УЧРЕДИТЕЛЬ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЦЕЛЬ ЖУРНАЛА «Филологический класс» – обеспечивать высокий уровень научных исследований в области лингвистики и литературоведения;
способствовать воздействию академической науки на методику преподавания филологических дисциплин в вузе и школе. Насущным
для журнала является расширение географии контактов с научно-методическими центрами в России и за рубежом.
педагогические наЖурнал «Филологический класс» публикует исследования по трем группам научных специальностей: литературоведение, лингвистика,
уки.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЖУРНАЛА
следовательские«Концепции. Программы. Гипотезы». В разделе публикуются исстатьи
теоретико-концептуальной направленности;
авторские программы преподавания филологических дисциплин в
вузе и школе; материалы, содержащие плодотворные научные и научно-методические
гипотезы, которые призваны обеспечить дискуссионное
поле журнала. Раздел делится на две рубрики: в первой
печатаются статьи литературоведческого цикла и соответственно –
преподавания литературы в вузе и школе; во второй – материалы по
проблемам лингвистики и преподавания языковых дисциплин.
ютс«Проблемы современной лингвистики». В разделе публикукоммуникативистика
и корпусная лингвистика. Особое
внимание уделяется концептуальным работам, представляющим
результаты фундаментальных исследований, развивающих теорию
и методологию актуальных направлений лингвистики.
«Траектории литературного процесса XX – начала XXI веков».
«Перечитывая русскую и зарубежную классику». Основной для
ществленное рубрики является новое прочтение классических произведений, осунаучные
статьи, посвященные вопросам изучения русскона
основе современных аналитических стратегий, неной
эстетики. ожиданные интерпретации знакомых текстов в контексте рецептивпредставляет
«Русский язык в мультикультурном взаимодействии». Рубрика
я статьи по актуальным вопросам современного языкознания,
нитология, а именно: теория и история языка, психолингвистика и лингвокогго
языка в сопоставлении с другими языками, а также проблемам мультикультурной
коммуникации. Внимание уделяется работам, направленным
на изучение социокультурного статуса русского языка в межкультурном
пространстве и усилению влияния русского языка в мире.
демонстрир «Из методического наследия». В рубрике публикуются статьи,
ующие эвристический потенциал работ ярких отечесственных
филологов и педагогов прошлого (XIX–XX вв.) в связи
сику Публикуются материалы, исследующие русскую и зарубежную класе
бытования модернизма и постмодернизма в мировой либлемных
в вузе и школе». Рубрика предполагает освещение основных прополей
современной методики преподавания языка и литеХХ
века, представляющие новое прочтение «этапных» и анализ
специфик современных произведений. Приветствуются статьи, посвященные
тературе.
«Теория и методика преподавания филологических дисциплин
ратуры и выступает площадкой для дискуссий в связи со спорными
вопросами преподавания предметов филологического цикла в вузе
и школе.
алы,«Теория и практика современного урока». Публикуются материцентом
которые содержат исследование учебного процесса в школе с акнаучно-методическое
обоснование, связанное с узловыми
вопросами организации и проведения урока литературы и языка.
овременные теоретические идеи и оригинальную методику аналивызовами
современности, востребованность их научных результатов
и методических идей сегодня.
«Медленное чтение». Цель настоящей рубрики – публикация
с исследований художественного текста, выполненного с опорой на
за. Подобные «разборы», демонстрирующие высший «класс», могут
служить одним из ориентиров для филологического совершенствования,
а также быть привлеченными к практике преподавания в
школе.
териалы «С рабочего стола ученого / молодого ученого». Публикуются маисследований,
отличающиеся новизной методологических
на уроке как его единицы. Предлагаемые материалы должны
развернутое содержать не только конспект урока (технологическую карту), но и его
подходов и гипотетической направленностью, представляющие актуальные
направления лингвистики и литературоведения.«Региональный компонент вузовского и школьного образования».
Публикуются статьи, освещающие специфику духовной культуры
Урала и других регионов, богатство художественных традиций,
своеобразие развития языковых процессов, а также рассматривающие
конкретные приемы работы в вузе и школе по изучению региональной
культуры.
