Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 508624)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Философия и методология науки : учебное пособие (240,00 руб.)

0   0
АвторыЕрохин А. М., Черникова В. Е., Сергодеева Е. А., Каширина О. В., Филюшкина Д. В., Асланова М. Т., Коротков В. Е., Сапрыкина Е. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц260
ID642458
АннотацияПособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации магистра, представляет курс лекций, составленный преподавателями кафедры философии Гуманитарного института СКФУ.
Кому рекомендованоПредназначено для магистров, обучающихся по направлениям: «География», «Биология», «Экология и природопользование», «Землеустройство и кадастры», «Юриспруденция»
УДК001.1.168
ББК87.25
Философия и методология науки : учебное пособие [Электронный ресурс] / А. М. Ерохин, В. Е. Черникова, Е. А. Сергодеева, О. В. Каширина, Д. В. Филюшкина, М. Т. Асланова, В. Е. Коротков, Е. В. Сапрыкина .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017 .— 260 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/642458

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия_и_методология_науки.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.259
Философия_и_методология_науки.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направления подготовки (специальности): 05.04.02 География, 06.04.01 Биология, 05.04.06 Экология и природопользование, 21.04.02 Землеустройство и кадастры, 40.04. 01 Юриспруденция Квалификация выпускника – магистр Ставрополь 2017 1
Стр.1
УДК 001.1.168 (075.8) ББК 87.25 я73 Ф 56 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р филос. наук, профессор, вед. науч. сотр. В. И. Каширин, д-р филос. наук, профессор И. И. Гуляк (ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет») Ф 56 Философия и методология науки: учебное пособие / сост.: А.М. Ерохин, В.Е. Черникова , Е.А. Сергодеева, О.В. Каширина, Д.В. Филюшкина, М.Т. Асланова, В.Е. Коротков, Е.В. Сапрыкина. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 260 с. Пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации магистра, представляет курс лекций, составленный преподавателями кафедры философии Гуманитарного института СКФУ. Предназначено для магистров, обучающихся по направлениям: «География», «Биология», «Экология и природопользование», «Землеустройство и кадастры», «Юриспруденция». УДК 001.1.168 (075.8) ББК 87.25 я73 Составители: проф. А. М. Ерохин (5); проф. В. Е. Черникова – введение, заключение, (1, 9); проф. Е. А. Сергодеева (3, 5); проф. О. В. Каширина (6); проф. Д. В. Филюшкина (7); доц. В. Е. Коротков (8); доц. М. Т. Асланова (4); доц. Е. В. Сапрыкина (2) © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2017 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Современные тенденции в развитии высшего образования предполагают интенсивное освоение специализированных дисциплин на уровне магистратуры.Необходимым условием адаптации инновационных образовательных технологий и опыта, накопленного передовыми университетами, является решение современными вузами серьезных задач, связанных, прежде всего, с органичным соединением углубленной специализированной подготовки и способов ее социокультурной адаптации. Имеется ввиду формирование и развитие у магистров осмысленной потребности не тольков эффективном решении актуальных научно-исследовательских проблем, но и в умении адекватно оценить место современной науки в обществе, выявить ее ценностное и антропологическое содержание. Этот вектор развития образования соответствует современным тенденциям динамики науки, синтезирующей в себе технологические и социогуманитарные параметры научного знания. В современных условиях значение философско-методологической подготовки заметно усиливается. Это определяется комплексом объективных процессов, происходящих в обществе и формирующих проблемное поле социодинамики в XXI столетии. Тотальное внедрение науки и современных информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, глобализация современного мира, заметное ухудшение экологической ситуации, массовизация культуры и виртуализация жизненного пространства человека – это и многое другое актуализирует проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического содержания. Способствовать выполнению этой важнейшей задачи призван курс «Философия и методология науки», который в высших учебных заведениях Российской Федерации является базовым для освоения в магистратуре и ориентирован, в первую очередь, на философскометодологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности магистров и овладение навыками использования философской методологии в исследовательской работе. «Философия и методология науки» – относительно молодая дисциплина, получившая бурное развитие в XX веке и эффективно развивающаяся в наше время как в России, так и за рубежом. Дисциплина призвана ввести обучающегося в общую проблема3
Стр.3
