2016
Стр.2
УДК 93/94
ББК 63
И90
Рецензенты:
заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего
профессионального образования РФ, доктор исторических наук, профессор
Ш.М. Мунчаев, зав. кафедрой истории ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»;
доктор исторических наук, профессор В.Б. Чистяков,
ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»;
кандидат исторических наук, доцент А.Ю. Кузьмин, декан исторического
факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный
университет»
Авторский коллектив:
профессор, кандидат исторических наук Т.А. Молокова (Предисловие,
Введение, раздел 1, главы 1, 2, Заключение), доцент, кандидат философских
наук К.Н. Гацунаев (раздел 4, главы 2, 3), доценты, кандидаты исторических
наук О.М. Бызова (раздел 3, глава 1), М.Г. Ефремова (раздел 2, главы 1, 2),
А.А. Мурашев (раздел 4, глава 1), Т.Л. Пантелеева (раздел 3, глава 1),
Ю.В. Посвятенко (раздел 4, глава 1), В.П. Фролов (раздел 3, глава 2)
В оформлении обложки использованы фрагменты картин
П. Корина («Александр Невский»), В. Худоярова («Император Петр I за работой»),
портрет М.В. Ломоносова работы неизвестного художника, фрагмент картины
С. Герасимова («М.И. Кутузов на Бородинском поле») – верхний ряд, слева направо;
фрагменты картин В. Серова («Зимний взят»), Н. Котова («Строительство
социализма»), В. Яковлева («Портрет маршала Георгия Жукова»), А. Плотнова
(«На родной земле») – нижний ряд, слева направо.
И90
История : учебник / Т.А. Молокова [и др.] ; под ред. Т.А. Молоковой
; Мво образования и науки Рос. Федерации, Нац. исследоват
Моск. гос. строит. унт. 3е изд., испр. и доп. Москва : НИУ
МГСУ, 2016. 288 с.
ISBN 9785726412412
Учебник является частью учебнометодического комплекса по дисциплине
«История» для студентов, обучающихся по программе бакалавриата
по направлению 08.03.01 Строительство. Отвечает требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования.
Содержит изложение теоретического курса в соответствии с разработанными
и утвержденными образовательными программами.
Для студентов, самостоятельно изучающих базовую дисциплину «История».
Также может быть использован при подготовке к практическим занятиям,
зачету и экзаменам.
УДК 93/94
ББК 63
ISBN 9785726412412
© НИУ МГСУ, 2013
Стр.3
ОглавленИе
ПрЕДИсЛоВИЕ ............................................................................................. 5
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................... 9
раздел 1. тЕорИя И МЕтоДоЛоГИя ИсторИЧЕсКоГо
ПоЗНАНИя ......................................................................................11
Глава 1. История в системе социальногуманитарных наук. основы
методологии исторической науки ....................................................11
§ 1.1. Предмет истории как научной дисциплины.
Цели и задачи курса. Методология изучения истории ..........11
§ 1.2. основные функции и методы изучения истории ...................15
Глава 2. Источниковедение, историография и основные научные
подходы к изучению истории ...........................................................18
§ 2.1. Исторический источник как основа исторического
исследования ...........................................................................18
§ 2.2. Понятие историографии и основные подходы
к изучению истории ................................................................22
§ 2.3. особенности изучения российской истории ..........................24
раздел 2 . ДрЕВНяя И срЕДНЕВЕКоВАя ИсторИя...............................28
Глава 1. Цивилизации Древнего мира и средневековья................................28
§ 1.1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций ...................... 28
§ 1.2. особенности цивилизаций Древнего Востока и Античности ..30
§ 1.3. основные тенденции развития средневекового общества....36
Глава 2. Древняя русь (VI – начало XVI вв.) ...................................................47
§ 2.1. Восточные славяне в древности (VI—VIII вв.).