ренций; «Обзоры. Рецензии». Публикуются аналитические обзоры конфеЗарегистрирован
Федеральной службой по надзору в сфере массо вых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-53411 от 29.03.2013
сВключен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты дисВключен
в базу данных European Reference Index
for the Humanities (ERIH PLUS), ID 486932
EВключен в базу данных Web of Science Core Collections
merging Sources Citation Index (ESCI)
Материалы журнала регулярно размещаются на платформе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Включен в Объединенный каталог «Пресса России». Подписной индекс 84587
Главный редактор:
Ответственные редакторы:
профессор Хрящева Н. П. (Россия, Екатеринбург, УрГПУ)
по истории древнерусской литературы, литературы XVIII и XIX вв.: профессор С. И. Ермоленко (Россия, Екатеринбург,
УрГПУ);
по теории и истории литературы XX — начала XXI вв.: профессор Н. В. Барковская (Россия, Екатеринбург,
УрГПУ);
по теории и истории зарубежной литературы: профессор Н. В. Пестова (независимый исследователь), профессор
Е. Г. Доценко (Россия, Екатеринбург, УрГПУ);
по методике литературы в вузе и школе: доцент Л. Д. Гутрина (Россия, Екатеринбург, УрГПУ);
по лингвистике: профессор Е. В. Дзюба (Россия, Екатеринбург, УрГПУ);
по методике преподавания языка в вузе и школе: доцент С. А. Еремина (Россия, Екатеринбург, УрГПУ)
Ответственный секретарь:
доцент О. А. Скрипова (Россия, Екатеринбург, УрГПУ)
ертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства
образования и науки РФ с 2017 года
рецензии на научные и научно-методические исследования.
Стр.2
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Алексеева М. А.
Бутакова Л. О.
Ворожцова И. Б.
Дырдин А. А.
Егоров Б. Ф.
Клинг О. А.
Когут К. С.
Литовская М. А.
Уральский федеральный университет, Специализированный учебно-научный центр, Екатеринбург, Россия
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия
Санкт-Петербургский исследовательский институт РАН, Санкт-Петербург, Россия
Московский государственный университет, Москва, Россия
Костюхина М. С.
Кукулин И. В.
Кусова М. Л.
Уральский федеральный университет, Специализированный учебно-научный центр, Екатеринбург, Россия
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
Малыгина Н. М. Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
Московская Д. С. Институт мировой литературы РАН, Россия
Мухин М. Ю.
Пестова Н. В.
Плотникова А. М.
Снигирева Т. А.
Соболева Л. С.
Тагильцев А. В.
Терентьева Н. П.
Трубина Л. А.
Тюпа В. И.
Черняк М. А.
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
независимый исследователь, Екатеринбург, Россия
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Уральский федеральный университет, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
Щербинина Ю. В. Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
Чони П.
Вайскопф М. Я.
Галло Я.
Добренко Е. А.
Дооге Б.
Карданова Н. Б.
Кеснер Й.
Итальянский Институт Культуры, Россия
Еврейский университет в Иерусалиме, Израиль
Липовецкий М. Н. Университет штата Колорадо, США
Михайлова Г. П.
Нефагина Г. Л.
Петкова Г.
Вильнюсский университет, Литва
Поморская Академия, Польша
Поспишил И.
Сабо Т.
Фаст П.
Фортель де Ля А.
Херльт Й.
Генуэзский университет, Генуя, Италия
Университет Градец Кралове, Чехия
Университет им. Константина Философа в Нитре, Словакия
Университет Шеффилда, Великобритания
Университет Гента, Бельгия
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, Россия
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
Российский государственный педагогический университет, Санкт-Петербург, Россия
Подшивалова Е. А. Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
Проскурина Е. Н. Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия
Рут М. Э.
Уральский федеральный университет, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Россия
Софийский университет Св. Климента Орхидского, Болгария
Университет им. Масарика, Чехия
Печский университет, Венгрия
Силезский университет, Польша
Лозаннский университет, Щвейцария
Фрибурский университет, Швейцария
Адрес редакции: 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, кафедра литературы и методики ее преподавания (к. 279).