тику феномена науки, сформировать представления об истории и теории науки в философском, социокультурном контекстах, приобщить к культуре научного поиска, способствовать развитию аналитических способностей и навыков научно-исследовательской деятельности. В Северо-Кавказском федеральном университете дисциплина «Философия и методология науки» изучается студентами первого курса магистратуры естественнонаучных, социогуманитарных, юридическихспециальностей. Целью освоения дисциплины является формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистра для осуществления научно-исследовательской деятельности, овладение системой знаний о развитии философии науки, основами методологии научного познания. Задачи, способствующие достижению поставленной цели, следующие:  усвоение сущности науки, тенденций и закономерностей ее современного развития;  формирование представлений о современной философии науки, ее проблемах и основных направлениях;  получение знания основ методологии и логики научного поиска, навыков применения их на практике в собственной исследовательской деятельности;  осознание роли науки в жизни общества, влияния науки как на доминирующий в обществе стиль мышления, так и на сохранение в нем нравственных ценностей и норм;  овладение навыками использования философской методологии в исследовательской работе;  развитие навыков ведения дискуссии, овладение правилами полемики и научной аргументации. Важным критерием профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений является способность применять полученные знания, навыки и умения в профессиональной деятельности, готовность к совершенствованию полученных знаний, адекватному восприятию инноватики в области профессиональной деятельности, креативному применению полученных знаний. Это получило свое воплощение в компетентностном подходе к подготовке выпускников вузов. 4
Стр.4
В результате усвоения дисциплины «Философия и методология науки» у магистров должны сформироваться следующие компетенции. 1. Направление 05.04.02 – География: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); обладание системным научным мышлением, широкой философско-мировоззренческой культурой, методологической грамотностью; владение общенаучными и специальными методами исследования (ОПК-1); умение разрабатывать программу целостного научного географического исследования, направленного на получение нового знания и оригинальных результатов по актуальным проблемам в соответствии с профилем подготовки (ПК-4). 2. Направление 06.04.01 – Биология: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала(ОК-3); готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональнойдеятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические,конфессиональные и культурные различия (ОПК-2); способность применять знание истории и методологии биологических наук для решения фундаментальных профессиональных задач (ОПК5); способность использовать философские концепции естествознания дляформирования научного мировоззрения (ОПК-8); способность генерировать новые идеи и методические решения (ПК-4). 3. Направление 05.04.06 – Экология и природопользование: способность к анализу, синтезу, обладание культурой исследовательской деятельности (ОК-1). 4. Направление 21.04.02 – Землеустройство и кадастры: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3). 5. Направление 40.04. 01 – Юриспруденция: умеет публично оперировать оборотами устной речи, владеет письменным профессиональным языком и готов профессионально 5
Стр.5
общаться на иностранном языке (ОК-4); готов преподавать юридические дисциплины, способен применять современные образовательные технологии; способен к организации учебного процесса; способствует формированию правовой культуры обучающихся (ПК-7); способен создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями; владеет актуальными методами научного познания и самостоятельно формулирует выводы и рекомендации применения результатов исследования (ПК-8). Особенностью данного курса лекций является его междисциплинарный характер, выраженный в рассмотрении актуальных проблем философии науки с учетом профиля науки. Исходя из необходимости следовать единой концептуально обоснованной программекурса по философии и методологии науки для магистров гуманитарных и естественнонаучных специальностей Северо-Кавказского федерального университета, авторы пособия считают принципиально важным включить в настоящее учебное пособие самостоятельные разделы, посвященные философскометодологическим проблемам отраслей науки. С целью оптимизации самостоятельной подготовки магистров и самопроверки усвоенных знаний в курс лекций включены контрольные вопросы к каждой теме, список литературы и информационных источников. В приложении представлены биографии ученых и философов с указанием их трудов и научных достижений, что поможет магистрам ориентироваться в школах, течениях и тенденциях философско-методологической мысли и анализировать философско-методологические и научные тексты. Курс лекций подготовлен преподавателями кафедры философии гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета и адресован магистрам естественнонаучного и социогуманитарного направлений СКФУ для усвоения дисциплины «Философия и методология науки». 6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ………………………………………………….. 1. Философия науки как философское направление и философская дисциплина ……………………………………... 2. Основные этапы развития философии науки ……………. 3. Философская реконструкция истории науки …………….. 4. Основные этапы развития науки …………………………. 5. Современная наука: ее основные черты и особенности.… 6. Основные черты научного знания и его структура ……… 7. Методология научного познания …………………………. 8. Философия отраслей науки ……………………………….. 9. Методологические особенности отраслей научного знания …………………………………………………………….. Заключение …………………………………………………… Литература ……………………………………………………. Приложение …………………………………………………… 3 7 40 64 93 116 145 169 193 217 242 244 248 259
Стр.259

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически