МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направления подготовки (специальности):
05.04.02 География, 06.04.01 Биология,
05.04.06 Экология и природопользование,
21.04.02 Землеустройство и кадастры,
40.04. 01 Юриспруденция
Квалификация выпускника – магистр
Ставрополь
2017
1
Стр.1
УДК 001.1.168 (075.8)
ББК 87.25 я73
Ф 56
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р филос. наук, профессор, вед. науч. сотр. В. И. Каширин,
д-р филос. наук, профессор И. И. Гуляк
(ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный
аграрный университет»)
Ф 56 Философия и методология науки: учебное пособие /
сост.: А.М. Ерохин, В.Е. Черникова , Е.А. Сергодеева, О.В. Каширина,
Д.В. Филюшкина, М.Т. Асланова, В.Е. Коротков,
Е.В. Сапрыкина. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 260 с.
Пособие подготовлено в соответствии с требованиями
ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации
магистра, представляет курс лекций, составленный преподавателями
кафедры философии Гуманитарного института СКФУ.
Предназначено для магистров, обучающихся по направлениям:
«География», «Биология», «Экология и природопользование»,
«Землеустройство и кадастры», «Юриспруденция».
УДК 001.1.168 (075.8)
ББК 87.25 я73
Составители:
проф. А. М. Ерохин (5); проф. В. Е. Черникова – введение, заключение,
(1, 9); проф. Е. А. Сергодеева (3, 5); проф. О. В. Каширина (6);
проф. Д. В. Филюшкина (7); доц. В. Е. Коротков (8);
доц. М. Т. Асланова (4); доц. Е. В. Сапрыкина (2)
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современные тенденции в развитии высшего образования предполагают
интенсивное освоение специализированных дисциплин на
уровне магистратуры.Необходимым условием адаптации инновационных
образовательных технологий и опыта, накопленного передовыми
университетами, является решение современными вузами серьезных
задач, связанных, прежде всего, с органичным соединением
углубленной специализированной подготовки и способов ее социокультурной
адаптации. Имеется ввиду формирование и развитие у
магистров осмысленной потребности не тольков эффективном решении
актуальных научно-исследовательских проблем, но и в умении
адекватно оценить место современной науки в обществе, выявить
ее ценностное и антропологическое содержание. Этот вектор
развития образования соответствует современным тенденциям динамики
науки, синтезирующей в себе технологические и социогуманитарные
параметры научного знания.
В современных условиях значение философско-методологической
подготовки заметно усиливается. Это определяется комплексом
объективных процессов, происходящих в обществе и формирующих
проблемное поле социодинамики в XXI столетии. Тотальное
внедрение науки и современных информационных технологий
во все сферы жизнедеятельности общества, глобализация современного
мира, заметное ухудшение экологической ситуации,
массовизация культуры и виртуализация жизненного пространства
человека – это и многое другое актуализирует проблемы философско-мировоззренческого
и логико-методологического содержания.
Способствовать выполнению этой важнейшей задачи призван
курс «Философия и методология науки», который в высших учебных
заведениях Российской Федерации является базовым для освоения в
магистратуре и ориентирован, в первую очередь, на философскометодологическое
обеспечение научно-профессиональной деятельности
магистров и овладение навыками использования философской
методологии в исследовательской работе.
«Философия и методология науки» – относительно молодая
дисциплина, получившая бурное развитие в XX веке и эффективно
развивающаяся в наше время как в России, так и за рубежом.
Дисциплина призвана ввести обучающегося в общую проблема3
Стр.3
тику феномена науки, сформировать представления об истории и
теории науки в философском, социокультурном контекстах, приобщить
к культуре научного поиска, способствовать развитию
аналитических способностей и навыков научно-исследовательской
деятельности.
В Северо-Кавказском федеральном университете дисциплина
«Философия и методология науки» изучается студентами первого
курса магистратуры естественнонаучных, социогуманитарных,
юридическихспециальностей.
Целью освоения дисциплины является формирование общекультурных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций
магистра для осуществления научно-исследовательской
деятельности, овладение системой знаний о развитии философии
науки, основами методологии научного познания.
Задачи, способствующие достижению поставленной цели,
следующие:
усвоение сущности науки, тенденций и закономерностей ее
современного развития;
формирование представлений о современной философии
науки, ее проблемах и основных направлениях;
получение знания основ методологии и логики научного
поиска, навыков применения их на практике в собственной исследовательской
деятельности;
осознание роли науки в жизни общества, влияния науки
как на доминирующий в обществе стиль мышления, так и на сохранение
в нем нравственных ценностей и норм;
овладение навыками использования философской методологии
в исследовательской работе;
развитие навыков ведения дискуссии, овладение правилами
полемики и научной аргументации.
Важным критерием профессиональной подготовки выпускников
высших учебных заведений является способность применять
полученные знания, навыки и умения в профессиональной
деятельности, готовность к совершенствованию полученных знаний,
адекватному восприятию инноватики в области профессиональной
деятельности, креативному применению полученных знаний.
Это получило свое воплощение в компетентностном подходе
к подготовке выпускников вузов.
4
Стр.4
В результате усвоения дисциплины «Философия и методология
науки» у магистров должны сформироваться следующие
компетенции.
1. Направление 05.04.02 – География:
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
(ОК-1); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию
творческого потенциала (ОК-3); обладание системным научным
мышлением, широкой философско-мировоззренческой культурой,
методологической грамотностью; владение общенаучными
и специальными методами исследования (ОПК-1); умение разрабатывать
программу целостного научного географического исследования,
направленного на получение нового знания и оригинальных
результатов по актуальным проблемам в соответствии с профилем
подготовки (ПК-4).
2. Направление 06.04.01 – Биология:
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
(ОК-1); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию
творческого потенциала(ОК-3); готовность руководить коллективом
в сфере своей профессиональнойдеятельности, толерантно
воспринимая социальные, этнические,конфессиональные и
культурные различия (ОПК-2); способность применять знание
истории и методологии биологических наук
для решения фундаментальных профессиональных задач (ОПК5);
способность использовать философские концепции естествознания
дляформирования научного мировоззрения (ОПК-8); способность
генерировать новые идеи и методические решения (ПК-4).
3. Направление 05.04.06 – Экология и природопользование:
способность к анализу, синтезу, обладание культурой исследовательской
деятельности (ОК-1).
4. Направление 21.04.02 – Землеустройство и кадастры:
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
(ОК-1); готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести
социальную и этическую ответственность за принятые решения
(ОК-2); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию
творческого потенциала (ОК-3).
5. Направление 40.04. 01 – Юриспруденция:
умеет публично оперировать оборотами устной речи, владеет
письменным профессиональным языком и готов профессионально
5
Стр.5
общаться на иностранном языке (ОК-4); готов преподавать юридические
дисциплины, способен применять современные образовательные
технологии; способен к организации учебного процесса;
способствует формированию правовой культуры обучающихся
(ПК-7); способен создавать новое знание, соотносить это знание с
имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями;
владеет актуальными методами научного познания и самостоятельно
формулирует выводы и рекомендации применения результатов
исследования (ПК-8).
Особенностью данного курса лекций является его междисциплинарный
характер, выраженный в рассмотрении актуальных
проблем философии науки с учетом профиля науки. Исходя из
необходимости следовать единой концептуально обоснованной
программекурса по философии и методологии науки для магистров
гуманитарных и естественнонаучных специальностей Северо-Кавказского
федерального университета, авторы пособия считают
принципиально важным включить в настоящее учебное пособие
самостоятельные разделы, посвященные философскометодологическим
проблемам отраслей науки.
С целью оптимизации самостоятельной подготовки магистров
и самопроверки усвоенных знаний в курс лекций включены контрольные
вопросы к каждой теме, список литературы и информационных
источников. В приложении представлены биографии
ученых и философов с указанием их трудов и научных достижений,
что поможет магистрам ориентироваться в школах, течениях
и тенденциях философско-методологической мысли и анализировать
философско-методологические и научные тексты.
Курс лекций подготовлен преподавателями кафедры философии
гуманитарного института Северо-Кавказского федерального
университета и адресован магистрам естественнонаучного и социогуманитарного
направлений СКФУ для усвоения дисциплины
«Философия и методология науки».
6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………………………..
1. Философия науки как философское направление
и философская дисциплина ……………………………………...
2. Основные этапы развития философии науки …………….
3. Философская реконструкция истории науки ……………..
4. Основные этапы развития науки ………………………….
5. Современная наука: ее основные черты и особенности.…
6. Основные черты научного знания и его структура ………
7. Методология научного познания ………………………….
8. Философия отраслей науки ………………………………..
9. Методологические особенности отраслей научного
знания ……………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………
Литература …………………………………………………….
Приложение ……………………………………………………
3
7
40
64
93
116
145
169
193
217
242
244
248
259
Стр.259