Тел.: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41; электронный адрес: olga-skripova@mail.ru
Дизайн и вёрстка А. Ю. Тюменцева
Редактор О. А. Адясова
Цена свободная
Научный журнал
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС
2019. № 2 (56)
Дата выхода в свет 30.06.2019. Формат 60×84/8. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.
Гарнитура Alegreya. Усл. печ. л. 26,97. Уч.-изд. л. 35,24. Тираж 500 экз. Заказ 5056
Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной техники Уральского государственного педагогического университета.
620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26
16+
Стр.3
FOUNDER
Federal State Budgetary Educational Institution Higher Education «Ural State Pedagogical University»
The goal of Philological Class is to ensure high level scientific research in the field of linguistics and literature studies; to facilitate the impact of
academic research upon the methods of teaching philological disciplines in higher and secondary school. Widening geographical contacts with scientific-methodological
centers in Russia and abroad is an important constituent of the policy of the journal.
Philological Class publishes papers in three groups of scientific specialties: literature studies, linguistics and pedagogy.
THE MAIN SECTIONS OF THE JOURNAL
articlesConceptions. Programs. Hypotheses. This section publishes research
alled upon to create the journal field of argument. The section is dividin
theory and concepts of education; authored programs of teachcing
philological disciplines in higher and secondary school; materials
containing promising scientific and scientific-methodological hypotheses
ed into two sub-sections: the first one publishes papers in literary studies
and, correspondingly, teaching literature in higher and secondary school;
the second one carries articles on the issues of linguistics and teaching
linguistic disciplines.
urgentProblems of Modern Linguistics. The section publishes articles on
issues of modern linguistics, and specifically: theory and history
c of the language, psycholinguistics and linguocognitology, and communiwative
studies and corpus linguistics. Special focus is given to conceptual
ororks presenting the results of fundamental research developing the the–
early 21st
The published materials explore the Russian and foreign classics of the
20th
y and methodology of urgent areas in linguistics.
Trajectories of the Literary Process of the 20th
century offering new interpretations and analysis of “landmark” and
ty contemporary works of literature. The papers dedicated to the specificiw
of existence of modernism and postmodernism in world literature are
of Higher and Secondary School. The section presupposes exploration
elcome.
Theory and Methods of Teaching Philological Disciplines in
the main problem areas of modern methods of teaching language
and literature, and functions as a forum for discussion with relation
to controversial issues of teaching philological subjects in higher and
secondary school.
Theory and Practice of the Modern Lesson. The section publishes maCenturies.
pivotal
questions of organization and conduct of the lesson of literature
and language.
interprRereading Russian and Foreign Classics. The section focuses on new
etations of works of classics undertaken on the basis of modern analytical
strategies and new approaches to well-known texts in the context
of perceptive esthetics.
Russian in Multicultural Interaction. The section presents scientifcic
papers dealing with the issues of the study of the Russian language in
omparison with other world languages and with the problems of multicultural
communication. Attention is also paid to the works focusing on
the study of the socio-cultural status of the Russian language in intercultural
space and to enhancing the impact of the Russian language abroad.
ing Methodological Heritage. The section publishes articles demonstratthe
heuristical potential of the works of outstanding Russian philologists
and pedagogues of the past (19th
the modern challenges, and the relevance of their scientific findings and
methodological ideas today.
Slow Reading. The aim of the given section is to publish literary text
–20th
centuries) in connection with
analysis research based on the modern theoretical ideas and original methods of
. Such analyses demonstrating top quality skills of text interpretation
may serve as benchmarks of philological proficiency, and may be used
in practical teaching at school.
From the Writing Table of a Scholar / a Young Scholar. The section
appr covers research materials distinguished by the novelty of methodological
oaches and hypothetical orientation, and representing urgent areas
of linguistics and literary studies.
