МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности
Специализации «Морально-психологическое обеспечение
служебной деятельности», «Психологическое обеспечение
служебной деятельности в экстремальных условиях»
Ставрополь
2017
Стр.1
УДК 159.9.072.5 (075.8)
ББК 88 я73
М 54
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р психол. наук, профессор С. Г. Корлякова
(ГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт»)
канд. психол. наук, доцент Л. И. Макадей
М 54 Методология и методы социально-психологического
исследования: учебное пособие / сост.: М. В. Лукьянова,
А. С. Лукьянов. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 152 с.
Пособие представляет курс лекций; составлено в соответствии
с требованиями ФГОС ВО по специальности «Психология
служебной деятельности» и содержит материал для теоретической
подготовки студентов.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
37.05.02 Психология служебной деятельности.
УДК 159.9.072.5
ББК 88я73
Составители:
канд. психол. наук, доцент М. В. Лукьянова,
канд. психол. наук, доцент А. С. Лукьянов
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
Стр.2
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. Методология науки и научного исследования . . . . . . . . . 7
2. Методы научного исследования в психологии . . . . . . . . 27
3. Методологические аспекты исследования
малой группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
4. Программа и методы социально-психологического
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
5. Метод социометрии и его разновидности.
Аппаратурные методы социально-психологического
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
6. Характеристика эксперимента как метода
социально-психологического исследования . . . . . . . . . . . . 98
7. Деловая игра как метод социально-психологического
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
8. Фокус-группа как метод социально-психологического
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Литература и Интернет-источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Лукьянова М. В., Лукьянов А. С.
3
Стр.3
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
Предисловие
Методология и методы социально-психологического исследования
сегодня представляет собой самостоятельную учебную дисциплину,
отражающую в своём содержании теорию и практику социально-психологического
исследования и имеющую в качестве основного
предмета изучения систему психологических методов.
Время предъявляет новые требования к профессиональной подготовке
психологов. Теоретический курс «Методология и методы социально-психологического
исследования» предполагает, что студент
получит необходимые ориентиры в современных способах организации
исследования и системах методических средств, обеспечивающих
реализацию социально-психологического исследования.
Практика организации таких исследований не может быть целью теоретического
курса, но обычно он сочетается с последующими общими
и специальными практикумами. Именно практикумы нацелены
на ознакомление с конкретными приёмами реализации тех или иных
схем психологического исследования. В рамках теоретического курса
студент приобретает те знания, которые в последующем позволят
ему профессионально оценивать проведенные или планируемые исследования
как удовлетворяющие нормативам тех или иных методов.
Таким образом создаётся возможность профессионального чтения
литературы по психологии и активного владения способами оценки и
планирования социально-психологических исследований.
Пособие содержит материалы учебного курса «Методология и
методы социально-психологического исследования» для психологических
направлений подготовки в целом, однако в первую очередь
предназначен для будущих специалистов в области психологии
служебной деятельности. В нём изложены методологические основания
психологического исследования, дана классификация и характеристика
эмпирических методов социально-психологического
исследования. Подробно рассматриваются конкретные методические
средства социально-психологического исследования.
Таким образом, данный курс лекций содержит материал для
теоретической и практической подготовки студентов, отражающий
современное представление о методах и методологии социально-психологического
исследования, связанное с формированием
необходимых будущему психологу знаний, умений, навыков и соответствующих
профессиональных компетенций.
4
Учебное пособие
Стр.4
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью освоения дисциплины «Методология и методы социально-психологического
исследования» является формирование набора
общекультурных и профессиональных компетенций специалиста
по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности.
К задачам освоения курса относятся:
– ознакомление студентов с основными методами, используемыми
в социально-психологических исследованиях;
– формирование положительной мотивации использования методов
социально-психологического исследования как на фундаментальном,
так и на прикладном уровне;
– выработка навыков использования разноуровневой методологии
социально-психологического исследования для решения профессиональных
задач.
Дисциплина «Методология и методы социально-психологического
исследования» относится к дисциплинам профессионального
цикла базовой части. Код дисциплины – С3.Б.23. Её освоение происходит
в 6-м семестре. Для этого освоения необходимы знания,
умения обучающихся, приобретённые в результате изучения таких
предшествующих дисциплин, как ««Общий психологический практикум»,
«Экспериментальная психология», «Математические методы
в психологии», «Социальная психология». «Методология и методы
социально-психологического исследования» как дисциплина является
одним из курсов по методологии организации исследований в
психологии и предваряет освоение последующих дисциплин, таких
как «Этнопсихология», «Психология толпы и массовых беспорядков»,
«Психология труда», «Психология безопасности».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование
следующих компетенций:
ПК-8: способность отбирать и применять психодиагностические
методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов.
ПК-12: способность реализовывать психологические методики и
технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья
индивидов и групп.
ПК-15: способность разрабатывать модели диагностики проблем
лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные
формы, методы и программы коррекционных мероприятий.
ПК-20: способность обрабатывать, анализировать и систематизировать
научно-психологическую информацию, отечественный и
зарубежный опыт по теме исследования.
ПК-21: способность осуществлять постановку проблем исследования,
обосновывать гипотезы и определять задачи исследования.
Лукьянова М. В., Лукьянов А. С.
5
Стр.5
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
ПК-23: способность готовить научные отчеты, обзоры, публикации
и рекомендации по результатам выполненных исследований.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
– сущность методологии научного исследования;
– уровни методологии научного исследования;
– сущность и специфику методологии психологического исследования;
–
специфику предметной области методологии социально-психологического
исследования;
– методы психологии и психологического исследования;
– специфику методов социально-психологического исследования.
Уметь:
– характеризовать уровни методологии научного исследования;
– различать методы психологического исследования для разных
уровней методологии;
– определять предметную специфику социально-психологического
исследования;
– характеризовать специфику методов анализа социально-психологической
реальности;
– определять программу социально-психологического исследования;
–
готовить научные отчёты, обзоры, публикации и рекомендации
по результатам выполненных исследований.
Владеть:
– способностью отбирать и применять психодиагностические
методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов;
– способностью реализовывать психологические методики и
технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья
индивидов и групп;
– способностью разрабатывать модели диагностики проблем
лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные
формы, методы и программы коррекционных мероприятий;
– способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать
научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный
опыт по теме исследования;
– способностью осуществлять постановку проблем исследования,
обосновывать гипотезы и определять задачи исследования.
Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО
по специальности 37.05.02 – Психология служебной деятельности.
6
Учебное пособие
Стр.6