Формирование Древнерусского государства
(IX — начало XII вв.) ...............................................................47
§ 2.2. Начало феодальной раздробленности на руси, ее
политические и экономические последствия (XII—XIII вв.) ...58
§ 2.3. образование централизованного русского государства
(XIII — начало XVI вв.) ...........................................................66
раздел 3. ИсторИя НоВоГо ВрЕМЕНИ ...................................................75
Глава 1. от средневековья к Новому времени. страны Западной Европы
и россия в XVI—XVII вв. ...................................................................75
§ 1.1. страны Западной Европы в XVI—XVII вв. ............................75
§ 1.2. россия в XVI столетии ............................................................80
§ 1.3. российское государство в XVII в. ...........................................86
Глава 2. Мир в XVIII в. и особенности развития россии ...............................95
§ 2.1. Европа и Америка в XVIII столетии .......................................95
§ 2.2. Внешняя политика россии и реформы Петра I ...................101
Стр.4
§ 2.3. Эпоха дворцовых переворотов в россии ..............................107
§ 2.4. Просвещенный абсолютизм. российская империя
при Екатерине II ..................................................................110
Глава 3. россия и мир в XIX в. .......................................................................115
§ 3.1. Глобальные политические и экономические
изменения в мире в XIX в. ....................................................115
§ 3.2. Международные отношения и борьба за лидерство в мире
между великими державами XIX в. ......................................126
§ 3.3. реформы и контрреформы в россии XIX в. .........................131
§ 3.4. Внешняя политика и формирование
территории российской империи ........................................146
§ 3.5. общественнополитическая мысль в россии XIX в. ............151
раздел 4 . ИсторИя НоВЕЙШЕГо ВрЕМЕНИ .......................................157
Глава 1. основные тенденции мирового развития первой половины XX в. ...157
§ 1.1. Международное сообщество и россия в начале XX в. .........157
§ 1.2. россия в эпоху войн и революций ........................................161
§ 1.3. Европа и россия в 1917 г. Февральская и октябрьская
революции в россии .............................................................166
§ 1.4. Гражданская война в россии 1918–1920 гг.: причины,
основные этапы, итоги ........................................................169
§ 1.5. ВерсальскоВашингтонская система. развитие стран
Европы и сША в 1920—1930е гг. ........................................172
§ 1.6. социальноэкономическое и политическое развитие
ссср в 1920—1930е гг. .......................................................175
§ 1.7. Причины и начало Второй мировой войны, ее этапы
и основные сражения. Великая отечественная война
1941–1945 гг.: основные периоды, цена и источники
Великой Победы ..................................................................182
Глава 2. Мировое сообщество и ссср в период 1945—1991 гг. ...................190
§ 2.1. Международные отношения в послевоенный период ........190
§ 2.2. особенности мирового развития во второй половине ХХ в. .. 200
§ 2.3. Политическая и социальноэкономическая эволюция
ссср в 1945—1991 гг. ...........................................................205
Глава 3. россия и мир в конце ХХ — начале XXI вв. ....................................212
§ 3.1. Пути формирования многополярности современного
мира .......................................................................................212
§ 3.2. Политическое и экономическое развитие россии
с 1990х гг. до настоящего времени ......................................220
§ 3.3. основные тенденции в развитии культуры современного
мира и россии ......................................................................238
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................244
сЛоВАрЬ ИсторИЧЕсКИХ тЕрМИНоВ И ПоНятИЙ ......................247
осНоВНЫЕ ИсторИЧЕсКИЕ ДАтЫ .....................................................262
БИБЛИоГрАФИЧЕсКИЙ сПИсоК ........................................................285
Стр.5
ПРеДИслОвИе
В учебнике в проблемнохронологическом плане рассматриваются
ключевые этапы становления и развития мирового сообщества
и россии, на конкретном историческом материале исследуются
их основные тенденции. Вместе с тем надо отметить:
поскольку объем учебника ограничен (как, впрочем, и сам курс
истории, изучаемый в техническом вузе), у авторов не было возможности
в равной степени рассмотреть историю всех регионов
мира. Поэтому основное внимание, наряду с россией, было уделено
странам Запада, так как именно европейская цивилизация,
начиная с античности, оказала огромное воздействие на развитие
всего человечества, ей принадлежала и принадлежит особая роль
в современном мире.
таким образом, исторический процесс развития народов мира
взаимосвязан и взаимообусловлен. Вместе с тем каждая страна
и ее народ имеют свою особую историю, которая отличается от
историй других стран. Не случайно российской истории в учебнике
уделяется самое пристальное внимание.
Многообразные интегративные функции исторического компонента
профессионального, духовного, социального и гражданского
формирования специалистов объективно и закономерно
делают курс истории базовым предметом высшего профессионального
образования. он требует углубленного изучения на всех
уровнях и профилях образования. В вузе реализуется переход от
школьного курса — фрагментарных исторических знаний хроники
событий — к обобщенным, системным, научным знаниям,
которые раскрывают неоднозначные, противоречивые исторические
процессы, их содержательный смысл, цели и идеалы жизни
человека в обществе, формируют личность, ее историческое
национальное самосознание, гражданственность, достоинство,
передают духовное наследие исторического опыта. Изучение
истории продиктовано необходимостью формирования у современных
специалистов исторического мышления, исторического
сознания, которое позволит иметь объективное научное представление
об историческом пути развития человека, месте россии в
мировом сообществе.
История, настоящее и будущее страны неразрывно и тесно
связаны с судьбами всех народов нашей планеты. Наиболее глу5
Стр.6