Regional Component of Higher and Secondary Education. Articles
terials containing the study of the secondary school learning process with
emphasis on the lesson as its unit. The submitted materials should not
only present the notes of the lesson (a technological chart) but also provide
its extended scientific-methodological substantiation connected with the
elopment and concrete pedagogical techniques used in higher and secondary
school to study regional culture are included in this section.
entific and scientificReviews. The section carries analytical reviews of conferences and sci-methodological
research works.
Registered by The Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Media and Cultural Heritage Protection.
Registration certificate ПИ № ФС 7753411 of 29.03.2013
Included in the List of leading peer-reviewed scientific journals and publications in which the main results of dissertations for the academic degree
of a doctor and candidate of sciences should be published, by the Decision of the Presidium of the Higher Attestation Commission of the Ministry
of Education and Science of the Russian Federation from 2017
Included in European Reference Index
for the Humanities (ERIH PLUS), ID 486932
EIncluded in Web of Science Core Collections
merging Sources Citation Index (ESCI)
The materials published in the journal are regularly uploaded at the platform of the Russian Science Citation Index (РИНЦ). ID 32349
Included in the United Catalog «Russian Press», Index 84587.
Registered by the ISSN Center and provided the International Standard Serial Number ISSN 2071-2405
Editor-in-Chief:
Editorial Board:
Professor N. P. Khriashcheva (Russia, Ekaterinburg, USPU)
history of ancient Russian literature, literature of the XVIII and XIX centuries: prof. S. I. Ermolenko (Russia, Ekaterinburg,
USPU);
theory and history of literature of the XX – beginning of the XXI centuries: prof. N. V. Barkovskaya (Russia, Ekaterinburg,
USPU);
theory and history of foreign literature: prof. N. V. Pestova (independent researcher); prof. E. G. Dotsenko (Russia,
Ekaterinburg, USPU);
Executive Editor:
methodology of literature in high school and school: assoc. L. D. Gutrina (Russia, Ekaterinburg, USPU);
linguistics: prof. E. V. Dzyuba (Russia, Ekaterinburg, USPU);
Theory and Methods of Teaching Philological Disciplines: assoc. S. A. Yeryomina (Russia, Ekaterinburg, USPU)
assoc. О. А. Skripova (Russia, Ekaterinburg, USPU)
on the specificity of the spiritual culture of the Urals and other regions,
v the wealth of artistic traditions, the specificity of language processes de
Стр.4
EDITORIAL COUNCIL
Alekseeva М. А.
Butakova L. O.
Vorozhtsova I. B.
Dyrdin А. А.
Yegorov B. F.
Kling О. А.
Kogut К. S.
Litovskaya М. А.
Malygina N. M.
Specialized Educational Scientific Center of the Ural Federal University Ekaterinburg, Russia
Dostoyevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Udmurt State University, Izhevsk, Russia
Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia
St. Petersburg Research Institute of RAS, Saint-Petersburg, Russia
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Kostyukhina М. S. Herzen State Pedagogical Unuversity (Saint-Petersburg, Russia)
Kukulin I. V.
Kusova M. L.
Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Moskovskaya D. S.
Mukhin М. Yu.
Pestova N. V.
Plotnikova А. М.
Podshivalova Е. А.
Proskurina Е. N.
Rut M. E.
Snigiryova Т. А.
Soboleva L. S.
Tagiltsev А. V.
Terentyeva N. P.
Trubina L. A.
Tiupa V. I.
Chernyak M. A.
Chony P.
Gallo J.
Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia
Specialized Educational Scientific Center of the Ural Federal University Ekaterinburg, Russia
National Research Unuversity – Higher School of Economics, Moscow, Russia
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of History and Archaeology, Ekaterinburg,
Russia
Institute of World Literature, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Independent researcher, Ekaterinburg, Russia
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Udmurt State University, Izhevsk, Russia
Institute of Philology of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Shcherbinina Yu. V. Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia
Waiskopf M. J.
Dobrenko E. A.
Kardanova N. B.
Lipovetskiy M. N.
Hebrew University of Jerusalem, Israel
Dooge B.
Kesner Y.
Mikhaylova G. P.
Nefagina G. L.
Petkova G.
Pospishil I.
Sabo T.
Fast P.
Fortel de la А.
Herlth Y.
University Hradec Kralove, Czech Republic
University of Colorado, USA
Vilnius University, Lithuania
Pomeranian Academy, Poland
University of Sofia St. Clement of Ohrid, Bulgaria
University named after the Masaryk, Czech Republic
Pecs University, Hungary
Silesian University, Poland
University of Lausanne, Switzerland
University of Friebourg, Switzerland
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia
Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia
Herzen State Pedagogical University Saint-Petersburg, Russia
Italian Institute of kulture, Russia
Constantine the Philosopher University in Nitra, Slovak Republic
University of Sheffield, Great Britain
University of Ghent, Belgium
University of Genoa, Italy
Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of History and Archaeology, Ekaterinburg,
Russia
Editorial address: 620017, Ekaterinburg, 26 Kosmonavtov Ave, Department of Literature and Methods of its Teaching (Room 279).
Phone: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41; e-mail address: olga-skripova@mail.ru
Редактор О. А. Адясова
Верстка А. Ю. Тюменцева
Цена свободная
Научный журнал
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС
2019. № 2 (56)
Дата выхода в свет 30.06.2019. Формат 60×84/8. Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.
Гарнитура Alegreya. Усл. печ. л. 26,97. Уч.-изд. л. 35,24. Тираж 500 экз. Заказ 5056
Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной техники Уральского государственного педагогического университета.
620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26
16+
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
CONTENT
КОНЦЕПЦИИ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
8
17
Липовецкий М. Н. Странный случай региональной
культурной революции: Свердловск в годы
перестройки
Ворел Ян. От декадентства к теургии (генетические
связи чешской и русской литератур конца
19 начала 20 столетия) (англ.)
К 220-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ А. С. ПУШКИНА
22
31
Ненарокова М. Р. A. S.Pushkin, “The Winter Road”:
the Poem’s Reception in the English-Speaking World
Through the Mirror of Close Reading (англ.)
Хворостьянова Е. В. Ритмическая композиция
трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ
40
50
59
Чудинов А. П., Никифорова М. В. Индивидуальный
стиль политика сквозь призму комического
Бутакова Л. О., Здриковская Т. А. Моделирование
взаимодействия научного понятия «альтруизм»
и обыденного представления об альтруизме
во французской лингвокультуре
Иванова Е. Э. Имена основателей уральской промышленности
на карте Урала
(из материалов XXII В К 80-ЛЕТИЮ Н. Л. ЛЕЙДЕРМАНА
67
73
78
«Литературная репутация как культурный механизм»,
29–30 марта 2019 г., Екатеринбург)
сероссийской конференции
Быков Л. П. Репутация в литературе. Заметки
к теме
Пращерук Н. В. Духовное измерение жизни
человека: репутация Бунина-художника
и реальность текста
Арсенова Т. А. «The Real Life of… Борис Рыжий»:
В о книге Алексея Мельникова «Борис Рыжий.
ведение в мифологию»
ЭМИГРАЦИЯ. ВНУТРЕННЯЯ ЭМИГРАЦИЯ. ССЫЛКА
(из материалов Международной конференции,
27–30 сентября 2018 г., Тюмень)
90
98
Арустамова А. А., Кондаков Б. В. Начало пути:
стратегии поэтического самоопределения в ранней
лирике О. Скопиченко, М. Визи, Е. Грот
Рогачева Н. А., Эртнер Е. Н. «Политэкономия
лонии с сочувствия» в эго-документах Ялуторовской косыльных
декабристов
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Актуальные вопросы языкового образования
в школе и вузе
104
111
116
Казакова О. А., Фрик Т. Б. Дисциплина «Профес-сиональный иностранный язык» для студентов
с из стран дальнего зарубежья: подходы к отбору
одержания
Vorozhtsova I. Eveil aux Langues Dans le Cadre
D’activites Hors-Classes: Pratiques Theatrales
Козлова Е. А., Колесникова О. И. Риторические
лакуны: причины, последствия, предупреждение
и лиГотовимся к уроку: преподавание русского языка
126
тературы в школе
Юхнова И. С. Ценностные ориентиры героев
А. П. Гайдара («Тимур и его команда»)
6
CONCEPTIONS. PROGRAMS. HYPOTHESES
8
17
Lipovetsky M. A Strange Case of a Regional
Cultural Revolution: Sverdlovsk
in the Perestroika Years
Vorel Jan. From Decadence to Teurgy (Connections
in Genesis of Czech and Russian Literature
at the End of 19th
and Beginning of 20th
TO 220 ANNIVERSARY A. S. PUSHKIN
22
31
Century)
Nenarokova M. R. A. S. Pushkin, “The Winter Road”:
the Poem’s Reception in the English-Speaking World
through the Mirror of Close Reading
Khvorostianova E. V. Rhythmic Composition
of Pushkin’s Tragedy «Mozart and Salieri»
LINGUISTICS’ MODERN DIRECTIONS
40
50
59
Chudinov A. P., Nikiforova M. V. Individual Style
of a Politician in the Light of the Comic
Butakova L. O., Zdrikovskaya T. A. Modelling
“ the Interaction between the Scientific Concept
in FAltruism” and the Everyday Idea of Altruism
rench Linguistic Culture
Ivanovа E. E. The Names of the Founders of the Ural
Industry on the Map of the Urals
TO 80 ANNIVERSARY N. L. LEIDERMAN
67
73
78
Bykov L. P. Reputation in Literature:
Notes to the Problem
Prashcheruk N. V. Spiritual Measurement
of a Human Life: Bunin`S Artistic Reputation
and Text`S Actuality
Arsenova T. A. “The Real Life of... Boris Ryzhy”:
on the Book “Boris Ryzhy. Introduction
to Mythology” by Alexey Melnikov
EMIGRATION.
DOMESTIC EMIGRATION. EXILE
C (from the materials of the International
90
aria Vizi and Elena Grot
98
onference, September 27–30, 2018, Tyumen)
Arustamova A. A., Kondakov B. V. The Beginning
of the Path: the Strategy of Poetic Self-Determination
M in the Early Poetry of Olga Skopichenko,
Rogacheva N. A., Ertner E. N. “Political Economy
of Empathy” in the Decembrists’ Ego Documents
at the Yalutorovsk Colony
THEORY AND METHODS OF TEACHING
PHILOLOGICAL DISCIPLINES AT SECONDARY
AND HIGHER SCHOOL
and universiTopical issues of language education in schools
104
ties
Kazakova O. A., Frik T. B. Professional Foreign
A Language Course for International Students:
pproaches to Content Selection
111
116
Vorozhtsova I. B. Awakening in Languages
in the Framework of Extra Class Activities:
Theatrical Practices
Kozlova E. A., Kolesnikova O. I. Rhetorical Lacunes:
Causes, Implications, Warning
Getting ready for a lesson: teaching Russian language
and literature at school
126
Yukhnova I. S. Values of A. Gaidar’s Heroes
(«Timur and his Team»)
Филологический класс. 2019. № 2 (56)
Стр.6
132 Михайлова И. С. Работа над речевым портретом
на уроке русского языка в 8 классе средней
школы
132 Mikhaylova I. S. Speech Portrait at the Russian
Language Lesson in the 8th
of Secondary School
Grade
138
Бикбаева Э. Р. О чем расскажут письма?: урок литературы
по эпистолярной повести И. Краевой
«Баба Яга пишет» в 6 классе
ПОЭТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
142
. С. Тургенева)
149
Комаров С. А., Маркова В. В. «Да и к чему было
ж говорить…»: безмолвие в системе средств выра138
Bikbayeva
E. R. What Will the Letters Tell?: A Literature
W Lesson on the Epistolary Novel by I. Kraeva “Baba Yaga
rites” in the 6th
Grade
POETICS OF RUSSIAN LITERATURE OF THE XIX CENTURY
142
Иения авторской позиции («Дворянское гнездо»
Ибатуллина Г.М., Огородова В. В. Сюжет инициации
Дурака в повести Л. Н. Толстого «Казаки»
ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО
ПРОЦЕССА
157
168
174
Ковтун Н. В. «Голый человек» А. Солженицына
на фоне «новой лагерной прозы»: pro et contra
Тернова Т. А. Поэт на фоне социума в эстетическом
проекте русского авангарда
Житенев А. А. Поэтология в книгах эссе
А. Скидана и М. Степановой
ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
181
lliances
186
193
199
Valova O. M., Shcherbakova T. V. Synthesis
of Philosophy and Art in O. Wild’s Gothic Story
The Canterville Ghost
Dronova O. A. Schriftsteller Zwischen Politik, MeRdien
und Unterhaltungsindustrie. L. Feuchtwangers
Soman „Erfolg“ und das Künstlerbild der Neuen
achlichkeit
Eliseeva A. V. Phänomen der Kollektiven Identität
in Deutschsprachigen Prosatexten der Migrantinnen
aus der UDSSR
С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО
207 Скрипова О. А. «Быть голубкой его орлиной»:
образы птиц в книге стихов М. Цветаевой
«Ремесло»
213
Зиннатуллина З. Р., Попп И. С. Жанровое своеобразие
романа Г. Л. Олди «Шерлoк Хoлмс прoтив
марсиан»: между мэшапом и кроссовером
ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
220
225
Андреюшкина Т. Н. Восприятие и развитие идей
А. В. Михайлова российскими учеными
Галло Я. Об антропоцентрическом подходе
к тексту и к дискурсивному пониманию текста
в монографии Я. Соколовой «Тексты ‒ изображеСния
‒ коммуникаты» (Рецензия на монографию:
коколова Я. Тексты – Изображения – Коммуни199
Proskurnin
B. M., Tokarev E. A. Sir Walter Scott’s
A The Antiquary: Cultures, History, Art and Narrative
149
Komarov S. A., Markova V. V. “And there was no Need
to Say Anything …”: Silence in the System of Means
b of Expression of the Author’s Position (“The Noble Nest”
y Ivan Turgenev)
Ibatullina G. M., Ogorodova V. V. The Plot of the Fool’s
Initiation in the Novel by L. N. Tolstoy “The Cossacks”
TRAJECTORIES
OF MODERN LITERARY PROCESS
157
168
174
Kovtun N. V. A. Solzhenitsyn’s “Naked Person” against
P the Background of “New Prison Camp Prose”:
ro et Contra
Ternova T. A. Poet against the Background of Society
in the Aesthetic Project of the Russian Avant-Garde
Zhitenev A. A. Poetology in Essay Books of A. Skidan
and M. Stepanova
ISSUES OF POETIC OF FOREIGN LITERATURE
181
186
193
Проскурнин Б. М., Токарев Е. А. Роман Вальтера
худо Скотта «Антикварий»: культурные, исторические,
жественные и повествовательные альянсы
Валова О. М., Щербакова Т. В. Синтез философии
и искусства в «готическом» рассказе О. Уайльда
«Кентервильское привидение»
Dronova O. A. Writer between Politics, Media
and Entertainment Industry. L. Feuchtwanger’s Novel
“Success” and the Conception of Artist
in the “Neue Sachlichkeit”
Eliseeva A. V. The Problem of Collective Identity
C in German-Speaking Prose,
reated by Authors from the Former USSR
FROM A YOUNG SCHOLAR’S DESK
207
oems “Remeslo”
213
Skripova O. A. “To be his Aquiline Dove”:
of P Bird Images in M. Tsvetaeva’s Book
Zinnatullina Z. R., Popp I. S. Genre Peculiarities
of H. L. Oldie’s “Sherlock Holmes vs. Martians”:
between Mashup and Crossover
REVIEWS
220
Andreiushkina T. N. Perception and Developing
b of Alexander Mikhailov’s Ideas
y the Russian Scientists
аты / Я. Соколова. Нитра: Университет Константина
Философа в Нитре, 2017. 330 с.)
225 Gallo Ján. On Antropocentric Approach
to Text and Discursive Text Perception
C in Monograph by J. Sokolova Texts – Images –
ommunicates
Philological Class. 2019. NO
2 (56)
7
Стр.7